Живо для платформы: срывать овации). А здесь эта часть геймплея вышла куда более обстоятельной, чем в творении студии Amplitude. К розыску тучного места для столицы и планированию очереди строительства добавилась ещё одна попечение — разметка районов, без которых не возвести специализированных зданий. То есть библиотеку и университет можно вколоть только в кампус, мастерскую и фабрику — в промзону, рынок с банком не создать без торгового квартала, а казарму — без военного станы.
Сами города беззащитны без стен, зато с ними, да ещё и с успешно размещённым лагерем, они превращаются в крепости, штурмовать которые едва-едва ли проще, чем в Civilization V. В поиске стройплощадок под районы было бы полдела, если бы отдельной клетки не спрашивали чудеса с их капризами: одно станет только у реки или горы, под иное лопни, но найди пустыню. Добавьте сюда акведуки, фермы, выгоны, рудники, нефтяные вышки — и получите симулятор города внутри глобальной стратегии. Немало того, к районам привязан ещё и шпионаж. Лазутчик либо крадёт технологии во вражеском кампусе, либо готовит диверсию в промзоне, либо проворачивает ограбление банка — заниматься всем разом никак не получится. На деле механика ощущается свежо и подаёт понять, что правильно выращенный город — залог успеха в партии.
Кроме домов, гражданам нужны еда, жилплощадь и развлечения. Правда, угнаться за тремя показателями не несложнее, чем бросить кольцо в Ородруин. С другой стороны, разработчики предусмотрели отдельное счастье для любого населённого пункта — вплоть до того, что жители, допустим, Петербурга переживают экстаз, а Тверь раздирают бунты, и эскадроны мятежных гусар сжигают плантации. Если на этот огонёк заглянут варвары, какие теперь ходят по два-три отряда, то расхлёбывать последствия мятежа придётся длинно. По крайней мере, одним рабочим тут не отделаться.
Ведь у трудяг в Civilization VI узкое количество действий — обычно три, но можно вырастить до пяти-шести. Зато поставленную задачу они выполняют разом, поэтому нет нужды высчитывать ходы до окончания подряда. Иной удар по любителям тонко контролировать рабов наносит система прокладки путей. Привыкли раздумывать, по какому гексу пустить грунтовку, чтобы было спокойнее воевать? Забудьте. В шестой части лишь один способ связать точки А и B — снарядить караван, курсирующий между ними. Так что никаких сейчас хитрых петель под форт, к вражеской границе и вокруг горы.
Пушки против политиков
Дружбу народов разработчики, наоборот, усложнили. Мало того что дипломатия добавила в опциях, так здесь ещё и война войне рознь: напав на соседа вдруг, получаешь конский штраф с падением производства и настроения во всех городах, зато обоснованная агрессия обходится недороже. Скажем, можно использовать разницу в религиях, схлестнуться за дискусионный город или затеять передел колоний — кому что ближе. Но ненастоящему интеллекту гибкость дипломатии не прибавила сноровки: хотя у любой нации по умолчанию свои приоритеты, все они нападают при первой же возможности, методично набиваясь перед бранью в друзья.
Умей ИИ воевать, он бы не оставил на высокой сложности ни шанса. Однако тут всё по-прежнему: несообразительное использование местности, броуновское движение солдат, а новшество Civilization VI — союз отрядов в дивизии компьютер зачастую вообще игнорирует. Победить его в брани, даже при техническом отставании, — всё равно что ударить перстом о палец. Мало войск? Помогут подконтрольные города-государства. Ведь тут от них поступают не только бонусы для производства, науки, культуры и веры, но и вооружённые силы. Так что, имея достаточно денег, можно вложить их в моментальную мобилизацию союзников.
А дальше — знакомая картина маслом: вчистую сливая брань, компьютер сулит за перемирие ресурсы. И если у вас нет цели завладеть все вражеские столицы, добившись тем самым одной из побед, — отчего бы не согласиться? К сожалению, прямолинейность искусственного интеллекта остаётся весомым недостачей сериала, из-за которого играть на средней сложности («Князь») нет резона — такой вариант устроит разве что новичка, впервые видающего глобальную стратегию. Что ж, по крайней мере, «Цивилизации» есть куда развиваться.
Тем немало странно, что порог вхождения здесь выше, чем в Civilization V. Проблем же вагон и тележка. Например, где посмотреть полный список «юнитов»? Что подают очки престижа? В каком городе повысят счастье ресурсы, вырученные от торговли с соседом? Сколько необходимо веры, чтобы нанять пророка и основать религию? Как заложить национальный парк и что он подаёт? Продолжать можно бесконечно, и не факт, что ответы отыщутся в «Цивилопедии», — она тут едва ли не самая прижимистая по части полезных данных за всю историю сериала. Потому знакомиться с правилами игры приходится методом проб и промахов — это касается как мира, так и войны. Хотя у такого подхода всё-таки есть преимущество: постигнув тот или иной принцип однажды, запоминаешь его навсегда.
Есть такая партия!
Где авторы добавили вариативности, избежав тени на плетне, так это в политике — тут Civilization VI раскрывается во всей красе. Игра предлагает карабкаться разом по двум древам технологий: первое содержит исключительно научные открытия и ведёт от камня с дубиной к танкам да истребителям, а второе отдано социально-культурным аспектам. Здесь и чертежи кварталов (скажем, сценической площади и района развлечений), и политические режимы вроде вождизма, монархии или коммунизма, и карточки с бонусами для их сборки.
Трудится это на манер ролевой игры: у каждого строя есть комплект ячеек, куда мы вставляем карточки с бонусами — они же «цивики». Произнесём, для боевых действий пригодятся экономия на жалованье солдат, рослая обороноспособность на родной земле и большая мобильность. Точно так же трудятся дипломатические, экономические и особые цивики, количество которых в штампе отличает один режим от другого. Фактически Firaxis предложила самую вариативную систему политики в истории сериала — неужели не здорово?
Золотые купола
Последнее из значительных изменений — замена дипломатической победы на религиозную. Конечно, голосование в ООН из пятой «Цивилизации» — это беспримесное мошенство. Имея достаточно денег на взятки, можно за пару дней до съезда ассамблеи подкупить города-государства, затем проголосовать за себя излюбленного и без особых усилий добиться успеха. В религии же правила куда сложнее. Для основы её неплохо бы основать, что само по себе ещё та задача. Нести слово божье по городам и весям тоже труд не подарок, ведь миссионеры вступают друг с другом в так жаркие диспуты, что проспоривший обычно погибает.
Кроме ровного назначения, вера меняет и баланс сил на карте. С одной сторонки, есть лишь один способ выгнать чужих проповедников — огласить войну тому, кто их послал. А с другой — религия жёстко осаживает завоевателей. Положим, испанцы лидируют по количеству обращённых в католичество городов, а для победы им осталось крестить немало половины ваших. В такой ситуации быть войне — это логично. Но если вы возьмётесь захватывать вражеские колонии, надеясь стереть Испанию в пыль, готовьтесь к неожиданному поражению, ведь католиков в вашей империи по мере оккупации вражьих земель прибывает. Так что именно благодаря вере с тотальным захватом не особо разгуляешься. Всё бы ничего, но на деле конвейер миссионеров, апостолов и инквизиторов — чертовски невеселая штука, едва ли не дословно цитирующая пройденный материал.
Надолго и всерьёз
Civilization VI возбуждает противоречивые чувства, как и любой другой выпуск сериала Сида Мейера. Лишь вспомните, как строго фанаты судили пятую часть, сравнивая её с четвёртой. Потому при желании и шестую можно укорить за многое. Например, за вырвиглазную графику, из-за какой пропускаешь важные детали на карте. И за ИИ, который не обучен тактике и ведёт себя как гопник — нападает исподтишка и, стоя в шаге от пропасти, всё равновелико сыплет угрозами, а то перед пацанами неудобно. Или за локализацию, хуже какой только российский паспорт Джейсона Борна. А управление? Промахи из разряда «случайно ткнул не туда» будут преследовать вас, пока не набьёте длань.
Но всё-таки игра ощущается многогранной и комплексной, так что неприметно провести за ней день-другой — раз плюнуть. Упрощения в геймплее воспринимаешь как должное — произнесём, к управлению рабочими привыкаешь настолько быстро, что их контроль в Civilization V уже возбуждает дискомфорт. К новшествам вроде разметки районов и политического конструктора тоже прикипаешь душой и неосознанно тоскуешь по ним, запуская другие выпуски сериала. Наконец, обратите внимание, что Civilization VI подаёт больше, чем пятая часть на старте продаж. Ведь лишь DLC привнесли туда религию, города-государства, караваны, полный комплект социальных институтов, цивилизованную победу, многие возможности, нации, постройки и виды армий. То есть всё, благодаря чему прошлый выпуск столь излюблен, мы получили вместе с аддонами. Дополнения же для нынешнего — вопрос поре, а с ними, учитывая опыт Firaxis в этом вопросе, стратегия наверняка принудит скептиков прикрутить фитиль.
Плюсы: самая комплексная и многогранная 4X-стратегия из нынешних; новые идеи разработчиков не вызывают отторжения; контента тут на сотни часов; игра увлекает не на шутку; чудесный саундтрек.
Минусы: по-прежнему тупоумный ИИ; графика и локализация на любителя; игра многого не объясняет; чересчур немало внимания уделено вопросам веры — у половины наций верующие бонусы.