Живо для платформы:
От слов — к бою!
Напомним, Age of Decadence очень долго была в разработке, а когда вышла в прошлом году, произвела фурор среди тех обожателей жанра, которые ценят не сбор «лута» и увлечённую «прокачку», а отыгрыш роли. Насквозь нелинейная, эта RPG предложила нам самим выстраивать собственный путь, выживать в средневековом мире, чем-то напоминающем вселенную «Игры престолов». Несмотря на то что в Age of Decadence есть пошаговая военная система, игра сосредоточена именно на общении, скандалах, политических интригах, расследованиях и разборках между бесчисленными фракциями.
Тем не менее сражения там тоже были достаточно увлекательными и сложными. В них нет магии, а успех зависит от экипировки, созданной в том числе и собственно, «прокачки» многочисленных умений и грамотного использования очков хода. Одним и тем же оружием можно колотить по-разному, затрачивая разное количество Action Points. И в Dungeon Rats авторы разрешили по полной раскрыть потенциал этой боевой системы.
Весьма харизматичный труп
Для этого они, естественно, произвели кое-какие изменения. И прежде итого убрали практически все «пацифистские» навыки — за исключением «Харизмы», «Крафта» и «Алхимии». Нет, тексты тут тоже есть, равновелико как и ситуации, в которых игра проверяет ту же «Харизму», чтобы вы попытались уверить некоторых врагов сложить оружие, или «Ловкость», когда необходимо пролезть в узкую пещеру за сокровищем. И периодически нужно принимать решения, какие определят, какую из четырёх концовок вы получите.
Но в целом Dungeon Rats — это собственно что драки, драки и ещё раз драки. На пути к выходу и к свободе придётся минуть череду из пяти десятков непростых пошаговых битв, прерываясь на торговлю, розыск провизии (позволяет восстанавливать здоровье между сражениями) и сбор ресурсов для «крафта» и алхимии.
Мы вместе?
Впрочем, куда пуще вы будете прерываться на использование магии сохранения и загрузки. Несложных драк тут не бывает даже на низком уровне сложности, где неприятели получают пятидесятипроцентный штраф к урону. А уж на высоком сражения превращаются в изматывающую тактическую головоломку, где вы должны филигранно высчитывать любой шаг и каждый удар — именно его одного может не хватить до победы.
Для пущей остроты ощущений можно биться в одиночку, как это было и в Age of Decadence, но Dungeon Rats также позволяет скопить собственный отряд — и это второе важное изменение по сравнению с базовой игрой. Итого по ходу прохождения к вам могут присоединиться десять соратников различных рас, и каждый — со своей историей, экипировкой и боевой специализацией. Но с собой взять позволяют максимум троих, причём если уровень «Харизмы» позволяет.
Но даже целый состав не гарантирует лёгкой жизни. Опыт равномерно распределяется между всеми товарищами, а значит, чем их вяще, тем медленнее «прокачка». Вот и приходится гадать, что лучше — биться одному, скоро развиваясь, или сражаться плечом к плечу с медленно прогрессирующими партнер.
Непростые движения
Вместе с партией появилась и возможность вручную расставить бойцов перед сражением. Это весьма важно — частенько более грамотная расстановка позволяет выйти победителем из тяжелейших ситуаций.
Благосклонность в битве особенно важно, потому что в Dungeon Rats показалась механика атак с фланга и с тыла, наносящих больше урона. А вот магии как не было, так и нет — её роль частично играют ловушки, сети и бомбы, без которых иные сражения, особенно с «боссами», представляется, просто невозможно пройти.
Среди других важных нововведений отмечу кнопку ожидания, что позволяет подпустить врага поближнее, но не закончить ход, а также расширение пояса для бомб, зелий и смены оружия в бою. Это несколько облегчает манипуляции в инвентаре, но излишних телодвижений всё равно много — например, приходится каждый раз поштучно заряжать лук стрелами, а для этого необходимо залезть в меню, выбрать стрелу, нажать на неё правой кнопкой мыши, избрать «Экипировать», закрыть инвентарь… В общем, в итоге я решил обходиться без лучников — нервы и пора, знаете ли, дороже.
Да, Dungeon Rats, подобно Age of Decadence, со сторонки выглядит как некрасивое и неудобное инди для мазохистов. Во многом так и есть. Но с той лишь исправлением, что за неказистой оболочкой скрывается очень увлекательная, продуманная и сложная тактическая RPG. И проглядеть её настоящие ценители этого жанра не имеют права так же, как томящиеся по Planescape: Torment или, например, Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura не имели права проглядеть Age of Decadence.
Плюсы: сложные, продуманные, истинно тактические сражения; масса разных напарников со своей историей; интересная система «крафтинга».
Минусы: неприглядная картинка; не самые удобные управление и интерфейс, вынуждающие совершать немало лишних движений.