Глядя на недавний дебют PlayStation 4 Pro и предстоящий релиз Xbox One X, можно поразмыслить, что традиционная модель выпуска консолей скоро канет в лету. Вероятно, Sony и Microsoft перешли на что-то вроде «айфонной» модели, когда новоиспеченные продукты оснащаются обратной совместимостью, а старые еще какое-то пора (у Apple, как правило, 3-4 года, у Android – меньше, но зависит от производителя) трудятся с новым ПО и последними апдейтами ОС. Впрочем, недавно один из боссов Sony обмолвился, что PlayStation 5 все же выйдет, и давнишний аналитик видеоигровой индустрии Майкл Пэчтер (Michael Pachter) из Wedbush Securities даже находит, что знает, когда это случится.
В интервью GamingBolt Пэтчер предположил, что выпуск PS5 будет привязан, скорее итого, к массовым продажам 4K-техники, что ожидается примерно в 2019 году. Собственно к этому времени, по словам Пэтчера, 4K-телевизоры оккупируют возле 50% американского и 35% мирового рынка. Напомним, в крышке июня Шон Лэйден (Shawn Layden), гендиректор американского филиала Sony, подтвердил, что Sony выпустит PlayStation 5, какая будет значительно мощнее PS4 Pro. Пэтчер придерживается той же точки зрения:
«Я не размышляю, что Шон хотел ввести нас в заблуждение. PlayStation 4 Pro лучше (с технической точки зрения), чем PS4, и размышляю, что это промежуточный шаг в сторону PS5. Более того, я считаю, что PS5 тоже будет промежуточным шагом. Но, мне представляется, Шон был абсолютно честен, когда говорил, что не делает промежуточных шагов, но PS5… как мощной она получится в итоге? Разумеется, у нее будет поддержка 4K. Будет ли она поддерживать 240 кадров в секунду? Пять. Будет ли она совместима с играми, сделанными для PlayStation 4 Pro? Хороший проблема. Думаю, да. На мой взгляд, это будет консоль, у которой будет оборотная совместимость с PS4 Pro. Поэтому для потребителей она будет промежуточным шагом, но Шон, я размышляю, не соврал, когда сказал, что это будет полноценная консоль».
Этот прогноз навел меня на чету мыслей…
Во-первых, у меня большие сомнения насчет того, что PS5 будет поддерживать 240 к/сек при позволенье 4K. Консоли можно оснастить впечатляющими и относительно недорогими технологиями, особенно если компания-производитель разрешила отказаться от краткосрочной прибыли, но Sony и Microsoft – не волшебники. В частности, GTX 1080 Ti, какой лично я считаю первым 4K-видеопроцессором, способным уравновесить 4K, неплохой фреймрейт и уровни детализации – это очень недешевый чип. Sony и Microsoft вряд ли оснастят свою консоль ультрасовременным GPU, созданным по самому заключительному техпроцессу. Это значит, что консоли, которые они выпустят в 2019 году будут оснащены, скорее итого, чипом, использующим техпроцесс 14 или 10 нм, и в обоих случаях это будет не подрывная революция, а итерационное улучшение.
Во-вторых, Sony и Microsoft никак не подталкивают разработчиков к тому, чтобы они улучшали фреймрейт в ущерб визуальным эффектам. Многие игры на PS3 и Xbox 360, а также на PS4 и Xbox One делаются с прицелом на стандарт «30 к/сек». Буквальнее, даже на «типа 30 к/сек», потому что фреймрейт постоянно провисает и проваливается (желая это во многом зависит от игры). Если, как предполагает Пэтчер, релиз PS5 будет привязан к массовому наплыву 4K-телевизоров, то Sony и Microsoft будут хвалиться не 60 и 120 к/сек при 1080p, а немало красивой картинкой, которая теперь будет в 4K-разрешении, плюс, вероятно, с дополнительными плюшками вроде виртуальной и дополненной реальности.
Но я согласен с Пэтчером в том, что у новоиспеченной консоли будет, скорее всего, обратная совместимость. Пока нет никаких примет, что Sony снова разрабатывает собственный CPU, как это было с Cell (его, к слову, тяжело назвать хорошим игровым чипом). Даже если Sony в итоге разрешит остановиться на связке «NVIDIA + ARM» (а не на AMD’шных CPU и GPU), у PS5 будет гораздо вяще общего с архитектурой PS4, чем у PS3, которая оснащена тем же процессором. Недавно Sony обмолвилась, что оборотная совместимость не в приоритете, однако чем легче будет внедрить эту функцию, тем вероятней ее итоговое появление.
Что прикасается релиза именно в 2019 году, когда ожидается наплыв 4K-телевизоров, то, я размышляю, в этом есть смысл, но с некоторыми оговорками. В известной степени релиз PS5 будет зависеть во-первых, от поступков Microsoft, во-вторых, от агрессивности Sony в производительности и ценовой политике, и в-третьих, от того, как ощутимым будет апгрейд PS5 по сравнению с PS4 Pro. Если PS4 Pro продолжит неплохо продаваться, а текущее соотношение между продажами PS4 и Xbox One так и останется на степени 2:1 в пользу Sony, у компании будет больше шири для того, чтобы выпустить PS5 более продвинутой.
Но если Microsoft начнет поедать часть рынка Sony, японской компании придется пошевеливаться. Это, помимо прочего, может повергнуть к тому, что Sony станет более агрессивной в цене и производительности, чтобы дать потребителю вяще причин для покупки своей, а не конкурента, консоли. 2019 или 2020 год – вполне благоразумное окно для выпуска PS5. Выпустив именно что новую платформу, а не промежуточный апдейт, Sony покажет, что отрекается от «айфонной» модели. По крайней мере, на этот раз.