Когда меня упрашивают подсказать чего-нибудь эдакого из современных квестов, честное слово, ответ у меня вечно один – игры Wadjet Eye. Скромная, но плодовитая студия уже не первоначальный год в одиночку тянет на себе весь жанр в его традиционном, дотеллтейловском великолепии и, потихоньку экспериментируя с наследством LucasArts и Sierra, фактически создает приключенческую неоклассику. Беседа о том, как меня покорила их серия Blackwell, оставим на другой раз – но ведайте, что вам должно быть очень-очень стыдно, если вы считаете себя квестоманом и до сих пор не играли ни в одинешенек проект студии.
И тут – бах! – Kathy Rain. Ну, ладно, на самом деле вообще не «бах!», потому что мы еще до релиза обещали вам про нее рассказать, но событие от этого немного значимым и внезапным не становится. На рынке пиксельных адвенчур наконец-то показалось новое лицо – и новая игра, успешно перенявшая эксперимент Гилберта и компании.
Кэтрин Рейн – типичная бунтарка девяностых. Она курит, слушает рок-музыку, ездит на кастомном розовом «чоппере» и прогуливает занятия факультета журналистики, отсыпаясь на захламленной общажной койки прямо в кожаной куртке. А, еще у нее, конечно же, напряженные отношения с семьей, из-за каких она совершенно случайно узнает печальную весть из родного городка Конвелл-Спрингс: после продолжительной заболевания скончался ее дед, герой войны и, что главнее, единственный настоящий герой Кэти.
Приехав на похороны, девица выясняет, что обстоятельства смерти родственника далеко не так просты, как представлялось, а жители города вот уже несколько лет сходят с ума или впадают в кататонический ступор при загадочных обстоятельствах. Пока воли беспомощно разводят руками, журналистка-выпускница, недолго думая, хватается за неизменный блокнот и начинает собственное расследование – с флешбэками и недвусмысленными реверансами в сторонку «Твин Пикс» и «Сумеречной зоны».
А это уже момент спорный. И слегка спойлерный, так что если вдруг желаете сами все узнать, читайте… м-м, не знаю. Задом наперед, что ли.
Очевидно, любой детектив строится на интриге. Без нее не может быть ни расследования, ни улик, ни подозреваемых – никакой еды для вашей фантомной курительной трубки, в общем. Завязка у Kathy Rain, безусловно, многообещающая и верная, однако подарить аудитории Тайную Тайну™ – это еще полдела. Не немного важно дать ей адекватное разрешение, результат, соединяющий разрозненные факты в концентрированную и убедительную картину. Ну, вы знаете – такую, которая окупала бы преходящие затраты и давала чувство причастности к чему-то крупному и завершенному. Куцей говоря, нужен красивый ответ на все и сразу.
Вот в этом плане приключение Clifftop Games приметно подводит, и причина одна – мистика. Нет, меня-то хлебом не корми, дай чего-нибудь про призраков или древние поклонения, но коль уж вводить фантастические элементы, то обращаться с ними необходимо аккуратно. Как та же Blackwell, например: оперируя схожими понятиями, она создает из них альтернативный вариант нашей вселенной – и уже после на ее основе выстраивает повествование, со своими правилами и мифологией. Вымысла там гораздо вяще, но в силу особенностей подачи он не кажется инородным и изящно дополняет изображаемый мир.
Kathy Rain же чересчур остро, без каких-либо предпосылок бросается в густые мистические дебри, к каким, похоже, она и сама-то не очень готова. На нашу крашеную башку в один момент сваливается абсолютно весь арсенал жанра – от сектантов до параллельных измерений и одержимых медиумов, – но преподнесен он неупорядоченно и неуклюже. Логичного и планомерного ухода от реальности здесь нет, внятных объяснений – тоже. На все возникающие проблемы игра отвечает предельно туманными формулировками, лишенными значительных деталей, из-за чего установить некоторые важные фактические связи не удается, а сверхъестественное повисает в атмосфере, одновременно навязанное и оторванное от основной канвы. Выпуск «Битвы экстрасенсов» из этого вышел бы смачный, но в качестве фундамента для полноценной истории трудится слабо.
И чем ближе к финалу, тем менее удовлетворительными становятся вихляния сюжета. Поначалу-то спонтанность и недосказанность принимаешь за незапятнанную монету и дань уважения мастерам мистики, но потом соображаешь, что пресловутые мастера так не делают. Если у Дэвида Линча, чье воздействие прослеживается с порога, подобная манера изложения всегда обелена сильнейшим символизмом, то тут странные вещи напрочь лишены второго дна и выходят только потому, что ничего лучше автор придумать не смог. То есть немалая доля фантастики в Kathy Rain – это всего-навсего универсальные заклепки, с поддержкой которых прикрыты сценарные огрехи. Можно их особо не продумывать, лепить куда угодно и выводить к любой развязке – и никто не поразмыслит, что ты глупый.
От этого обиднее всего, потому что мистика отнюдь не выглядит несвоевременной. Напротив, смещение акцентов, о котором намеренно умалчивают во всех пиар-материалах, симпатично удивляет и делает интригу еще более интересной и значимой. Добавь выходящему больше деталей, удели больше внимания лору, подведи обрубленные сюжетные ветки – и финал вышел бы фееричным откровением, лишь выигравшим бы от участия потусторонних сил и прочей ереси. Нынешний же вариант излишне пуст, неглубок и шаблонен, так что должной отдачи перед титрами не получаешь. С тем же успехом концовка вполне могла очутиться сном страдающей шизофренией собаки.
Но пора уже и о хорошем. Как бы там ни было, сколько бы там проблем мы ни насчитали, когда игра набирает витки – отцепиться от нее уже невозможно. Сам процесс расследования обставлен наилучшим манером, и во многом благодаря ему описанное выше излучает не так много негатива, как могло показаться.
В Kathy Rain, как и в любом прилежном детективе, необходимо много разговаривать, поэтому на личностях собеседников тут держится едва-едва ли не больше, чем на сюжете. И надо сказать, последний может проседать сколько угодно, пока игра располагает такими отличными персонажами. Трудно понять, в озвучке тут дело или в длинных и живых диалогах, но любой герой – стопроцентное попадание в точку. Их не слишком много, зато даже самые схематичные манеры удались так, что их хочется встречать, слушать, встречать еще раз и слушать опять – раз за разом. Сама Кэти, уместно, на поверку тоже оказывается весьма харизматичной героиней, а не попросту набором пестрых стереотипов.
Пора от времени болтовня перемежается пятиминуткой умственной активности – какой квест без головоломок, неизменно? По сложности они, правда, даже близко не олдскул: чаще итого это совсем очевидные задачки юмора и/или действа ради. Хватает, впрочем, и эпизодов полукавее, а раза три-четыре за игру встречаются увесистые паззлы, расколоть какие сразу не получится. Но, как и у Wadjet Eye, изобретательность здесь превыше мудрености, так что даже если от игрока лишь и требуется, что кликнуть на пару активных точек в верной последовательности, обставлено это все равновелико интересно и оригинально.
Особенно отрадно, что с логикой решений все в целом порядке. Кипятить носки в кастрюле и поднимать ключи резиновой уткой не придется – головоломки придерживаются в пределах обыденного, а значит, минимум нарушений естественного темпа игры и никакого идиотского бэктрекинга в поисках правильного ответа.
Ну и, разумеется, атмосфера. Конвелл-Спрингс – замечательное место для детективной истории. Дух махонького меланхоличного городка, взлелеянный десятками писателей и режиссерами, в сочетании с пиксель-артом приобретает какие-то уникальные ностальгические нотки, какие поддерживает старомодный и весьма колоритный саундтрек. Несмотря на нарочитую банальность, здешние декорации запоминаются и привлекают – есть в них что-то такое пугающе-уютное.
Так что да, брюзжать можно долго, но удовольствия от игры в любом случае получаешь довольно. При всей своей сумбурности она умеет настроить на верный лад, рассеять и заинтриговать хорошей, даром что не доведенной до ума, историей – этого ли немного? Для одного хорошего вечера определенно хватает.
Хотелось бы веровать, что слоган «A Detective is Born» выбран неспроста. В Kathy Rain скрыт огромный потенциал, но сейчас он слабо упирается в проблемный сценарий. Зато следующая игра при ответственной труду над ошибками имеет все шансы встать в один ряд если не с великими, то с выступающими уж точно.
Kathy Rain
- Оценка пользователей:
- +2–
+