Основной герой играет в настолку с каким-то то ли демоном, то ли монстром, и на кону, кажется, его жизнь. А настолка напоминает ККИ в духе  Slay the Spire. Нет, в этом случае речь не про  Inscryption. Хотя направление мысли верное —  Inkshade можно назвать едва ли не лучшей вариацией культового проекта Дэниела Маллинса (Daniel Mullins). И это не совершенно уж клон, а вполне самостоятельная и даже уникальная по стилистике игра.

Дорога в ад

Вышедшая в 2021 году Inscryption сделалась крайне популярной, принесла много приятных и нервных минут (особенно мне и Андрею Маковееву) и породила несколько игр-подражателей. Можно, так, вспомнить Limb From Limb, в которой мы сидим за столом с другим пациентом, вытягиваем карты и за каждую жертвуем своим перстом. Отчасти похожей можно назвать и популярную  Buckshot Roulette, где мы играем в русскую рулетку и периодически пускаем себе дробь в лоб. В этом году вышел отечественный хоррор-квест  Is this Game Trying to Kill Me?, какой многое взял из Inscryption, — хижину посреди тёмного леса, пугающего хозяина, который предлагает сыграть в компьютерную игру, возможность исследовать распроклятый старый дом, а также решать головоломки.

Однако никто не приблизился к концепции оригинала, в каком настольная игра с монстром была лишь первым, внешним слоем — за ним скрывались настоящее постмодернистское высказывание и несколько совсем других игр и механик. Inkshade тоже не про это, но в остальном, особенно в антураже и атмосфере, она очень даже похожа на работу Дэниела Маллинса. Но при этом, повторю, не теряет собственной идентичности.

Тут мы оказываемся в таком же мрачном месте. Это не хижина, а тёмные интерьеры корабля, который, кажется, направляется прямиком в ад. Некая инфернальная и почти невидимая суть (мы иногда лишь видим очертания её лап и два белых глаза в кромешной тьме) делает предложение — сесть за стол и сразиться в настольную игру, управляя деревянными фигурками. В этой игре мы выступаем в роли капитана, который ищет линия в бездну. Он должен завоевать один из трёх предложенных континентов, чтобы там добраться до порта, купить дирижабль и «отправиться в распроклятое небо».

Inkshade: Обзор тактической вариации Inscryption

Escape room

При этом в любой момент можно встать из-за стола, чтобы изучать корабль, разыскивать новые фигурки и монетки для их прокачки, а также заниматься менеджментом своей деревянной команды у специального стола. За победы над боссами и достижение значительных этапов в настолке сущность выдаёт ключи от новых помещений. А их было бы интересно исследовать даже без необходимости разыскивать новые фигурки.

Мы видим накрытые столы, граммофоны, рояль, огромный телескоп, штурвал, странные конструкции, решаем пазлы и силимся постигнуть, что же это за место такое и что тут происходит. Головоломки сами по себе не слишком сложные и по большей части привычные. Мы ищем объекты в тайниках (например, лампу, без которой не попасть в некоторые помещения, или съёмную кнопку), крутим вентили, пытаемся на отдельной панели сделать так, чтобы все алые лампочки стали зелёными, крутим сферы, пытаясь правильно выставить их на фоне звёздного неба.

Inkshade: Обзор тактической вариации Inscryption

Но если отдельный из пазлов открывают тайники с новыми фигурками и монетами, то назначение других головоломок долгое время остаётся незнакомым. Зачем мы собираем и устанавливаем какие-то металлические рычаги, к чему этот телескоп? И почему загадочная сущность не пускает нас (по крайней мере, до поры до поре) в некоторые помещения? Да, инфернальный мастер игры периодически появляется, просит сыграть на рояле, что-то таинственно комментирует и грозно предупреждает. Если же не послушаемся и продолжим погружаться в тьму запретного места, то в этой тьме вспыхнут два белых глаза, мы услышим что-то в духе «Я же тебя предупреждал!» и помрём — но тут же возродимся за столом.

Периодически сущность проявляет себя и другими способами, действуя преимущественно как полтергейст и, видимо, пытаясь нас напугать. На самом деле, получается не чересчур страшно, но атмосфера напряжения и мрачной тайны передана отлично. Жаль только, что сюжет и ответы выдаются небольшими порциями по большим праздникам.

Деревянная тактика

Впрочем, главные события в Inkshade всё-таки происходят за игровым столом. Мы играем в этакую смешение тактической JRPG и Slay the Spire. На глобальной карте, знакомой по «Шпилю», выбираем маршрут, где нас ждут битвы, торговцы, улучшения, случайные события, отмеченные знаками вопроса, боссы и элитные враги. Но сначала в трюме на специальном столе нужно сформировать свой отряд из доступных на этот момент деревянных фигурок, представляющих бойцов разных классов — лучников, магов, мечников, копейщиков и многих-многих иных.

Inkshade: Обзор тактической вариации Inscryption

Так мы формируем колоду под забег. Глобально она пополняется новыми фигурками (читай: картами), найденными на корабле. А непосредственно во пора забега получаем на выбор новых бойцов после выигранных сражений или во время событий, когда нам предлагают пополнить команду — а ещё могут предложить выслать «карту» (то есть продать персонажа) или обменять две фигурки на одну более мощную. По такому же принципу устроена и прокачка: есть глобальная доля, когда мы в трюме за собранные монеты увеличиваем вместимость колоды и стартовой руки, а также улучшаем характеристики бойцов, и есть негустые апгрейды, доступные непосредственно во время забега. Причём там можно не только улучшать своих, но и проклинать чужих бойцов.

И это весьма важно — грамотно редактировать и улучшать таким образом свою колоду персонажей, ведь побеждать и выживать тут непросто (особенно поначалу). Здешние битвы представляют собой типичные для тактических JRPG сражения, где активно используются особенности каждого класса, а также преимущества места. Плюс есть нотки шахмат и шашек. Вначале расставляем свои фигурки в доступные слоты, а потом пытаемся всех перебить или выйти «в дамки» — утилитарны на каждой карте на противоположном конце есть точка, которая позволяет сразу выиграть матч, если доберёмся до неё и отстоим на ней до следующего хода. Обычно она расположена за вражеским королём, то есть за самым сильным соперником.

Вот тут сразу две точки.

Вот тут сразу две точки.

Как зачислено в жанре, встречаются в битвах и другие условия, когда, например, нужно не вступать в бой, а постараться как можно быстрее вырваться из окружения и добраться до выхода. Где-то доводится учитывать присутствие нейтральных монстров, которые могут атаковать как нас, так и врагов, где-то слишком темно или мы сами должны уничтожать ключи освещения. И в любом случае на каждой карте полно препятствий, зданий, высот и низин, узких проходов, где нас замыкают, атакуя с возвышенностей лучниками. Зачастую врагов не видно до поры до времени или они неожиданно выскакивают из каких-то домов.

Разумеется, в таких условиях велик соблазн и самому делать ставку на стрелков, но некоторые из них (например, охотники) обладают чересчур малым запасом здоровья (и его никак не прокачать), а потому могут быстро пойти в расход. Поэтому приходится рассматривать и тех, кто, так, не может атаковать издали, но способен далеко ходить и изначально более крепок.

Inkshade: Обзор тактической вариации Inscryption

В любом случае очень значительно грамотно перемещать подопечных, рассчитывая атаки и дальность перемещения, чтобы в свой ход именно уничтожать противников, а не оставлять раненых. Сложности добавляет и то, что неприятели не ведутся на наши уловки и не бросаются в погоню за теми, кого видели, — выманивать их почти не получается, они предпочитают терпеливо ожидать, когда мы сами окажемся в зоне видимости или поражения, и тогда уже начинают действовать.

Некоторые говорят, что в игре есть проблемы с балансом — мол, достаточно немного прокачать своих бойцов, и вы начнёте выигрывать. Видимо, я плохо играю, но даже после максимального (ну почти) улучшения едва-едва ли не всех подопечных в колоде так и не нащупал эту победоносную тактику и команду — игра всегда умудряется бросать вызов. А вот что мне подлинно не понравилось, так это откровенно неудобные навигация и интерфейс в битвах, а также дефицит интересных случайных событий.

Inkshade: Обзор тактической вариации Inscryption

Inkshade едва-едва ли достигает тех же глубин постмодернизма в духе Inscryption (да авторы этого и не хотели), сосредоточена на тактике, а элементы хоррора и квеста приделаны для антуража и атмосферы. Но даже так она притягивает внимание — например, своей «деревянной» стилистикой. А уж ценителям интересных рогаликов и тактических RPG я её совершенно точно рекомендую.

Плюсы: атмосфера усилия и мрачной тайны; увлекательный геймплей, сочетающий элементы роуглайта; тактические битвы, исследование и пазлы в жанре escape room; уникальная стилистика; атмосферное аудиовизуальное исполнение.

Минусы: потенциально увлекательный сюжет подаётся малыми дозами; неудобные навигация и интерфейс в битвах; мало интересных случайных событий, а ситуаций выбора, по сути, нет вовсе.

Оценка игры