Живо для платформы:
У нас тут своя атмосфера!
Живо для платформы:
У нас тут своя атмосфера!
Именно в такой ситуации очутился парень Индржих. Хотя нет, его дела гораздо хуже, ведь он не умеет декламировать и писать, не знает, с какой стороны держать меч и лук, да и с прочими навыками, здоровыми для выживания, беда. И такому-то недорослю нужно с нуля постигать премудрости средневековой существования, учиться добывать деньги и пищу, втираться в доверие к чешским аристократам, постигать основы военного мастерства — всё ради мести убийцам родителей и поиска бандитов, ограбивших его на пепелище родимого села.
Пока развивается драма, герой успевает побыть похитителем и убийцей, браконьером и кладоискателем, солдатом и бродягой, детективом и устроителем свадеб, послушником бенедиктинского монастыря и пажом, дамским угодником и заступником обездоленных. При этом, в отличие от большинства RPG, Kingdom Come не демонстрирует, как из твари дрожащей вырастает ломающий берёзы руками и плюющий на королей супермен. Для знати Богемии Индржих так и останется человеком низенького происхождения. Можете нацепить на него баснословно дорогой доспех, сделать искусником красноречия и богачом, но на подобные уловки купятся разве что такие же кметы, как и он сам. Геймплей тоже не позволяет знакомого поклонникам жанра всемогущества: ситуации вроде «одним махом семерых побивахом» тут в принципе нереальны. Хотя где подводит меч, там пригождается смекалка.
Разыскиваете приключений? Езжайте лесом.
Deliverance тычет перстом в историческую справку из энциклопедии, наказывает за ошибки и с головой погружает в виртуальный мир, сноровисто имитируя его обыденность. Смена времени суток здесь не порожняя формальность: вечером большинство персонажей, включая торговцев и ремесленников, расходятся по домам, на обочинах путей сбиваются в шайки разбойники, стража того и гляди приостановит путника без факела в руке, а темень вокруг такая, что хоть глаз выколи. От нехороший погоды и прогулок по грязи пачкается одежда, что, в свою очередность, портит обаяние и сужает возможности в диалогах. Продукты приходят в негодность, потому завтрак из тухлой колбасы с подгнившими яблоками запросто возбуждает отравление. А победа в бою может оказаться пирровой, если рана кровоточит и её нечем перевязать.
С достоверно такой же дотошностью организовано развитие персонажа. Забудьте об упрощениях и поблажках, какими баловали ролевые игры заключительных лет. Чтобы сделать героя заправским вором, нужно держаться особого стиля одежды без звенящих друг о дружку пластин и пижонских рисунков, чаще прибегать к скрытности, безопасно сбывать краденое, набивать длань на взломе замков и ощупывании чужих карманов. Занятия алхимией спрашивают как минимум умения читать, добывать рецепты и правильно смешивать ингредиенты в тигле, пока варится микстура. А если разрешили превратить сына кузнеца в воина, подыщите ему нормальные доспехи и неустанно упражняйтесь в фехтовании, разучивая новоиспеченные приёмы и укрепляя мышцы Индржиха.
Урок тактики от чехов: лучников валим мечом, мечников расстреливаем из лука.
Сноровка геймера значит в Kingdom Come не меньше, чем навыки героя, и сражения — ослепительный тому пример. Они отдалённо напоминают For Honor с её траекториями для ударов и блоков. Лишь в произведении Warhorse всё гораздо сложнее: здесь мы рубим с пяти курсов или колем в выбранную на теле противника точку, а ещё вовремя уклоняемся от вражьих выпадов, используем щит, пинки, захваты, прикладываем врага рукоятью — и всё вручную. Какие бы финты ни открывались по мере обучения, их доводится зубрить вам, а не Индржиху — например, бить сперва в правое плечо, затем в левую ногу и раскалывать в лицо. Момент, когда можно расслабиться и просто долбить по одной клавише, авторами вообще не предусмотрен, так что даже у бомжа с тесаком есть шанс зарезать вооружённого до зубов рыцаря.
Те же сложности ожидают в обращении с луком: прицела нет, длинно держать тетиву натянутой не получится. Чтобы прикончить в лесу первого косую, вам вряд ли понадобится меньше пяти-шести выстрелов. Стоит ли изумляться, что при встрече с бродягой в глухой местности с ним тянет подраться для отработки зачислений, а висящий на столбе труп висельника — использовать в качестве тренировочной мишени?
Сейчас представьте, что вы допустили ошибку — ввязались в безнадёжную драку, избрали не ту реплику в диалоге или попались на краже, не имея ни денег, ни речистости, чтобы избежать тюрьмы, — и вам хочется переиграть сцену. Но не тут-то было! В Богемии XV столетия для сохранения приходится пить особый шнапс, спать на собственной кровати либо достигать важных поворотов сюжета. То есть утерять час — полтора прогресса из-за нелепой случайности здесь в распорядке вещей.
Самый лёгкий и законный способ поднять деньжат в Богемии XV столетия — сыграть в кости.
Кому-то такая дотошность покажется хардкором, зато иным она поможет погрузиться в игровой мир всерьёз и надолго. Потому что любую победу в нём воспринимаешь как собственное достижение, а не результат правильной прокачки героя, да и неуспехи побуждают думать о допущенных просчётах вместо выкрикивания анафем в адрес криворуких разработчиков. Добавьте сюда свободу отыгрыша роли: где боец валит ватагу разбойников на месте, вкрадчивый оратор разделяет и устраняет поодиночке, а негромкий диверсант травит, подсыпав яд в котелок посреди их лагеря. Обожаешь кататься — люби и саночки возить, как бы говорят нам в Warhorse. По крайней мере, право.
Другой повод проникнуться атмосферой игры — её отворённый мир. И дело тут не в красивых пейзажах, хотя из-за них и стоит побродить по лесу на свету или прогуляться вдоль реки под пение птиц. Преимущество виртуальной Богемии — в её самостоятельности, отстранённости от героя. Представляется, умри Индржих — и всё останется как прежде: бродячий рыцарь предложит помериться мочами кому-то другому, привычно проснутся утром рыбаки и лесорубы, досужие гуляки примутся спорить в таверне о политике, травница реализует несчастным женщинам приворотное зелье, а пан Птачек возьмёт на охоту новоиспеченного пажа. Для Deliverance случайные сценки вроде драки двух деревенщин, возникающих ровно перед нами, — редкость и дурновкусие.
Плотва, ты ли это?
Во многом потому вместо театрального трюкачества авторы предлагают повседневные попечения: сходить в баню, почитать книгу, сварить снадобье, выторговать десяток грошей у торговца на рынке, выкопать клад, найдя его по карте, купленной у удивительного типа возле мельницы. Заняться поиском пропитания, в крышке концов, — мы же не в сказку попали, а в более-менее достоверную симуляцию Посредственных веков. Но насколько обаятельным и живописным получился у студии Warhorse мир, так же обидны технические ошибки, которые разрушают эффект наличия в нём.
Вот персонажи срастаются в потешного Громозеку, а вот лошадь героя, Сивка, замирает в несообразной позе над ручьём. Камера во время диалогов ведёт себя как шизофреник: то в давлю заглянет, то покажет разговор двух шапок вместо лиц. Порой собеседники попросту валятся с неба или прорисовываются из воздуха. О кордебалете с частотой кадров, запоздало возникающих текстурах, глюках анимации и тому подобных недочётах даже сообщать не хочется — такого добра хватает в любой игре от небольшого коллектива. Но раз уж Kngdom Come: Deliverance спрашивает серьёзного к себе отношения, пусть отвечает взаимностью. Желая, к чести авторов произведения, его техническая неуклюжесть — его же главный недостача.
Пытаясь понять Deliverance, её сравнивают с иными играми: мир здесь работает как в Gothic, интерфейс с методами развития персонажа взяты из The Elder Scrolls, а в сеттинге разработчики шли по ступням Mount & Blade. Даже с «Ведьмаком 3» параллели проводят, желая от него здесь только пасхалка с лошадью Геральта, Плотвой, — в прочем поляки и чехи выпустили совершенно разные RPG. Пускай в сравнениях и есть часть правды, лучше выкиньте их из головы, оценив Kingdom Come без пристрастности. Она самобытна хотя бы потому, что вы не играете в неё — вы в ней живёте.
С исправлением на игровые условности, баги и здоровые зубы персонажей, сотрудникам Warhorse удалось создать интерактивную и комплексную экскурсию по Европе XV столетия. Захватывающее приключение, которому на данный момент нет равных — как в плане раскрытия темы, так и по проработке деталей. Тут вы узнаете о разнице между императором Карлом IV и его сыном Вацлавом, о расколе в католической храмы, о жизни в замках, сёлах и монастырях, о средневековых ремёслах и нюансах быта, а заодно предзнаменованию участие в событиях, аукнувшихся далеко за пределами Богемии. По-иному говоря, получите именно то, за что мы любим исторические игры.
Плюсы: глянцевито раскрытый сеттинг и привязка к реальной истории; многогранная ролевая система со независимостью отыгрыша и решения задач; красивый мир с симуляцией средневекового быта; система фехтования организована так, что победы приносят массу удовольствия.
Минусы: сложности, к каким нужно привыкать; техническая часть нуждается в доработке даже после огромного патча.