Основной герой играет в настолку с каким-то то ли демоном, то ли монстром, и на кону, кажется, его жизнь. А настолка напоминает ККИ в духе Slay the Spire. Нет, в этом случае речь не про Inscryption. Хотя направление мысли верное — Inkshade можно назвать едва ли не лучшей вариацией культового проекта Дэниела Маллинса (Daniel Mullins). И это не совершенно уж клон, а вполне самостоятельная и даже уникальная по стилистике игра.
Дорога в ад
Вышедшая в 2021 году Inscryption сделалась крайне популярной, принесла много приятных и нервных минут (особенно мне и Андрею Маковееву) и породила несколько игр-подражателей. Можно, так, вспомнить Limb From Limb, в которой мы сидим за столом с другим пациентом, вытягиваем карты и за каждую жертвуем своим перстом. Отчасти похожей можно назвать и популярную Buckshot Roulette, где мы играем в русскую рулетку и периодически пускаем себе дробь в лоб. В этом году вышел отечественный хоррор-квест Is this Game Trying to Kill Me?, какой многое взял из Inscryption, — хижину посреди тёмного леса, пугающего хозяина, который предлагает сыграть в компьютерную игру, возможность исследовать распроклятый старый дом, а также решать головоломки.
Однако никто не приблизился к концепции оригинала, в каком настольная игра с монстром была лишь первым, внешним слоем — за ним скрывались настоящее постмодернистское высказывание и несколько совсем других игр и механик. Inkshade тоже не про это, но в остальном, особенно в антураже и атмосфере, она очень даже похожа на работу Дэниела Маллинса. Но при этом, повторю, не теряет собственной идентичности.
Тут мы оказываемся в таком же мрачном месте. Это не хижина, а тёмные интерьеры корабля, который, кажется, направляется прямиком в ад. Некая инфернальная и почти невидимая суть (мы иногда лишь видим очертания её лап и два белых глаза в кромешной тьме) делает предложение — сесть за стол и сразиться в настольную игру, управляя деревянными фигурками. В этой игре мы выступаем в роли капитана, который ищет линия в бездну. Он должен завоевать один из трёх предложенных континентов, чтобы там добраться до порта, купить дирижабль и «отправиться в распроклятое небо».
Escape room
При этом в любой момент можно встать из-за стола, чтобы изучать корабль, разыскивать новые фигурки и монетки для их прокачки, а также заниматься менеджментом своей деревянной команды у специального стола. За победы над боссами и достижение значительных этапов в настолке сущность выдаёт ключи от новых помещений. А их было бы интересно исследовать даже без необходимости разыскивать новые фигурки.
Мы видим накрытые столы, граммофоны, рояль, огромный телескоп, штурвал, странные конструкции, решаем пазлы и силимся постигнуть, что же это за место такое и что тут происходит. Головоломки сами по себе не слишком сложные и по большей части привычные. Мы ищем объекты в тайниках (например, лампу, без которой не попасть в некоторые помещения, или съёмную кнопку), крутим вентили, пытаемся на отдельной панели сделать так, чтобы все алые лампочки стали зелёными, крутим сферы, пытаясь правильно выставить их на фоне звёздного неба.
Но если отдельный из пазлов открывают тайники с новыми фигурками и монетами, то назначение других головоломок долгое время остаётся незнакомым. Зачем мы собираем и устанавливаем какие-то металлические рычаги, к чему этот телескоп? И почему загадочная сущность не пускает нас (по крайней мере, до поры до поре) в некоторые помещения? Да, инфернальный мастер игры периодически появляется, просит сыграть на рояле, что-то таинственно комментирует и грозно предупреждает. Если же не послушаемся и продолжим погружаться в тьму запретного места, то в этой тьме вспыхнут два белых глаза, мы услышим что-то в духе «Я же тебя предупреждал!» и помрём — но тут же возродимся за столом.
Периодически сущность проявляет себя и другими способами, действуя преимущественно как полтергейст и, видимо, пытаясь нас напугать. На самом деле, получается не чересчур страшно, но атмосфера напряжения и мрачной тайны передана отлично. Жаль только, что сюжет и ответы выдаются небольшими порциями по большим праздникам.
Деревянная тактика
Впрочем, главные события в Inkshade всё-таки происходят за игровым столом. Мы играем в этакую смешение тактической JRPG и Slay the Spire. На глобальной карте, знакомой по «Шпилю», выбираем маршрут, где нас ждут битвы, торговцы, улучшения, случайные события, отмеченные знаками вопроса, боссы и элитные враги. Но сначала в трюме на специальном столе нужно сформировать свой отряд из доступных на этот момент деревянных фигурок, представляющих бойцов разных классов — лучников, магов, мечников, копейщиков и многих-многих иных.
Так мы формируем колоду под забег. Глобально она пополняется новыми фигурками (читай: картами), найденными на корабле. А непосредственно во пора забега получаем на выбор новых бойцов после выигранных сражений или во время событий, когда нам предлагают пополнить команду — а ещё могут предложить выслать «карту» (то есть продать персонажа) или обменять две фигурки на одну более мощную. По такому же принципу устроена и прокачка: есть глобальная доля, когда мы в трюме за собранные монеты увеличиваем вместимость колоды и стартовой руки, а также улучшаем характеристики бойцов, и есть негустые апгрейды, доступные непосредственно во время забега. Причём там можно не только улучшать своих, но и проклинать чужих бойцов.
И это весьма важно — грамотно редактировать и улучшать таким образом свою колоду персонажей, ведь побеждать и выживать тут непросто (особенно поначалу). Здешние битвы представляют собой типичные для тактических JRPG сражения, где активно используются особенности каждого класса, а также преимущества места. Плюс есть нотки шахмат и шашек. Вначале расставляем свои фигурки в доступные слоты, а потом пытаемся всех перебить или выйти «в дамки» — утилитарны на каждой карте на противоположном конце есть точка, которая позволяет сразу выиграть матч, если доберёмся до неё и отстоим на ней до следующего хода. Обычно она расположена за вражеским королём, то есть за самым сильным соперником.
Вот тут сразу две точки.
Как зачислено в жанре, встречаются в битвах и другие условия, когда, например, нужно не вступать в бой, а постараться как можно быстрее вырваться из окружения и добраться до выхода. Где-то доводится учитывать присутствие нейтральных монстров, которые могут атаковать как нас, так и врагов, где-то слишком темно или мы сами должны уничтожать ключи освещения. И в любом случае на каждой карте полно препятствий, зданий, высот и низин, узких проходов, где нас замыкают, атакуя с возвышенностей лучниками. Зачастую врагов не видно до поры до времени или они неожиданно выскакивают из каких-то домов.
Разумеется, в таких условиях велик соблазн и самому делать ставку на стрелков, но некоторые из них (например, охотники) обладают чересчур малым запасом здоровья (и его никак не прокачать), а потому могут быстро пойти в расход. Поэтому приходится рассматривать и тех, кто, так, не может атаковать издали, но способен далеко ходить и изначально более крепок.
В любом случае очень значительно грамотно перемещать подопечных, рассчитывая атаки и дальность перемещения, чтобы в свой ход именно уничтожать противников, а не оставлять раненых. Сложности добавляет и то, что неприятели не ведутся на наши уловки и не бросаются в погоню за теми, кого видели, — выманивать их почти не получается, они предпочитают терпеливо ожидать, когда мы сами окажемся в зоне видимости или поражения, и тогда уже начинают действовать.
Некоторые говорят, что в игре есть проблемы с балансом — мол, достаточно немного прокачать своих бойцов, и вы начнёте выигрывать. Видимо, я плохо играю, но даже после максимального (ну почти) улучшения едва-едва ли не всех подопечных в колоде так и не нащупал эту победоносную тактику и команду — игра всегда умудряется бросать вызов. А вот что мне подлинно не понравилось, так это откровенно неудобные навигация и интерфейс в битвах, а также дефицит интересных случайных событий.
Inkshade едва-едва ли достигает тех же глубин постмодернизма в духе Inscryption (да авторы этого и не хотели), сосредоточена на тактике, а элементы хоррора и квеста приделаны для антуража и атмосферы. Но даже так она притягивает внимание — например, своей «деревянной» стилистикой. А уж ценителям интересных рогаликов и тактических RPG я её совершенно точно рекомендую.
Плюсы: атмосфера усилия и мрачной тайны; увлекательный геймплей, сочетающий элементы роуглайта; тактические битвы, исследование и пазлы в жанре escape room; уникальная стилистика; атмосферное аудиовизуальное исполнение.
Минусы: потенциально увлекательный сюжет подаётся малыми дозами; неудобные навигация и интерфейс в битвах; мало интересных случайных событий, а ситуаций выбора, по сути, нет вовсе.




