После разлуки Konami и Хидео Кодзимы (Hideo Kojima) серия Metal Gear оказалась в подвешенном состоянии. Хотя издатель не раз сообщал, что это один из главных активов в его портфолио, новые игры с этим названием он не выпускал — кроме странной Metal Gear Survive, о какой в фанатских кругах вспоминать не принято. Ну и кроме пары переизданий, но это не считается. Сейчас же, кажется, всё наконец-то начало меняться — продюсер серии сообщает о подготовке специалистов, которые будут заниматься новыми MGS, а в качестве тренировки им поручили создание Metal Gear Solid Delta: Snake Eater — ремейка третьей доли.
По старой памяти
Хотя в названии этой версии нет слова «ремейк», в пресс-релизах и социальных сетях Konami характеризует MGS Delta собственно так. И это может вызвать у аудитории путаницу — в последнее время это слово ассоциируется с чем-то большим, нежели просто перерисованная графика. В ремейках Resident Evil гораздо улучшили геймплей и дополнили сюжет, в Mafia: Definitive Edition переделали город и добавили в ролики кинематографичности. Да и сама Konami издала ремейк Silent Hill 2, какой на оригинал мало похож — история та же, а озвучка, локации, боевая система и даже головоломки изменены.
В Metal Gear Solid Delta утилитарны ничего подобного не сделали. Ремейком эту версию всё равно можно называть, поскольку игра буквально переделана на новоиспеченном движке — вместо FOX Engine используется Unreal Engine 5. Но в остальном к экшену относились как к экспонату в музее — весьма аккуратно, стараясь ничего не сломать и не поцарапать, перенесли его в целости и сохранности на новые технологии. Сюжет остался тем же, диалоги не изменили и не переозвучили, анимации (даже самые тонкие) оставили в первозданном виде. Да и склеивать отдельные локации в полноценный открытый мир не стали — так же перемещаешься между ними, наблюдая коротенькие загрузочные экраны.
Неплохо ли это и правильно ли — вопрос спорный. Конечно, хотелось бы увидеть что-то более смелое: увеличенные (или вообще новые) локации, лечение ран в реальном поре, а не в отдельном меню, переделанное вступление, чтобы оно не было так перегружено роликами и диалогами… В общем, что-то, что вызвало бы препирательства — как было с Metal Gear Solid: The Twin Snakes, ремейком первой части, который одни фанаты обожают, а другие ненавидят. Даже если бы Konami представила своё видение битвы с The End, не вынуждая в ремейке бегать по поделённому на несколько частей лесу, это уже было бы поводом для бурных обсуждений.

MGS3 примерно такой нам и запомнилась, но на деле, конечно, выглядит она гораздо хуже.
В то же время Metal Gear Solid 3, возможно, и не нуждалась в крупных изменениях. Современное и удобное управление достоверно было необходимо, и Konami позаботилась об этом — в ремейке есть «Новый» и «Оригинальный» режимы, в которых третья доля играется по-разному. В «Оригинальном» камера расположена над головой и её нельзя поворачивать (только отодвигать в сторону), а для прицеливания и буквальной стрельбы нужно отдельной кнопкой включать вид из глаз — как в старых версиях игры.
В «Новом» же камера расположена за горбом героя — игра становится привычным для современных геймеров экшеном от третьего лица, в котором позволяют одновременно подвигаться и стрелять. Это должно делать игру проще, и разработчики это понимали, а потому добавили в новом режиме баллистику — на большенном расстоянии попасть в голову из пистолета-транквилизатора непросто.
Это самое главное отличие ремейка от всех остальных версий MGS3. Желая нет, для русскоязычной аудитории ещё одной важной новинкой оказался перевод на русский. Кириллица встречалась и в оригинале, в том числе в наименованиях локаций, но там многое было написано безграмотно — всякие «ЧёрнойПещере : подземныйвход» и прочие странности. Здесь же всё переведено пять: и меню, и субтитры, и обучающие подсказки, и многое другое.
Тот самый Кодзима
Поэтому историей теперь могут насладиться все желающие, а ради неё многие в MGS и играют. События третьей доли разворачиваются после Карибского кризиса, и в роли американца по прозвищу Нейкид Снейк мы отправляемся в СССР на «Добродетельную миссию» — нам необходимо найти советского учёного-ракетостроителя Соколова, которого держат на заброшенной фабрике. Попадаться на глаза никому нельзя, поскольку наличие американского солдата на территории Советского Союза — это нарушение международных соглашений, так что, если нас поймают, ждать помощи будет не от кого: все от нас открестятся.

Соколова мы находим, вот лишь отправиться с ним домой не получается — то на одного злодея наткнёмся, то на другого, то предательство переживём, то новых друзей заведём… Операция, какая не должна была занять много времени и от которой зависит официальное признание ЦРУ нашего отряда FOX, затягивается на десять часов прохождения. История увлекательная и по сей день, и интересна она в том числе тем, как здорово в ней сочетается несочетаемое. То вам показывают реальные кадры хроники с выступлениями Кеннеди и Хрущёва, то вы воюете с пчеловодом, чьи шершни собираются на его руке в автомат «Томпсон». То ведёте серьёзную беседу о дезертирстве и побеге на сторону неприятеля в войне, то смотрите, как Оцелот мяукает и призывает этим звуком своих приспешников. До сих пор не так уж часто видишь в играх столь удивительные истории — и авторы ремейка решили не менять ничего из того, что придумали Кодзима с коллегами в 2004 году.
Зато графика обновилась существенно. Как и в случае с любыми ремейками престарелых релизов, при взгляде на обновлённую версию думаешь, что такой игра и была, но на деле скачок гигантский. Джунгли и леса сделались реалистичнее, с гораздо более пышными кронами, пробивающимися через них лучами солнца и детализированной живностью, которая запрятывается среди листьев. Болота, переполненные грязью, и чистые водоёмы окружены растительностью, а плавающие в них крокодилы похожи на натуральных. Более выразительные лица, качественные текстуры одежды, великолепное освещение, зрелищные спецэффекты — работа проделана вящая.
При этом негусто приходится вспоминать, что вся эта красота построена на скелете 20-летней давности. Говорить о том, что Metal Gear Solid 3 опередила своё пора, немного банально, но, судя по ремейку, это действительно так. Режиссура, постановка роликов, разнообразие ситуаций, блистательные сражения с боссами — утилитарны всё здорово сохранилось и даже сегодня приносит уйму удовольствия.
Локации остались небольшими, но почти все они представляют собой увлекательные мини-песочницы. Можно бить по всем из транквилизатора, можно достать автомат и превратить игру в шутер, можно подкрадываться с охранникам и пугать их, заставляя скинуть что-то ценное, можно скидывать на их головы ульи или швырять в них змей, можно проскальзывать мимо врагов, накрывшись картонной коробкой… А после уделить время охоте на крабов и сбивать с деревьев фрукты, чтобы в животе не урчало (на PS5 звуки доносятся из геймпада) и выносливость восстанавливалась. Многие из здешних механик по-прежнему уникальны для стелс-экшенов — немного где требуется заходить в меню лечения, чтобы вытащить пулю или обработать рану антисептиком, равно как и менять камуфляж в подневольности от окружения. И этим MGS3 хороша.

Нужна ли для этого навороченная графика — каждый решает сам. На большинстве современных платформ доступна Metal Gear Solid: Master Collection Vol. 1, сборник из ремастеров нескольких престарелых частей серии, который включает в себя больше игр и стоит дешевле, чем отдельный ремейк «тройки». Но и графика там устаревшая, и русского стиля нет.
Да и в ремейке есть несколько нововведений, делающих геймплей приятнее. Камуфляжи теперь можно быстро менять, удерживая кнопку на крестовине. Есть тихая ходьба в приседе, прежде эксклюзивная для 3DS-версии. Прогресс автоматически сохраняется при посещении любой локации, так что звонить для этого по рации нет нужды. Для любителей «собирашек» добавили десятки новых предметов — вместе со знакомыми лягушками на каждой карте спрятаны резиновые уточки. И их легковесно отслеживать в меню паузы, равно как и весь остальной прогресс: количество убийств, ранений, поднятых тревог и так дальше. Плюс обрели новую жизнь две дополнительные мини-игры, одна из которых была вырезана почти во всех переизданиях «тройки».
Какой бы ремейк Konami ни сделала, потрафить всем точно не получилось бы. Крупные изменения аудитория восприняла бы особенно болезненно из-за ситуации с Кодзимой — мол, выгнали автора и занимаются самодеятельностью. Поэтому Konami пошла по более безопасному пути, да и вырезать имя Кодзимы ниоткуда не сделалась — кажется, в Metal Gear Solid Delta: Snake Eater его имя появляется на экране даже чаще, чем в оригинале. Игра пять сохранилась в геймплейном плане, а графически MGS3 ещё никогда не выглядела столь роскошно. Но возникает вопрос: если специалисты, каких набирали для создания новых MGS, не смогли придумать ничего интересного для ремейка очень старой игры с PS2, смогут ли они предложить что-то достойное внимания в своих совсем новых проектах?
Плюсы: аккуратно перенесённая на новый движок легендарная игра, которая по большей части крепко сохранилась, несмотря на почтенный возраст; красивейшие локации и обновлённые модели персонажей; незначительные геймплейные нововведения мастерят игровой процесс комфортнее; хороший перевод на русский язык.
Минусы: игру как будто слишком сильно страшились испортить, поэтому изменений в ремейке очень мало, в том числе осталась прежней структура локаций; мелкие баги, связанные с анимациями.