Живо для платформы:

Острова Цветания хватит часов на тридцать — сорок красочных (во всех резонах) приключений.

Бумажный мир

Те, для кого визуальная часть превыше итого, могут бросать в воздух чепчики: вы получили потрясающий генератор прекрасных скриншотов для социальной сети Miiverse и, пожалуй, самую стильную картинку за всю историю перроны. Мимо меня прошли лишь несколько эксклюзивов, но ни Bayonetta 2, ни Super Mario 3D World, ни даже Xenoblade Chronicles X не основывают постоянного желания пополнять альбом снимков экрана. Тут же что ни пейзаж, то готовая сцена для обоев на рабочий стол.

Желая действие происходит на острове, он достаточно большой, чтобы поместить и ржавый Дикий Запад, и тропические пляжи, утопающие в нюансах жёлто-синего, и тёмно-фиолетовые пещеры с мрачными замками. И всё будто сделано из ювелирной бумаги или плотного многослойного картона и даже раскрашено вручную. Бумажный мир повествует историю совсем не книжную — скорее, на уровне сказок-диорам для самых махоньких.

На острове Цветания кто-то высасывает краски из аборигенов, а колдовские звёзды, эту краску дающие, похищены. Марио в компании с помощником Ведёркиным должен отыскать их, а в определённый момент — ещё и принцессу Пич. Оригинально? Вдвойне нет, потому что достоверно такая же структура уже была в Paper Mario: Sticker Star — с розысками артефактов, принцессы и компаньоном. К счастью, диалоги написаны уже не для детишек, перемещены на русский и заставят улыбнуться тех, кто знает историю серии.

Подмостки островной жизни

С диалогов как части геймплея я начал не зря. Потому что Color Splash совершенно немного платформер, лишь местами ролевая игра, а вяще всего — адвенчура. И пусть глобальная карта разбита на степени, где иногда надо будет прыгать и ломать кирпичи, а битвы с противниками ведутся в пошаговом порядке и позволяют развивать способности плоского героя. Но не это главное.

Основное — история. На уровнях Марио встречает местных жителей — тоадов. В основном они нарисованы равно и различаются лишь цветами да отдельными элементами костюмов. Это халтура, потому что ещё в двенадцатилетней давности Paper Mario: Thousand Year Door третьестепенные герои выглядели по-разному. Как бы то ни было, народонаселение Цветании погрязло в проблемах, и разбираться с ними нужно игроку. Задачки несложны и обычно требуют поговорить с нужным персонажем или найти объект, решающий загадку.

Paper Mario: Color Splash обзор игры

Кроме светлых и весёлых мест есть унылые и мрачные. Но их можно раскрасить!

Но нередко простота, как в поговорке, оборачивается своей плохой стороной. Так, когда неясно, где находятся вещь или персонаж, ключевые для продвижения. Так, уже на одном из стартовых этапов надо скопить несколько предметов одежды для раздетого грибного человечка. И если обувь и штаны висят на образных местах и хорошо контрастируют с фоном, то тоненький листочек жилета едва-едва заметен — я провёл минут тридцать — сорок в попытках отыскать его. А без убранства нельзя подобрать одну из звёзд краски и продвинуться к иной локации. А ещё на уже завершённом этапе может появиться некто, позволяющий миновать дальше.

Но вот как найти этого Мистера Инкогнито — нам не всегда сообщают. Для тех, кто не желает бегать по локациям в поисках иголки в стоге сена, в стартовом городке Цветоморске есть тоад в кафе, подающий подсказки, — слабая попытка спасти нелогичные черты сюжета. И хотя сцены островной жизни сами по себе сделаны крепко, назвать Color Splash отличным представителем приключенческого жанра — значит соврать.

Задания аппликации

Также злят незаметные проходы на уровнях. Желаете пропрыгать к звезде, но не можете забраться на ряд платформ? Да вот же узенькая тропка между двумя холмами! Или вход в пещеру заблокирован? На самом деле надо забежать внутрь спускающейся платформы, у которой — как можно пропустить! — нет одной стенки. Оба случая демонстрируют, что здесь надо смотреть внимательно и не торопиться.

Иногда проблема навигации решается изящнее, с поддержкой сенсорного экрана контроллера. В специально отведённых местах кус декораций можно вырезать, чтобы провести Марио к мишени. Решение забавное, ведь места эти надо искать. Но обыкновенно действует простое правило: не знаешь, куда идти, — ищи возможность вырезать.

Порой в удалённые части Цветании вставляется не водопроводчик, а карта особого предмета. Тут всё стандартно для адвенчур: в трубе кто-то застрял — вставляем вантуз, необходимо отогнать севшую на мель лодочку — применяем вентилятор. А особенные карты получаются из вящих и объёмных предметов, изредка появляющихся на этапах.

Paper Mario: Color Splash обзор игры

Тоады-близнецы: ленность, спешка или художественный приём?

Парень-молоток

Интереснее другие карточки. Те, каких в арсенале героя гораздо больше и которые используются в бою. С самого основы сантехник получит красящий молоток, и со временем арсенал раздастся. Встретив врага, мы переходим в пошаговый режим, прямо как в JRPG. На нательном экране вылезает целая колода, где каждая карта отвечает за свою штурм или призываемого напарника. И любой листок можно покрасить, сделав зачисление сильнее.

Выбор широкий, простор для тактики есть (желая в обычных битвах он и не сильно нужен), но вот реализовано всё не очень спокойно. Колоду надо прокручивать, несколько раз подтверждать действия, использовать «свайп» — всё для одной или двух штурмов. Система, доставшаяся в наследство от Sticker Star, конечно, оправдывает присутствие второго экрана, но смысла в ней мало.

Чтобы было ещё увлекательнее, периодически в дело вмешивается злой волшебник Камек, превращающий все способности Марио в «Дырявые башмаки», то есть самые слабые атаки прыжками, или вообще отнимающий девяносто процентов накопленного. К счастью, арсенал возвращается к обыкновенному состоянию сразу после победы, а пополнить его в обычное пора проще простого: карты выпадают прямо из врагов и закрашенных белоснежных пятен.

Последняя капля краски

Ещё поверженные противники оставляют после себя монетки, капли краски и махонькие картонные молоточки. С первыми и вторыми всё понятно: деньги тратятся на военные приёмы, краска нужна для восстановления острова и усиления штурмов. А вот молоточки увеличивают запас краски, пусть их и надо скопить изрядно. Привычной для ролевых игр системы уровней тут нет: здоровье увеличивается совместно с прогрессом, когда вы находите ключевые звёзды.

Битв не весьма много, от большинства куп и скромняг можно сбежать, серьёзных неприятелей вообще почти нет — ролевая составляющая открыто стоит позади приключенческой. Это хорошо для общего настроя — если бы тут было чуть больше RPG, это помешало бы неспешному темпу. Плюс ничто не отвлекает от прекрасной картинки на экране.

Paper Mario: Color Splash обзор игры

В бою важно вовремя нажимать кнопки блока или усиления штурмы.

Ещё немного символизма: последний большой эксклюзив Wii U можно обрисовать теми же словами, что и консоль, на которой он вышел. И Color Splash, и уходящая в вчера приставка сделаны вроде бы качественно, но без особой изюминки и вдобавок с кучкой странностей и тонких проблем. Как следствие, великими ни та, ни другая не стали, на полке фаната возьмут не самое важное место и привлечь новых людей к продукции Nintendo уже не смогут. Потому что назначены для ностальгирующих — тех, кто ещё помнит жанр приключений и готов к неспешному темпу с ролевыми вкраплениями.

Плюсы: феноменальная графика, стилизованная под бумагу; забавные ситуации и добросердечный юмор; интересное совмещение приключения, ролевой игры и платформера.
Минусы: непоследовательное построение сюжета и уровней порой заставляет не думать, а попросту плутать; сенсорный экран в бою не очень удобен.