Живо для платформы:
Обзор игры BATTLESHIP
Ранил!
Сложно оценивать электронную версию игры, уже десятилетиями являющейся чуть ли не основной палочкой-выручалочкой, спасающей от скуки. Морской бой — пошаговая стратегия, лотерея на десяток минут, отличный «убиватор» излишнего времени вроде уроков и лекций. Классический, «бумажный» вариант позволял сразиться в безжалостной схватке с товарищем и проявить, как казалось нам, мастерство дислоцирования кораблей (а на самом деле — свою интуицию) на стоклеточном поле.
Представьте такую ситуацию — приходите вы домой после тяжкого учебного или рабочего дня. Крепкий ужин, тёплый душ — глаза уже закрываются. Но до официального отбоя есть ещё час-два, и вы наверняка решаете прочертить их как можно ярче со своей PS4. Что же выбрать? Assassin’s Creed, Mortal Kombat, Need for Speed… Разумеется нет, всё это какой-то примитив. «Морской бой» от Ubisoft! Вот что вам однозначно нужно!
Абсурд? Подавайте его продолжим. Грозное слово «кампания» в главном меню обещает тридцать уникальных сражений на бескрайних ширях мирового океана. Пираты-контрабандисты, орки, стелс-флот — очевидно, на этот раз сценаристы Ubisoft придумали нечто стоящее.
Мне бы в море!
Ваш первоначальный бой… Правила не совсем стандартны: поле десять на десять можно обставить пятью кораблями различной длины — от двухклеточного патрульного катера до пятиклеточного авианосца. Корабля можно ставить вплотную друг к другу. Потрясающая графика степени игр для смартфонов предыдущего поколения и инновационный интерфейс позволяют сделать это скоро и легко. По бокам экрана — арсеналы воюющих сторон, в середине — два десятиклеточных куба, покрытых приятной водянистой текстуркой, а над ними вмонтирован экранчик для визуального отображения выходящего — чтобы было «как в кино». Итак, пора стрелять…
В ваш ход вы получаете три белоснежных квадратика и три красных квадратика. Ими вы будете забрасывать поле противника. Первоначальный тип боевого ресурса предназначен для разведки — выстрелив в определённую клетку, вы разузнаете, есть ли там вражеское судно. Второй — атакующий тип. В течение своего хода (полторы минуты) можно расточить хоть всю обойму, однако порой часть ресурсов выгоднее сохранить на вытекающий ход. Ведь помимо одиночного выстрела вы можете задействовать способности любого из своих кораблей, которые стоят дороже. Так, за шесть кубиков посредственный по величине кораблик запустит две торпеды и просканирует десять случайных клеток, а авианосец за одинешенек выстрел поразит целых двенадцать клеток. Затонувшие корабли бить не могут. Динамика набирает обороты, пустые клетки покрываются белоснежными буйками и «трупами» линкоров, после атак врага ваше игровое поле стремительно начинает напоминать сточную ров…
Что же делать? Колебания юного адмирала имеют под собой положительные основания — хитрейший менеджмент ресурсов, оценка ситуации на поле боя, смелые задачи, которые нужно решить за отведённое время. Выпалить сейчас или отложить очки на следующий ход? Куда лучше поставить агентурную мину? Как оптимизировать обстрел поля противника с учётом способностей всех кораблей? Сотни проблем, требующих глубокого понимания навигации и военного искусства на море в одночасье упадают на вашу голову! Однако вам чудом удаётся их решить. И вот двадцатиминутная баталия заканчивается вашим триумфом.
Вы в восхищенье забываете про сон и за ночь ураганом пятой категории проноситесь по флотилиям из оставшихся двадцати девяти миссий. Компьютерный интеллект умнеет с любой миссией, задания становятся всё изощрённее (вместо «убейте их всех» — «уложите их всех» с каким-то условием), вы открываете новые типы флота, какие отличаются друг от друга примерно так же, как Pepsi от Coca-Cola. «Морской бой» продолжает вас изумлять и подкидывать всё новые и новые элементы, ведь теперь, когда у вас есть орочий флот, ваши корабли выглядят совершенно не как корабли — у вас есть шесть ветряных мельниц, нанизанных на психоделические конструкции образа LEGO. Одни и те же способности слегка отличаются в каждом флоте (авианосец орков поражает девять клеток) и стоят различное количество очков.
Многообразие контента и обилие новых деталей превращает классическую версию морского боя в сложную, продуманную и многогранную стратегическую дисциплину. После покорения итого Мирового океана в «сингле» вы наверняка броситесь вызывать на морскую дуэль школьного приятеля, какой постоянно «делал» вас на уроках химии… Уж против флота орков он не устоит!
Выйти сухим из воды
Прежде чем закончить заволокшуюся шутку, отметим, что Battleship — именно та игра, ради какой покупают консоли нового поколения. Теперь к делу. Всем нам удобопонятно, что корабельный тир стал популярен именно благодаря его социальному элементу. Непритязательность геймплея «бумажной» версии компенсируется взаимодействием с живым человеком. Ожидаешь эмоционального отклика противника, ощущения его непосредственного присутствия. Восклицания «Ранил!», «Мимо!», «Убил!» — собственно в них обретается душа морского боя.
Мультиплеер — то, что хоть как-то оправдывает существование Battleship и подаёт гипотетические идеи о том, кто, как и зачем будет в неё играть. Понятно, что «Морской бой» не притязает на ААА-уровень и является развлечением семейного формата. Состязаться можно как по Интернету, так и в «олдскульном» порядке за одной консолью. Импровизация разработчиков с классической механикой вполне может разнообразить досуг двух томящихся друзей. К тому же здесь доступен вариант традиционной игры без способностей кораблей. Если у вас не было младенчества или если вы всегда страдали от недостатка воображения и чувствовали заостренную потребность в визуализации тех процессов, которые спрятаны за возгласом «Уложил!», то Battleship может вам пригодиться — как вы, так и ваш друг воочию сможете следить за гибелью судна.
Мы не оцениваем концепцию морского боя — мы оцениваем выполненную Ubisoft адаптацию. Если учесть огромное число подобных игр как в браузерном формате, так и на мобильных платформах, нововведения не воображают особой ценности. Кампания абсолютно однообразна, затянута, невесела, вариативность заданий высосана из пальца. Возможно, где-то в вселенной существуют фанаты морского боя, математически вычисляющие вероятность благосклонности судов противника, исповедующие свои стратегии и выделяющие психологический тип неприятеля для прогнозирования стиля его игры. Для них будут очень важны последствия вмешательства Ubisoft в классическую механику. Но у обыкновенного игрока Battleship вряд ли вызовет эмоции более мощные, чем те, что он испытывал от оригинала.
Невозможно понять, на что рассчитывала Ubisoft, разрабатывая Battleship для консолей новоиспеченного поколения. Крайне трудно представить целевую аудиторию проекта. Это и не классический примитивный «тайм-киллер» для двоих, ценность какого заключается как раз в его простоте. Но это и не полноценная тактическая игра.
Оригинальный морской бой наверняка унёс из вашей жития больше часов, чем Skyrim. Хотя Skyrim куда веселее многопользовательского корабельного пасьянса. В этом резоне Battleship от Ubisoft значительно безопаснее — после нескольких партий вам вряд ли захочется заполнять ею собственный досуг дальше. Она ничем не хороша, но и ничем не плоха. Это морской бой без бумаги, карандашей, желаемых возгласов «Убил!» и… азарта.
Плюсы: не нужно чертить квадратики на бумаге; усложнённые правила мастерят геймплей классической версии чуть более разнообразным.
Минусы: на консоли «Школьная тетрадка в клеточку» игра доставляла вяще удовольствия.