Живо для платформы:
Странствие начинается
Чужое небо над головой, разбитый космический корабль неподалёку и весьма занятная место вокруг — именно такой пейзаж встречает нового астрального странника. Бегло осмотревшись, начинаешь изучать окружающую окружение на предмет созданных игрой случайным образом объектов, ведь не зря же разработчики так нередко упоминали эту самую процедурную генерацию. Надо сказать, что тут они открыто не обманули: удивительные растения и животные, залежи минералов, пещеры и горы или, навыворот, поля, уходящие за горизонт, — глаза разбегаются от такого великолепия.
Впрочем, игра ненавязчиво подталкивает к изучению основ геймплея — поспеешь, мол, ещё насмотреться на зверушек, иди чини звездолёт, а то так тут и останешься. Придётся приниматься за труд, попутно исследуя новый мир: всё внове, обращаешь внимание на любую мелочь, а любая встреча ещё с одним представителем животного вселенной или обнаружение чего-то интересного заставляют чувствовать себя натуральным первооткрывателем. Кроме местной флоры и фауны порой попадаются на очи и предметы, явно чуждые этому миру, — осколки какой-то техники, загадочные обелиски, а то и потерпевшие крушение космические корабли.
С вселенной можно полноценно взаимодействовать — ломать растения, убивать (или, навыворот, подкармливать) животных, разбивать валуны для добычи ресурсов. Утилитарны каждый элемент окружающей среды содержит то или иное вещёство, начиная от привычного нам углерода, заканчивая совершенно уж экзотическими химическими соединениями. Собирать их необходимо как для банального выживания, так и для создания «апгрейдов» костюма, звездолёта и мультитула. Эти три предметы чрезвычайно важны: костюм обеспечивает защиту и позволяет выносить кое-какой груз, собственный корабль нужен для космических странствий и сражений, а без мультитула вообще никуда. Он полностью оправдывает своё наименование — это и оружие, и анализирующий сканер, и геологический инструмент…
Рано или поздно быть на стартовой планете наскучит даже самым усидчивым игрокам (какие, к слову, даже на ней могут весьма неплохо «проапгрейдить» своё амуниция). Корабль в порядке, топливные баки и грузовой отсек запуганны под завязку, пора двигаться дальше — к новым звёздам и новоиспеченным планетам.
Истина где-то рядышком
Несмотря на пресловутую процедурную генерацию, отвечающую за случайность итого окружающего игрока мира, в No Man’s Sky нашлось место и сюжету. Как и ожидалось, история подаётся небольшими долями в виде встреч с представителями инопланетных рас, при обнаружении архивных записей и древних руин. Суровых линеек квестов с чётко заданными условиями нет, если не находить таковыми побочные задания вроде «изучить сигнал бедствия». Мы не декламируем книгу — скорее, перед нами огромное полотно, какое приходится открывать небольшими частями.
Видно, что разработчики усердствовали избавиться от вечного бича подобных «песочниц»: однообразия и примитивности истории. Небольшие, но симпатичные мелочи в наличии — например, с самого начала нам неизвестен ни одинешенек инопланетный язык, но новые слова можно изучать, находя закинутые монументы той или иной расы или анализируя архивы. Последние, уместно, частенько содержат отсылки к известным научно-популярным произведениям — намёки на лемовский Солярис вполне к пункту на океанической планете.
Тем не менее на сюжет можно и не отвлекаться вовсе, отыскав себе другое развлечение, нежели следование по одному из трёх линий, которые предлагает игра. Ведь здесь так много дел: исследование новых планет, добыча ресурсов на их поверхности для полёта к иным звёздным системам, бои с пиратами или, наоборот, ограбление караванов для добычи ресурсов, переименование живых обликов, найденных в свободное от добычи ресурсов время, обычное любование округами и, само собой, добыча ресурсов. Ах да, чуть не забыл — добыча ресурсов, разумеется же! Для чего так много ресурсов? Чтобы полететь в новую систему и заняться там… да-да, собственно тем самым делом каждого игрока в NMS — сбором ресурсов.
«Тут был Вася»
На самом деле, в постоянном дефиците топлива для корабля и зарядки для костюма и мультитула на старте странствия весёлого мало. Но такова суровая реальность — поговорка про саночки и влюбленность к их возвращению на исходную позицию здесь кстати. Конечно, можно запастись припасами впрок, но это не освободит от возможности в самый неподходящий момент обнаружить отсутствие, к образцу, варп-ячеек для гипердвигателя. Полный кошелёк тоже не спасёт — даже если повезёт наткнуться на состоятельную ценными ресурсами планету и быстро пополнить счёт на парочку миллионов, вдали не факт, что на ближайшей торговой точке удастся найти необходимый товар.
Если никуда не торопиться и замешкаться надолго на одной планете, то её однообразные пейзажи быстро наскучат. Места даже на противоположных концах отдельно взятого глобуса немного чем отличаются, «точек интереса» понатыкано на каждом углу (что на корню убивает всю атмосферу изучения неизведанного), а составление целого каталога живого мира нагоняет совсем уж дикую уныние. Какой толк от того, что удалось открыть всех звериных на планете (это, кстати, та ещё задачка на усидчивость) и назвать их так, как душа пожелает? Всё равновелико вероятность того, что кто-то сможет оценить старания по совершенству, близка к нулю.
Какого-то сборника интересных открытий или аналога «Споропедии» из Spore тут нет — нельзя даже банально обмениваться картинками средствами игры. Если повезёт отыскать уже посещённую кем-то локацию, то удастся лишь узнать имя первооткрывателя и оценить его остроумие, обнаруженное при переименовании объектов. Хотя генератор изредка выдаёт подлинно интересные вещи, вроде причудливых животных или великолепных ландшафтов, любоваться ими приходится в одиночестве — обещанного мультиплеера на самом деле нет.
Всё нехорошо
И это ещё не всё. Перечисленное выше — далеко не главные недостатки No Man’s Sky. К примеру, космические бои унылы так, насколько это возможно, — виной тому как ужасное управление, не подающее полной свободы действий, так и отсутствие какой-либо надобности размышлять для победы. Сражаться приходится скорее с мышкой или геймпадом, чем с противником, а масштабные схватки с участием «капшипов» остались там же, где и мультиплеер, — в словах разработчиков.
Космос нехотя старается выглядеть полным событий, но получается у него это так топорно, что становится тошно. Тошно от являющихся из ниоткуда и исчезающих в никуда кораблей, от абсолютно одинаковых космостанций, от встреченных на них пилотов, какие спустя пару минут будто бы улетят по своим делам (а на самом деле попросту исчезнут в безднах алгоритма, отвечающего за подобные встречи).
Генерируется не огромная живая вселенная, а лишь небольшой кусочек событий кругом игрока, чтобы тому не было скучно. Всё вокруг — лишь декорации, исчезающие, стоит отшатнуться, и появляющиеся в том же виде вновь, стоит обратить на них внимание. Разумеется, никто не обещал настоящей сложной структуры, живущей по своим законам, — здешние масштабы вряд ли это позволят. Но отчего эти самые декорации вокруг так дёшевы, а режиссёр этого постановки даже не пытается сделать вид, что вокруг всё «по-настоящему»?
Так, может, No Man’s Sky вовсе не про это? Может, неумно искать в ней проработку мира на уровне «Космических рейнджеров», в каких когда-то спасённый от пиратов торговец мог вспомнить об этом спустя годы? Или тут нет места космическим сражениям из Freelancer и экономике из серии X, а игра совершенно о другом?
Но о чём же? Если присмотреться, то генератор животных мало чем выделяется от того, что мы увидели в Spore почти восемь лет назад. Посадка на планеты? Тоже было — взять желая бы вторую и последующие части Elite, не говоря уж о множестве нынешних инди-проектов, находящихся сейчас на той или иной стадии готовности. Космические системы и планеты в бесчисленных числах? Если сравнить с красотами и глубиной проработки Space Engine (пускай это пока и не совсем игра), то No Man’s Sky на фоне этого великолепного планетария покажется попросту жалким уродцем.
И так везде: куда ни ткни, какой геймплейный элемент ни возьми, вечно можно будет найти пример лучше. Даже такие незапятнанно технические аспекты, как графика или удобство интерфейса, оставляют желать лучшего — блаженствуйте подгрузкой текстур на расстоянии в пару десятков метров и «искривленным» управлением как на геймпаде, так и на клавиатуре и мышке. Разве что музыка не подкачала — она тут действительно космическая, во всех смыслах.
Наверное, замысел разработчиков и заключался в том, чтобы соединить все перечисленные детали в единое целое и создать подлинно самую масштабную «песочницу», в которой можно заниматься чем угодно, не страшась повторений. Но получившийся монстр буквально разваливается на глазах: комфортно резаться не дают совершенно отвратительная оптимизация, ошибки и «вылеты» в самый неподходящий момент вкупе с вдали не самой приятной глазу графикой. И если подобные проблемы в PC-версии ещё можно разъяснить скверным портированием, то точно такая же ситуация на PS4 говорит о том, что с дланями у разработчиков проблемы. Уж позвольте позлорадствовать и над этим: Шон Мюррей (Sean Murray) вполне завоевал такое отношение к своей персоне (вспомните хотя бы историю с мультиплеером, какой «есть, но мы вам его не покажем»).
Жаль, но, смастерив трудящийся генератор вселенной, создающий звёздные системы и травинки, червяков и огромных динозавров, Hello Games так и не смогла сделать из этого обеспеченности игру. Как ни странно, это вовсе не помешало No Man’s Sky стать одним из самых успешных стартов на PS4 и надолго прописаться в топе продаж Steam. Печально, но факт: для коммерческого успеха очутилось достаточно огромного ажиотажа в период разработки да четырёхзначного ценника.
Плюсы: огромное разнообразность локаций и их обитателей; музыкальное сопровождение.
Минусы: технические проблемы; в огромной галактике нечем заняться; неглубокая проработка геймплея; отсутствие обещанных разработчиками игровых механик.