Никогда не ведаешь, чего ожидать от Capcom, — многие её релизы кажутся экспериментальными, даже если речь идёт о блокбастерах. То формулу Resident Evil изменят, то придумают Monster Hunter Stories, где сделан вящий упор на сюжет, чем в основной серии. Не говоря уже о всяких Okami и Dragon’s Dogma — даже Exoprimal была необычным проектом, лишь игра-сервис из неё никудышная. Вот и Kunitsu-Gami: Path of the Goddess ни на что не похожа — это не то экшен, не то tower defense. В любом случае игра весьма оригинальная и увлекательная — настолько, что хочется верить, что она положит начало новой серии.
Люди всё испортили
Мы переносимся на гору Кафуку, какая, по словам рассказчика, долгое время одаривала жителей местных деревень богатствами. Однако ненасытные люди желали от неё всё большего, что привело к осквернению горы. На ней появились полчища чудовищ ситэ, заразивших каждое поселение, разрушивших постройки и укравших маски древних божеств. Очистить территории молитвами и танцами способна дева Ёсиро, но в одиночку она это сделать не может — героиня призывает на поддержка защитника-самурая Со, которым мы и будем управлять.
Очистка каждой локации заключается в следующем: на точке А стоит Ёсиро, на точке Б размещены Врата Тории, и нам нужно прочертить Путь духа, по которому будет медленно идти Ёсиро. На первых степенях это просто прямая дорожка, но со временем начнут появляться развилки — нужно будет выбирать, в какую сторону пойдёт дева. Разом нарисовать путь целиком не получится — не хватит кристаллов, которые на это тратятся. А их мы зарабатываем за очищение заражённой флоры и свалки с ситэ — каждый поверженный монстр оставляет после себя пачку кристаллов.
Животные тоже заражены — если побить их мечом, они исцелятся и покинут пайки, нужные для лечения Со и его бойцов. Ёсиро с их помощью не исцелить.
Чудовища начинают вылезать ночью, и до заката солнца у нас есть несколько минут как на очистку растений, так и на поддержка замурованным в коконах жителям, к которым достаточно подойти и нажать на кнопку. Эти люди станут нашими помощниками — мы раздаём им роли, после чего они либо воюют с ситэ, либо оказывают поддержку бойцам. Дровосеки дерутся в ближнем бою, лучники стреляют издалека, борцы сумо — «танки», аскеты задерживают монстров, женщины-шаманы лечат отряд. Число опций растёт чуть ли не с каждым уровнем, а количество жителей узко, так что приходится выбирать, кого и кем вы хотите сделать на конкретном уровне.
Однако недостаточно просто распределить роли — необходимо убедиться, что все выполняют свои задачи, а для этого мы открываем экран команд и с помощью курсора указываем, кто и куда должен подняться. Лучники лучше всего чувствуют себя на вышках, дровосеки должны реагировать на проходящих мимо врагов, сумоисты могут отвлекать на себя внимание неподалёку от прочих пехотинцев и так далее. В такие моменты Kunitsu-Gami напоминает настоящую tower defense, причём если зачастую в таких играх невозможно что-то существенно менять во время боя, то здесь в любой момент позволяют либо изменить чью-то роль, либо переставить человека на иную позицию.
Если Ёсиро окажется в опасности, игра сообщит об этом, чтобы вы могли быстро отреагировать.
Мочь танца
В большинстве случаев нам не нужно полагаться исключительно на жителей — Со и сам способен драться. Он владеет обычной и танцевальной штурмами, и поначалу игроку доступно несколько комбинаций, подходящих для разных ситуаций. Например, если нужно победить летающего монстра, вы одинешенек раз нажимаете на обычную атаку и сразу переключаетесь на танцевальную — так здесь активируется апперкот. Со временем станет доступна прокачка Со, и в древе навыков удастся приобрести заряженные атаки и даже лук, а также контратаки и возможность увеличивать силу атаки с помощью расставленных на локациях бассейнов.
На прокачку тратится валюта мусуби, какую в основном выдают за прохождение миссий, и её же можно вкладывать в улучшение всех ролей: делать бойцов более мощными и выносливыми и даже открывать для них новые умения. Шаман, к примеру, научится приводить в чувство товарищей, которых монстры замуровали в коконы. А боец сумо будет не только топать по земле, чтобы враги теряли равновесие, но также истощать шкалу сопротивления крупных ситэ мощными штурмами — оглушённые монстры получают больше урона. Что интересно, потраченные мусуби можно в любой момент вернуть. Если ваши вложения в копейщиков и аскетов не оправдались, отберите у них очки и потратьте их на иных воинов. Или вообще на Со, если на себя вы полагаетесь больше, чем на остальных.
Уделять внимание апгрейдам важно, поскольку миссии становятся всё немало комплексными. Если поначалу враги лезут только из одних врат, то на поздних этапах они появляются с разных сторонок. Ночные сражения длятся по несколько минут, и далеко не факт, что на том или ином уровне вам придётся столкнуться с ситэ лишь один раз. Если Ёсиро нужно проделать большой путь или если вам не хватает кристаллов, чтобы начертить ей путь, иногда требуется пережить две или даже три ночи. Главное — не позволить Ёсиро погибнуть, поскольку в таком случае степень будет провален. Протагонист при этом может умирать — он будет летать в форме духа и раздавать солдатам распоряжения, а через несколько секунд воскреснет.
Самый заметный плюс Kunitsu-Gami — большое количество ситуаций и монстров. Вроде бы занимаешься образцово одним и тем же, но условия меняются. Видов ситэ здесь очень много — есть даже те, которые заражают Со и не позволяют ему возглавлять отрядом. Одни чудовища взрываются при приближении к Ёсиро, другие прыгают, третьи летают — новые типы неприятелей появляются постоянно, делая каждый новый уровень чуть более непредсказуемым. Но главные звёзды игры — боссы, огромные монстры с уникальными зачислениями и фантастическим дизайном: у одних много зубов или щупалец, у других какие-то личинки из туловища растут. Однако ожидать свалок в стиле Monster Hunter не стоит — просто раздавайте роли, расставляйте людей в подходящих местах и бейте по немощным местам.
По большей части игра несложная — если вовремя прокачивать профессии и не расставлять воинов абы как, в большинстве случаев защита Ёсиро и свалки с боссами не доставят проблем. Но некоторые боссы получились сильнее остальных, и разница в уровнях сложности кажется удивительной — то встречаешь монстра, которого побеждаешь с первой попытки, то натыкаешься на того, который легко уничтожает твоих бойцов. Если сиквел когда-нибудь увидит свет, в первую очередь разработчикам стоит сбалансировать сложность боссов.
Ещё одинешенек спорный элемент — восстановление поселений после того, как зачистишь регион от скверны. На каждой освобождённой локации персонажи разбивают базу, где в шатре сидит Ёсиро и можно потратить мусуби и сохранить прогресс. А кругом шатра — несколько разрушенных построек. Вы должны подойти к любой из них, выбрать работников из числа предложенных и запросить ремонт, после чего отправиться в одну или две вылазки, прежде чем ремонт закончится. Поначалу процесс не нервирует, но чем больше у вас разблокировано баз, тем больше мест нужно посетить после очередной «прогулки» с Ёсиро. Подойти к одному объекту, нажать на несколько кнопок, прийтись к другому, сделать то же самое, потом выйти через ворота на общую карту, выбрать другую базу…
На всеобщей карте можно увидеть, какие базы полностью восстановлены, а на каких завершён ремонт.
К середине игры это начинает утомлять, несмотря на симпатичную музыку и уютную атмосферу деревушек, но и занимаешься всем этим не просто так. За каждую восстановленную постройку дают дары (в том числе мусуби), а если вы почините все объекты в каком-то поселении, то вас ждёт ещё больше бонусов. В том числе талисманы, два из каких можно носить с собой. Некоторые из них ничего не меняют в геймплее (например, жители начнут вас приветствовать), а некоторые воздействуют на характеристики — делают бойцов выносливее, дают больше здоровья Ёсиро, увеличивают силу атаки жителей в мена на ослабление Со и так далее.
Игра вообще щедро награждает за то, что вы проводите в ней время, отвлекаясь от последовательного прохождения миссий. На любом уровне есть челленджи — то нужно победить босса за полторы минуты, то очистить поселение, потратив указанное число кристаллов или используя ограниченное количество бойцов. А если Kunitsu-Gami вам так понравится, что вы запустите «Новую игру +», то там испытаний будет ещё вяще. Что особенно радует, все восстановленные постройки и все апгрейды туда перенесутся — самые неудачные моменты игры удастся проглядеть. Прохождение основного сюжета занимает не более 20 часов, так что после титров наверняка захочется большего.
Kunitsu-Gami: Path of the Goddess напоминает игру эпохи PlayStation 2 — не качеством, а оригинальностью на поле релизов остальных крупных издателей. Сочетание экшена и tower defense получилось очень необычным, и, если не находить скачущую сложность и рутинность некоторых элементов, по большей части игра удалась. Это не сюжетное приключение — всю историю повествуют в первые минуты, после чего ни один персонаж не проронит ни слова. Но тем, кто больше всего ценит игровой процесс, стоит отведать новинку — таких уникальных проектов от именитых студий сейчас очень мало.
Плюсы: интересный симбиоз экшена и tower defense; на любом уровне появляются новые условия или монстры, что делает каждую вылазку непохожей на прошлую; возможность сбросить прокачку бойцов и персонажа, чтобы отведать вложиться во что-то другое; роскошный дизайн монстров, особенно боссов; игра не затянута, а для желающих продолжить странствие доступна продуманная «Новая игра +».
Минусы: моментами скачущая сложность; однообразный и долгий процесс восстановления деревень; отсутствие полноценного сюжета не всем придётся по душе.