Игры про менеджмент — это кроличья нора, в какую легко провалиться, долго падать и из которой невозможно выбраться. Распробовав их однажды, игрок обязательно ринется учить самые знаковые проекты в жанре. Глобальное управление городами и островами в SimCity и Tropico неизбежно сменится житием в бесконечных колониях Dwarf Fortress и Oxygen Not Included. Кто-то останется богом фантастических и вымышленных миров, иные игроки предпочтут более приземлённые менеджмент-проекты с микроконтролем и личными историями, вроде Two Point, Graveyard Keeper и Stardew Valley.
К числу заключительных можно отнести и вышедшую на днях Let’s School за авторством китайской студии Pathea Games. В предыдущей игре команды, My Time at Portia, уже присутствовали элементы тайкуна, но сейчас у разработчиков появился шанс реализоваться в жанре на полную. «Пора в школу» предлагает примерить на себя роль директора в глухомани, провести реновацию, пригласить учеников (и не забыть отобрать у них контрабанду), не сойти с ума при создании учебного плана и сделать своё заведение золотым стандартом системы образования. Закатайте протоки, работы предстоит много!
Кирпичик за кирпичиком
Становиться директором главный герой не планировал — просто ответил на звучен и узнал, что школа, где он когда-то учился, пришла в запустение, а её бывший начальник решил уйти на покой. С этого момента герою на башку свалилось заброшенное здание, подлежащее ремонту, а также появилась голубая мечта — строительство самой престижной школы в городе, где будут лишь квалифицированные преподавателя и прилежные ученики. Путь к осуществлению мечты тернист, и всё начинается со строительства.
Если вы уже играли в подобные игры, то процесс покажется известным.
Помещения разбиты по категориям — для запуска учебного процесса понадобятся кабинет директора и класс, остальные комнаты будут открываться по сюжету и посредством изыскания научного древа. Позже в распоряжении директора появятся туалеты, платная столовая, комнаты отдыха, охранные посты, лавка с мерчем, художественный класс, спортплощадки и даже бассейн — в общем, всё то, что должно сделать жизнь учеников комфортной и принудить кошельки их родителей похудеть.
Школа азиатская, но от разноцветных шин на площадке всё равно не спрятаться…
Все помещения нужно обустраивать, тем самым увеличивая их престиж. В любом классе, помимо базового минимума, желательно поставить окна или лампу, систему оповещения о возгораниях и огнетушитель, а отдельный предметы дают бафы к изучению предметов. К примеру, в класс изобразительного искусства нужно поставить колонку с музыкой, а учащим точные науки понадобятся таблицы, схемы и книги.
Коридоры тоже не должны пустовать — там рекомендуют ставить лавочки и мусорные баки. Помимо неизменных базовых надобностей есть и сезонные: летом придётся оборудовать классы вентиляторами, зимой — обогревателями, а во время дождя — переносить летнюю столовую в помещение и устанавливать стойку для зонтиков на выходе.
С начала игры мы получаем довольно большую территорию, потому расширяться можно в любом направлении, и даже вверх. С одним лишь условием — директор не строитель, так что ему придётся употреблять услугами рабочих. Одновременно построить миллион помещений помешают также ограниченные финансы, медленный прогресс изучения нововведений и навык менеджмента, речь о котором пойдёт чуть позже.
Некомпетентность и бездарность
Какой бы красивой ни была школа, заполнить голосами и жизнью её способны только люди, поэтому директору стоит как можно скорее заняться наймом преподавателей. Поначалу желающие будут низкоквалифицированными, но со временем, когда молва о школе пойдёт по миру, к вам потянутся опытные специалисты.
Пока этого не случилось, придётся обучать своих преподавателей. Директор может отправлять учителей (и даже себя) на курсы, чтобы прокачивать навыки педагога, исследователя или управленца, какие помогут держать в узде целый класс неусидчивых детей.
К примеру, вы прикрепили к классу из десяти детей преподавателя с хорошим навыком обучения, но с низким менеджментом — эффективность занятий значительно снизится, поэтому преподавателю придётся параллельно обучаться управлению. От количества обязанностей (классный учитель, уроки, квалификация) у работника будет повышаться стресс, а престижность заведения — упадать, поэтому не забывайте заниматься микроконтролем (повышать зарплату, снимать нагрузку, утешать учителей, которые пошли рыдать в туалет), чтобы добиться баланса.
После найма специалистов расслабляться рано — учителя требуют зарплат, стройка кабинетов проело дыру в финансовом плане, да и коммунальные счета сами себя не оплатят. Что делать? Проводить рекламную кампанию по привлечению учеников!
NetEase, где мои денежки?! (Это не я решила проявить креатив и переименовать ученицу.)
Через тернии к деньгам
Первых учеников в новую школу придётся набирать из ближайшего района, а в процессе изучения города получится привлечь на занятия детей из более обеспеченных семей. Набрав класс по числу свободных парт (шести детей хватит для начала — с бо́льшим количеством плохой учитель-управленец не справится), можно заняться самым тяжелым — составлением расписания, после заполнения которого я поняла всю боль моих директоров.
По-началу всё просто — нужно лишь заколачивать таблицу нужными уроками, перетягивая предметы на слоты с днями. Если по итогам заполнения расписания все ученики на иконках справа получили необходимый минимум для сдачи испытания в конце месяца — вы справились!
Продвигаясь по научному древу, вы откроете дополнительные занятия, какими можно наполнять таблицу. Так, скучный классный час в начале учебного дня может стать лекцией по концентрации внимания. В половине недели вместо урока ученики отправятся волонтёрить, смогут прослушать урок по этике (повысит их дисциплину) или сделают паузу, чтобы не перенапрягать очи. Главное, чтобы дополнительные уроки не шли в ущерб учёбе и не сказались на итоговой оценке.
Утвердив учебный план на месяц, можно снимать игру с паузы и следить за тем, как в новой школе кипит жизнь. А также молиться, чтобы всё происходило так, как было задумано.
Цветы жизни
Любой ребёнок в школе — это личность, а не просто болванчик для заработка денег. У него есть инвентарь, предпочтения, дисциплина, вкладка касательств, шкалы потребностей и характер. Забывчивые ученики хуже усваивают материал, невоспитанные будут чаще устраивать розыгрыши и задирать одноклассников. Ребята, которые обзавелись врагами в школе, будут грустить и снижать рейтинг, а если в одном классе появились два влюбленных голубка, то они сделаются счастливее. По ходу учебного процесса ученики будут меняться, и только в ваших силах сделать их лучше или хуже.
Если ребёнок начинает валять дурака на уроке или вы застали его за подготовкой розыгрыша, проступок можно пресечь, сделав внушение или наказав. Это влияет на дисциплину ученика и всех свидетелей, поэтому я в качестве более суровой меры всегда отправляю проштрафившихся постоять с вёдрами за пределами класса (довольно популярное наказание в японских школах).
Детей можно пожурить за несвоевременную шутку посреди урока, можно предотвратить пранк, вовремя заглянув в инвентарь, или даже устроить свой собственный, подбросив под ноги нелюбимому ученику банановую кожуру. Наказывать можно не только учеников, но и сотрудников, если те отлынивают от труды. Совсем неисправимых нарушителей порядка предлагают отчислить/уволить после нескольких взысканий, но при хорошем уровне дисциплины такое случается негусто.
Назначать наказания, рыться в инвентаре учеников и заниматься подобным микроконтролем весело, пока школа маленькая. Чем вяще народу, тем сложнее его контролировать, поэтому изымать по 20 лягушек в день надоедает очень быстро. Жаль, нельзя назначить ответственного по шмону и каре учеников.
Даже если постоянные обыски надоедают, наблюдать за повседневной жизнью учеников всё равновелико любопытно — это помогает лучше организовать все школьные процессы, сделать обучение удобным и для учеников, и для себя как игрока. Можно поделить учебную зону и места для отдыха этажами, сделать компактные коридоры и расположить пост охраны в том месте, где с наибольшей вероятностью случится нарушение во время перерыва.
Чаще всего с подобными ситуациями разбирается дежурный, но, если на этаже есть иные учителя, они тоже ринутся решать конфликт.
Засев однажды в режиме строительства, я провела там несколько часов, выбирая оптимальный линия к классу, украшая кабинеты и коридоры цветами, статуями и баннерами. Освоившись, в игре даже можно попробовать воссоздать собственную школу по воспоминаниям младенчества (переименовать учеников и учителей!) и отточить до совершенства каждый учебный процесс.
Разделяй и властвуй
Совершенствоваться надо всегда. С течением учебного года, обязанностей у директора только прибавляется, и если поначалу он может вести уроки, а в независимое время сидеть на стуле ровно да панд наглаживать, то с каждым сезоном количество задач только растёт.
Панды и прочие звериные здесь для снятия стресса: кушать не просят, не мусорят, а просто гуляют по территории, дают себя гладить и вальяжно возлежат на столах. А иногда к воротам школы приходит очередной бродячий кот или собака, которых можно приютить.
Навык менеджмента для директора едва-едва ли не ключевой — чем он выше, тем больше классов и комнат получится создать. Когда ноша управленца станет неподъёмной, можно выстроить кабинет завуча, поймать свободного учителя, запихнуть его на новую должность и в отдельном меню делегировать часть своих долгов. Всё, пора снова наглаживать панд!
В этом же меню можно посмотреть, в каком из классов присутствуют проблемы менеджмента, и разрешить их — например, отправить учителя из большого класса на курсы управления гневом.
С течением времени появляются не только новоиспеченные обязанности, но и новые проблемы, поэтому чем раньше вы просмотрите и внимательно (!) прочитаете все доступные вкладки, тем лучше. Запоздалее осенью, к примеру, будут идти частые дожди — это значит, что ученики, обедающие на перемене в летнике, начнут мокнуть. Сырой ребёнок — несчастный ребёнок, который понизит рейтинг школы. Представьте, что сделает с вашим рейтингом толпа сырых детей…
Если есть возможность, как можно раньше наймите нескольких работников в кабинет исследований и изучайте, учите, изучайте… Чем быстрее, тем лучше.
В трёх вкладках собраны улучшения для школы:
-
стиль жизни, где находятся всякие кафетерии, площадки для игр и системы климат-контроля;
-
образование, с поддержкой которого преподаватели получат доступ к более продвинутым программам (не математика, а алгебра и тригонометрия, например);
-
менеджмент, где можно изучить горницы для персонала, актовый зал, парковки и пандусы.
Некоторые исследования в этом древе косметические, поэтому могут подождать, а отдельный будут тикать, как бомба. Это касается в первую очередь углублённого изучения предметов, на которые я не обратила внимание. Сквозь месяц мои ученики выпустились из первого класса, а при создании нового расписания я обнаружила, что у моих преподавателей нет квалификации обучать их наукам посложнее.
Пока я учила в древе наук необходимые предметы, мои ученики пропустили целый день. К счастью, игра даёт достаточно поре на исправление ошибки, но если бы игровой ассистент хотя бы намекнул, что вместо кафетерия и игровой площадки стоит учить геометрию…
Как и в любой игре с менеджментом, перед масштабным строительством или опрометчивым поступком лучше дважды подумать и задать себе несколько проблем. Сколько мне будет стоить этот манёвр? Потяну ли я 10 новых учеников? Хватит ли на всех туалетов и раковин? Сколько новоиспеченных учителей нужно нанять? Смогу ли я справиться с новой нагрузкой и успею ли открыть несколько вех в научном древе? В учебном процессе всё взаимосвязано, и, потянув за одну ниточку, вы, скорее итого, начнёте вынужденно дёргать и все остальные, поэтому рассчитывайте силы.
С изучением древа и с течением времени школа начнёт меняться на глазах. Покажутся несколько этажей, отопление, квалифицированные учителя и дисциплинированные ученики. В школе будут проводиться мероприятия и концерты, возникнут игровая горница и зоны отдыха, а само заведение превратится в частный пансион, где дети смогут не только учиться, но и спать.
У директора будет возможность отправлять классы на небольшие экскурсии в иные школы, налаживать отношения с коллегами (или безжалостно переманивать учеников и способствовать закрытию школ) и обмениваться опытом. Всё это способно заволочь на несколько долгих вечеров, даже несмотря на простенькую графику и отсутствие цельного сюжета. А зная, как сильно разработчики серии My Time обожают дополнять свои творения контентом, общаться с аудиторией и потакать их хотелкам, я уверена, что со временем игра будет расширяться и становиться всё увлекательнее.
Let’s School — сбалансированная, не очень сложная, но интересная и залипательная игра, в которой умело сочетаются забавный юмор, милейшая графика, механики тайкуна и симулятор школы. Любое новшество в ней хочется опробовать, а каждую идею — воплотить, поэтому я с огромным удовольствием могу рекомендовать игру как охотникам менеджмента, так и новичкам, которым хочется познакомиться с миром строительства и управления.
Плюсы: сбалансированность; очень уютный визуальный манера и сеттинг азиатской глубинки; юмор; множество механик; огромное количество кабинетов и предметов в научном древе, какие хочется открыть и опробовать; весёлый и ненапряжный игровой процесс; мини-истории и разнообразные ивенты; живые персонажи, а не попросту снующие муравьи; понятный интерфейс, который поможет разобраться игрокам со слабым знанием английского.
Минусы: баги (тонкие и несущественные, чаще всего исправляются перезаходом в игру); отсутствие кнопки отмены в режиме строительства; пассивность игрового ассистента в те моменты, когда на экране выходит полный кавардак; количество контрабанды в карманах у учеников.