Живо для платформы: PS4
Одной из первых изумительных игр года стала «метроидвания» Iconoclasts, а одной из последних оказалась похожая на неё Monster Boy and the Cursed Kingdom, выполненная в том же жанре. Подобных проектов в этом году сходило немало — и Guacamelee! 2 удалась, и Yoku’s Island Express с The Messenger. При этом разнообразии новые «метроидвании» всё равно умудряются изумлять интересными задумками и качеством исполнения, и к вышедшей на днях Monster Boy это тоже относится. Если вы помните старую серию игр Wonder Boy, то можете находить Cursed Kingdom её продолжением — просто из-за проблем с правами использовать то название было невозможно.
Не люд, а звери
При этом новичкам, не имеющим ни малейшего представления о Wonder Boy, здесь будет максимально комфортно — знать сюжет древних платформеров вообще не необходимо. Главным героем стал синеволосый парень по имени Джин, чей дядя сошёл с ума, напился и начал хаотично размахивать жезлом, превращая всех обитателей королевства в животных. Мальчик тоже попал под горячую руку — из симпатичного «анимешного» подростка он трансформировался в потешную чушку. Однако это не мешает ему отправиться в продолжительное путешествие, чтобы снять проклятье и с себя, и со всех остальных.
Жаль, но после вступления сюжет отходит на другой или даже третий план и вплоть до финала не получает никакого развития. Почти сразу протагониста просят скопить по всему миру шесть сфер, что уже стало для меня тревожным звоночком — с такой структурой интересную историю рассказать тяжело. Сделать это авторам действительно не удалось, зато персонажей на своём пути Джин встречает очень милых и симпатичных. Исследователь пещер с помощником-телохранителем, надменная птица, обитающая где-то в облаках, семейство, в каком дети были превращены в енотов, — все жители забавные, но всё же не запоминаются.
К счастью, атмосфера настолько уютная, что во пора прохождения о слабости сюжета не задумываешься. Во многом это заслуга художников и аниматоров, проделавших огромную работу для «оживления» игрового вселенной. Детали начинаешь замечать уже в самом начале, когда прыгаешь с одного мостика на другой и сражаешься с крабами, — перед сражением у них на мордах улыбки, а после получения урона они начинают злиться и с недовольными физиономиями бегут в сторону Джина. После герой оказывается в самом центре королевства, где полно всевозможных магазинчиков, на улице стоят торговцы и остальные обитатели, а игрок проверяет, может ли он запрыгнуть вон на ту крышу и куда удастся проскакать после этого.
Протагонист всегда и всем готов поддержать.
Вдобавок тут ещё и саундтрек прекрасный — отдельно его слушать вряд ли захочется, но полдюжины японских композиторов написали немало отличных композиций, в том числе навеянных престарелыми Wonder Boy.
У каждой из форм, которые обретает главный герой по ходу путешествия, есть уникальные анимации. Заметив новую сферу, он получает возможность на лету превращаться в другое существо. Поначалу протагонист бегает лишь в лице свиньи — он может принюхиваться для поиска секретов и плюхаться на кнопки, а большой вес позволяет ему погружаться на дно водоёмов. Потом персонаж обучается трансформироваться в змею, способную цепляться за мох на стенах, плеваться ядом и пролезать в узкие отверстия в стенах. Лев очень скоро бегает и пробивает головой стены, лягушка хватается языком за висящие в воздухе объекты, дракон летает и дышит пламенем.
Со временем каждая из форм будет обзаводиться новыми способностями, позволяющими каждому существу быть полезным в нескольких ситуациях. Лев, к образцу, начнёт разрушать блоки не только перед собой, но и над головой, высоко подпрыгивая и добираясь до недоступных ранее пунктов. В общем, классическая во многом «метроидвания» с периодическим получением новых умений.
Переключаться между формами можно в любой момент, и с этим связано масса головоломок и просто необычных эпизодов. Уничтожить препятствие одним персонажем, запрыгнуть на соседнюю платформу другим, переключиться на ехидне и протиснуться в отверстие, потом опять взять льва и пробить потолок. В некоторых ситуациях придётся менять лицо сразу после прыжка или во время полёта — например, быстро перевоплотиться в пресмыкающееся, чтобы успеть в этом облике добраться до стены, покрытой мхом. Порой возникают проблемы с логикой загадок — не раз задаёшься вопросом, почему лишь ехидна и лягушка могут подбирать предметы. Неужели в обличье льва персонажу настолько лень на время убрать меч в ножны? Однако трудностей с решением головоломок из-за этого не возникает.
Все эти башмаки пригодятся в самых разных ситуациях.
Вглубь и вширь
Есть в Monster Boy и разные виды оружия и брони, воздействующие на характеристики. Одних лишь ботинок почти десяток: есть обувь, позволяющая ходить по лаве, и специальные сапоги для гуляний по льду, а в какой-то момент герой даже сможет стоять на облаках. Всевозможные амулеты и нагрудники дают здоровые бонусы, вроде устойчивости к огню и яду, или увеличивают шанс получения монет и зарядов для заклинаний. Мечи стоит подбирать в подневольности от локации — если вокруг бегают ледяные существа, от огненного оружия они будут погибать гораздо быстрее, чем от любого иного. На покупку этих вещей тратятся золотые монеты, выпадающие из врагов и спрятанные по всему миру.
Пройти Monster Boy удастся и без непрерывной смены гардероба, но игра станет сложнее. В вулканическую местность я отправился со стандартной экипировкой, пожалев денег на ледяную панцирь и меч, и из-за этого получал куда больше урона, чем мог бы. Характеристики здесь действительно влияют на живучесть персонажа, что особенно значительно, если вы не охотитесь за сундуками с увеличением здоровья. Плюс ко всему экипировку можно улучшить у кузнеца, добавив добавочные свойства, а при ношении комплекта одного стиля нам выдают ещё одну бонусную характеристику.
Для апгрейдов нужны специальные камни, но попросту так их не получить — подавляющее их большинство лежит в секретных зонах с головоломками. Зачищать карту на 100 % было бы увлекательно и без этого, а так — излишний повод изучать каждый угол, внимательно рассматривать карту и искать потайные проходы. Иногда придётся скакать по невидимым платформам, потом вы попадёте на своеобразное минное поле, где предстоит раз за разом использовать нюх свиньи и определять благосклонность бомб. Некоторые сундуки открываются лишь при последовательном использовании одного и того же заклинания, а это тоже невозможно сделать без соответственных улучшений. В общем, желающие продолжить путешествие после финала сюжета смогут потратить на полное исследование карты ещё пять часов.
С таким резервом «жизней» долго прожить будет трудно.
Благодаря приятному визуальному стилю, отличной музыке, полезным характеристикам экипировки и иным достоинствам, оторваться от Monster Boy очень трудно. Каждый раз, когда я хотел выключить игру, я решал осмотреть чету соседних комнат, замечал какой-нибудь сундук, застревал на минуту из-за непростой загадки, сражался с монстрами и в итоге сидел ещё часа полтора.
Cursed Kingdom не только красиво выглядит, но и замечательно играется: персонаж отзывчивый, управление спокойное, а в меню можно указать, хотите ли вы переключаться между обликами на лету или с помощью радиального меню.
Если не находить посредственный сюжет, единственная претензия к игре у меня связана с точками сохранения. Расставлены они довольно щедро — весьма редко я проходил больше пяти комнат подряд, надеясь как можно скорее обнаружить «чекпоинт». Да и все разгаданные игроком загадки остаются после кончины решёнными, что тоже огромный плюс. Но не совсем понятно, почему некоторые точки полностью восстанавливают здоровье, а на иных возрождаешься с парой сердечек без возможности полностью вылечиться. Ближе к финалу игра становится всё сложнее, а из противников «существования» выпадают чрезвычайно редко. К счастью, около большинства «боссов» есть медпункт, где за небольшую плату можно исцелиться, но в кой-каких эпизодах отыскать его поблизости не удаётся.
С таким запасом «жизней» долго прожить будет трудно.
***
В остальном Monster Boy and the Cursed Kingdom — прекрасная и уютная игра. В ней приятно провести полтора десятка часов, пытаясь найти правильный подход к головоломкам, отыскивая сундуки с ценными трофеями и выбирая экипировку для самых различных ситуаций. Даже немного обидно, что сюжету уделили не так много внимания, как хотелось бы, но для подобной игры это не так уж важно. Основное, чтобы исследовать большой мир было весело, а с этим в Monster Boy всё чуть ли не идеально — и фанатам Wonder Boy, и новой аудитории игра непременно придётся по душе.
Плюсы: примечательное визуальное оформление и приятная атмосфера; отличный саундтрек, который всегда здорово вписывается в происходящее; великолепный (в большинстве эпизодов) дизайн степеней и интересные пазлы; разнообразная экипировка, влияющая на геймплей; удобное управление.
Минусы: слабый основной сюжет; не все точки сохранения возрождают здоровье при возрождении.