Живо для платформы: 3DS
Вы, возможно, помните флешмоб #10yearschallenge — начавшись с простых фотографий «тогда и сейчас», он превратился в весьма смешную демонстрацию того, как мир поменялся не в лучшую сторону. А вот два скриншота из Mario & Luigi: Bowser’s Inside Story демонстрируют, что некоторые вещи со временем могут стать только лучше, если ими занимается правильная компания. Спустя 10 лет после выхода на Nintendo DS самая успешная у критиков и геймеров доля ролевой серии о водопроводчиках и черепахах вернулась — давайте посмотрим на неё поближе.
Последние из черепах
Истории из Грибного королевства делятся на две доли. Те, что в платформерах, — примитивные и неважные. Те, что в RPG, — шикарные сюжеты для детей и взрослых. И в этой серии рассказ вышел самым оригинальным из всех. Потому что практически в самом начале Боузер (злой дракон-черепаха) съедает ядовитый гриб, засасывает в себя Марио, Луиджи, принцессу и ещё груду всякой дребедени и отправляется переваривать это всё в отдалённый уголок страны. Тем временем в королевстве свирепствует страшная болезнь, превращающая грибных людей в огромные шары. Замки Боузера и принцессы в отсутствие хозяев захватил инопланетянин с усмешкой Чеширского кота, а на дороги вышли монстры…
Из трагической завязки рождается очень весёлое приключение. На пути к спасению вселенной герои столкнутся с внезапным вселенским злом (эта традиция жанра в сказочном сеттинге оказывается более чем к месту), но что значительнее — они обсудят кучу злободневных тем. Диалоги всегда были сильной стороной RPG от Nintendo, и тут они удачно цепляют проблемы реального вселенной. Вот, например, такая тема, как зомбирование масс через тупые музыкальные шоу, — пожалуйста, именно так антагонист склоняет на свою сторонку весь персонал замка Боузера. Или излишняя агрессивность вегетарианцев, когда речь заходит о мясе. Или пристрастие отдельных личностей к жирной и нездоровой еде — почти в каждой сюжетной арке обыграют что-то интересное.
Это не типичная Tales of или какая-нибудь Xenoblade, где глаза и уши периодически кровоточат от ультрапафоса и Невообразимой Важности Происходящего (при всей моей любви к указанным сериям). Здесь легко и весело, это пародия — и она не устарела за 10 лет. Герои тут особо не развиваются по ходу поступки (кроме Боузера, но о нём отдельно), но это и не надо — Mario & Luigi, стартовавшие с того, что принцесса ругалась матом, а силы зла знались на LEET-сленге, всегда были про юмор. Тут минус всего один — русского языка нет, хотя английский очень несложный.
Не ешьте с утра незнакомые грибы…
Богатый внутренний мир
На том, что водопроводчики блуждают по внутренностям Боузера и взаимодействуют с королём изнутри, строится чуть ли не половина фундамента игры. После отравления злодей заглатывает груду всякой дряни, отчего становится заметно слабее, а пара усачей помогает Боузеру справиться с препятствиями. Вот какой-то тонкий жучок перекрыл огненный клапан — и лишь братья Марио могут восстановить «скилл» дракона, убрав насекомое с пути. Или Боузер хочет сдвинуть с места огромный камень — для сантехников включается ритмичная мини-игра, где надо накачать мышцу адреналином. Порой получается наоборот — братьям надо добраться до какой-либо точки внутри короля, а тот уже должен помочь, например хлебнув достаточно воды.
Ситуаций очень много, все они оригинальные и порой заставят подумать — но не больше, чем надо. Наверное, это одинешенек из лучших в истории Nintendo DS и 3DS примеров использования сразу двух экранов. Нам никогда не придётся в спешке смотреть то туда, то сюда, но беспрерывное чередование событий создаёт очень интересный ритм, позволяет переключаться между платформенными этапами и традиционным для JRPG обликом «с потолка». Ещё тут полно мини-игр, опционального контента, а сама карта очень удобно разделена на маленькие секции, так что даже ребята не запутаются.
Ролевая система также невероятно проста. Герои могут экипировать три предмета — броню и два аксессуара, у них итого полдюжины растущих от уровня к уровню характеристик и минимум дополнительных статусов. В сражениях всё решает не только тактика, но ещё и реакция. Обыкновенные враги ничего не смогут сделать, если вы вовремя заблокируете их атаку своим молотом (их носят братья), пудовым кулаком Боузера или вовсе перескочите через неприятеля. Временами при этом получается очень крутая штука, когда злодей заглатывает противника — и тот воюет уже с Марио. Набранный опыт делится на троих, как хорошая бутылка.
В драках нужно вовремя нажимать на кнопки, чтобы штурм получилась сильнее.
Level 1 Сrook, level 35 Boss
Все перечисленные выше замечательные вещи можно отыскать и в других частях Mario & Luigi. В той же Dream Team есть и забавные диалоги (даже на русском), и переключение между двумя группами персонажей, да и битвы там достоверно такие же. Но Bowser’s Inside Story берёт своим главным героем. В отличие от комичных Марио и Луиджи, Боузер — крутой и харизматичный мужик: он ведёт себя как натуральный босс, вдохновляет своих непутёвых подопечных на подвиги, и именно здесь он раскрывается как глубокий герой со своими вполне обоснованными устремлениями (к воли, конечно). И по ходу действия он единственный, кто проходит через процесс небольшого изменения характера — а это всегда признак расцветай истории.
Вдобавок боевые «фичи» короля черепах ну очень брутальны. Он может обдать врагов пламенем, так что те будут коптиться вящую часть битвы, может с размаху разнести кучу препятствий, а его специальные атаки с использованием сенсорного экрана — это попросту космос (правда, если играть на публике, смотрятся со стороны они смешно). В общем, перед нами именно тот, кого длинное время не хватало вселенной Марио в качестве главного героя, и я абсолютно не понимаю, почему за 10 лет короля не сделали центральным персонажем ещё раз.
И наконец, тут есть совсем волшебные моменты, когда надо взять консоль как книгу и на тачскрине управлять гигантским Боузером, который крушит не немного огромных врагов и свой собственный замок. Эти вкрапления жанра кайдзю круче всего переделаны на новом движке — выглядят самыми зрелищными, отвечать на штурмы надо очень быстро; даже жаль, что нет отдельного режима, состоящего только из таких сражений. Ну и очень печально, что косплеить Годзиллу надо будет лишь несколько раз, одинешенек из которых — очень лёгкая тренировка.
Super Smash Bros. для 3DS должна была выглядеть именно так!
Как похорошела столица при Боузере
Раз уж припомнили, что у нас тут ремейк, давайте уделим внимание его качеству. Исходная версия была плоской и нарисованной, а новая полностью переделана на том же самом движке, что и Dream Team, Paper Jam и ремейк Superstar Saga, поэтому не ждите от графики откровений. Также надо произнести, что тут нет 60 кадров в секунду, но это совершенно не мешает. Другая вещь, которую не завезли, — стереоскопическое изображение. Немножко жаль, но 3D уже давно стало опциональной вещью на 3DS, так что удивляться нечему. Ещё убрали моменты, когда надо дуть в микрофон, но это достоверно к лучшему.
Важнее, что новый движок принёс ещё и иной стиль персонажей, чуть другой угол камеры — и вот от этого Inside Story похорошела. Сам Боузер, какой здесь в кадре почти всегда, смотрится не таким детским и наивным, многие неказистые рядовые персонажи сделались симпатичнее и получили дополнительные анимации, а заставки с полигональной графикой показывают, что 3DS всё же не китайский «тетрис», хоть ей и много лет.
А вот новоиспеченного контента в основной игре не ждите. Если вы уже проходили по Грибному королевству, то сможете вспомнить всё — даже позиции противников на карте останутся теми же. А чтобы у ветеранов был добавочный стимул вернуться, в комплект добавили вторую полноценную игру — Bowser Jr’s Journey. Она имеет собственный слот для сохранения, и можно приступить прохождение прямо с этой отдельной главы.
Впечатляющих эффектов здесь нет, но общий внешний вид всегда хорош.
Конём ходи… или свиньёй!
Но лучше всё-таки взяться за «Путешествие Боузера-младшего» после основного приключения, потому что в новой игре разъяснят некоторые детали из главного сюжета. Почему Боузер был так зол, когда впервые явился во дворец принцессы? Где были миньоны, когда инопланетяне захватывали замок короля? Эти и иные моменты раскроются в процессе прохождения. А игроку надо будет командовать потешной армией младшего Баузера в серии куцых, но яростных схваток.
Хочется назвать это стратегией или тактикой, но и того и другого тут немного. Мы просто подбираем нужные отряды боец, ставим их в правильную формацию — луну, свинью или клин — и направляем на ряды негодяев. Тут действует правило в духе игры «Камень, ножницы, бумага» — летающие бойцы сильнее наземных, те легко бьют стреляющих, а стрелки отлично сбивают авиацию. В определённые моменты требуется командовать ровно на поле боя — подбадривать своих, пресекать опасные выпады неприятеля, усиливать специальные атаки своих подопечных. Всё весьма просто.
Между сражениями надо будет тасовать виды построения солдат, выбирать тех, кто лучше подходит для новоиспеченной битвы, увольнять неугодных, а новым рекрутам подбирать лучшую роль. Погибнуть навсегда ваши подопечные не могут, семь десятков сражений не принесут вящих проблем и не покажутся ветеранам чем-то выдающимся. Пусть тактический геймплей и подходит к тематике Боузера (он тут тоже покажется) и его миньонов, но Jr.’s Journey вышла довольно поверхностной.
Простота не делает игру скучной — это самое важное.
***
Незадолго до получения снимки Bowser’s Inside Story я прошёл великолепную Final Fantasy VII и потому немного не понимал, зачем играть в какую-то ещё японскую RPG. Но все сомнения пропали спустя пару часов с 3DS и не вернулись до последней буквы этого текста. Десять лет спустя третья часть RPG про братьев Марио остаётся лучшей в своей франшизе, а на новоиспеченном движке она просто расцветает и, по-моему, выглядит гораздо симпатичнее оригинала. Здесь хорошо всё — от первого прыжка на черепашье лик до последних боевых перчаток, здесь полно мини-игр и почти нет привычной для жанра тягомотины с прокачкой. Ну и в дополнение вы получаете симпатичную стратегию — не факт, что она понравится так же сильно, но раскроет немного сюжетных моментов и точно сумеет развлечь.
Плюсы: шикарное использование двух экранов и взаимодействие между героями; военная система без взрыва мозга и ролевая без часов «гринда»; весёлая история для всех возрастов; Боузер — идеальный герой RPG; подновлённая графика симпатичнее, чем на DS; вторая игра в комплекте весьма неплоха.
Минусы: не завезли 3D и русский язык.