Оригинальная  Monster Train сделала значительную вещь — одной из первых доказала, что карточные рогалики могут не ограничиваться клонированием  Slay the Spire. Смешав геймпленую основу «Шпиля» с пратчеттовской иронией  Dungeon Keeper и добавив во всё это адского пламени, игра стремительно ворвалась в топы продаж Steam, получила солидные 85 баллов на «Метакритике» и, казалось, гарантировала себе счастливую жизнь и скорый сиквел. Угадайте, что в этом предложении неправда. Да, сиквела пришлось ждать пять лет. Стоило ли?

Адская поездка

Поступок Monster Train разворачивается в ироничной фэнтези-вселенной, где в аду наступил ледниковый период — райские герои, коварно проникшие сюда, погасили Пекло. Демоны, бесы и прочие рогато-хвостато-крылатые обитатели преисподней, снарядили «монстропоезд» и повезли заключительную искру адского пламени, чтобы вновь разжечь Пекло.

В этом аду много зелени.

Соответственно, периодически на поезд проникают до тоски положительные ангелы и рыцари, которые пытаются добраться до искры (она же Сердце Пламени), расположенной на четвёртом этаже нашего вагона-ресторана адской кухни. А мы должны экспонировать у них на пути своих бойцов и применять заклинания, разыгрывая соответствующие карты. То есть это ещё и tower defense. Все участники сражений атакуют самодействующи, а мы влияем на ситуацию не только чарами, бафами и дебафами, но и тем, как и куда выставляем бойцов и как их перемещаем между раундами — с задней черты на передовую, с нижнего этажа на верхний и наоборот. Это одна из главных фишек местной тактики.

А главная фишка всей игры — это обилие билдов и колод, какие могут кардинально различаться в новых вылазках. За них отвечают различные кланы преисподней, у каждого из которых — свой комплект героев, карт и уникальных особенностей: условно, одни ставят на магию, другие — на численность и ближний бой, третьи — на воскрешение и так дальше. Причём мы ещё можем их смешивать, выбирая основной и союзный кланы, — то есть это ещё рогалик о подборе синергии между картами и способностями.

Monster Train 2: Обзор новой части монструозного рогалика

И если ключик подбираешь, то игру можно фактически сломать — создать такую колоду, какая выносит всех боссов чуть ли не за пару ходов. Но в этой алхимии с подбором и прокачкой кланов и есть своя прелесть. У любой фракции — свои аргументы, а наша задача — грамотно их использовать. Поэтому в перерывах между сражениями особенно значителен выбор, куда дальше направить по карте наш монстропоезд, — это не только выбор между случайным событием, артефактом, редактированием колоды и лечением Сердца, но и между картами различных кланов.

Ангелы, демоны и грибы против титанов

Базовый геймплей, многие карты и даже элементы интерфейса в  Monster Train 2 остались неизменными. Но, как обитает, нам предлагают несколько новых ингредиентов. И в целом всего стало больше, начиная с размера вагонов и бойцов — это разом бросается в глаза, отчего сражения выглядят эффектнее.

Также сразу видно, что в сиквеле много сюжета и кат-сцен. История рассказывает о том, что былые неприятели, ангелы и демоны, вынужденно заключили союз против титанов, которые угрожают и аду, и раю. А ещё к ним присоединились грибы (но об этом запоздалее). И наш монстропоезд несётся с Сердцем Пламени на борту по кругам преисподней, чтобы свергнуть титанов и их марионеток из числа бывших серафимов.

Подобный сюжетный поворот, естественно, породил множество сценок, в которых вынужденные союзники вяло поругиваются и общаются на степени «Не думай, что ты мне стал другом и я забыл старые обиды». Хотя встречаются и довольно забавные ситуации, и свои интриги, связанные, так, с прошлым некоторых персонажей и судьбой тех, кто стал инициатором мирного соглашения.

Monster Train 2: Обзор новой части монструозного рогалика

Сюжетные сцены, как и практически всё остальное в игре, открываются исподволь, по мере того как мы прогрессируем. И в первую очередь для этого нужно разблокировать новые Сердца Пламени. Да, теперь они могут быть различными, имеют свои показатели атаки и здоровья и дают бонусы — например, позволяют раз за бой вылечить всех воинов в передних линиях или снижают стоимость их размещения.

Про новые кланы и несварение у драконов

Вариантов игры несколько — основная вылазка, нескончаемый режим и онлайновые испытания, включая ежедневные и от сообщества. Плюс появились сингловые испытания, собранные в рамках новоиспеченного режима «Пространственный портал», — они открываются постепенно, по мере того как мы проходим предыдущие. И предлагают интересные обстоятельства — например, снижают стоимость всех карт снаряжения, дают бонусы от него к атаке и здоровью, но отнимают ячеи улучшений. Наконец, можно менять забеги с помощью модификаторов, но такие вылазки не будут увеличивать ранги Согласия, от каких зависит всё, включая силу врагов, улучшение карт и доступ к новым возможностям.

Monster Train 2: Обзор новой части монструозного рогалика

Из новых механик нужно отметить появление вышеупомянутых карт амуниции и активных перезаряжаемых способностей — например, можно скопировать последнее заклинание. А пухлый дракончик с помощью навыка «Несварение» пожертвует собой, но напоследок наметёт урон всем врагам. Ещё добавились карты комнат, действующие на весь этаж, — они могут создать адскую печь, какая обжигает всех входящих врагов, или кровавую арену, дающую нашим бойцам статусные эффекты за убийство противников.

Но основные новшества связаны с появлением пяти новых кланов. Все они, понятно, со своими особенностями. Так, Пеклорождённые обожают призывать пухлых и прочих дракончиков и устраивать всем адскую печь, накладывая и умножая эффекты горения. А Месячный ковен специализируется на магии — многие свойства его карт меняются в зависимости от лунного цикла, и иногда мы сами можем его менять.

Есть ещё изгнанники: падшие ангелы, которые сражаются с доблестью — новым статусным эффектом, выдаваемым за нахождение на передовой.

Есть ещё изгнанники: падшие ангелы, какие сражаются с доблестью — новым статусным эффектом, выдаваемым за нахождение на передовой.

Моим (и не только) фаворитом стал Нательный легион. Его главная фишка — призыв безобидных на первый взгляд грибочков, которые постоянно увеличивают свою численность и в итоге могут скорее прочих завалить крупнокалиберных боссов. В сочетании с экспериментальными картами Лиги Лазаря, которые накладывают эффекты регенерации и воскрешения, это может сделаться той самой убойной тактикой, которая ломает игру. Правда, и в этом случае мне далеко не сразу удалось миновать даже первый круг — всё равно нужно редактировать колоду, уменьшать влияние рандома и так далее.

А уж когда на установленном этапе появляются и старые кланы из первой части и нам дают комбинировать их с новыми, типичный игрок в Monster Train 2 начинает напоминать безумного мичуринца, пытающегося скрестить картошку с бананом.

Monster Train 2: Обзор новой части монструозного рогалика

В  Monster Train 2 на старте есть проблемы с балансом. Некто возразит, что в этом заключается одна из фишек игры — в поиске убойных билдов из карт и кланов. Но в любом случае сиквел одного из лучших и самых ослепительных карточных рогаликов, безусловно, удался. Тут всего больше — кланов, механик, красок в сражениях, режимов, кат-сцен и грибов. Что-то, вероятно, будут ещё полировать, что-то — добавлять. Но, думаю, вы уже знаете, чем занять себя в ожидании  Slay the Spire II.

Плюсы: показался более-менее интересный сюжет; много полезных нововведений и механик; интересные новые кланы и связанные с ними тактики; игра ослепительно выглядит и бодро звучит.

Минусы: есть проблемы с балансом.

Оценка игры