Живо для платформы:
Синдром вторичности
Приступить с того, что сюжет напоминает сборник цитат и штампов под наименованием «Как написать сценарий хоррора за полчаса». Там, где SOMA философски рассуждает о существования и смерти, Syndrome рассказывает самую обычную и примитивную для космического хоррора историю. Как обитает, наш герой просыпается в криокамере на вымершем космическом корабле, он многое не помнит, но вскоре соображает, что половина команды погибла, а остальные превратились в ужасных монстров, какие и порвали в лоскуты первых. Естественно, виноват в этом некий артефакт, возвышенный на борт, — из-за него все начали вести себя топорно, агрессивно и неприлично.
Теперь нам надо как-то отсюда выкарабкаться, а помогать в этом будут оставшиеся в живых члены экипажа, какие периодически выходят на связь по рации и просят сходить туда, починить то, запустить двигатели на третьей палубе, активировать щит на четвёртой, раздобыть ключ-карту на пятой и вернуться на третью. Так вы и будете всю игру носиться туда-сюда по одинаковым тёмным коридорам, неоднократно возвращаясь в известные помещения.
Выжившие между тем ругаются, обвиняют друг товарища в том, что случилось на борту корабля, и призывают нас не верить предыдущему оратору. Тут возникает интрига, какая некоторое время, надо признать, держит в напряжении, но этот мыльный пузырь скоро лопается — предсказать финал можно уже на середине прохождения, совсем не боясь ошибиться.
Ну и, конечно, всю игру мы будем собирать различные дневниковые записи, проливающие свет на то, что здесь произошло (желая и так всё понятно). Но написаны они столь просто и скучно, что и читать особо не охота.
Повторение — мама мучения
В самом игровом процессе также много штампов и известных ходов. Если вы видите сканер, который откроет дверь, стоит приложить к нему необходимую ладонь, то не сомневайтесь — вскоре кому-то придётся отрезать неживую руку. Если повсюду стоят и нервируют сломанные роботы, то к гадальщице не ходи — через какое-то время они обязательно включатся!
Сложных загадок нет — порой нужно взломать какую-нибудь систему, пройдя простенькую мини-игру на реакцию. Или синхронизировать в системе проценты чего-то там — решается подбором необходимых цифр.
Периодически попадаются монстры, которые в Syndrome весьма сильны. Поэтому приходится бежать мимо них со всех ног (а выносливость заканчивается) или резаться с врагами в прятки: ползать на карачках, чтобы не создавать гула, бросать бутылки, отвлекая внимание, и прятаться в шкафчиках. Не стоит напоминать, где собственно мы это уже видели.
Но зачастую открытой драки не избежать, и вот тут Syndrome демонстрирует кое-какую индивидуальность — это один из редких хорроров, где нам выдают на руки огнестрельное оружие. Арсенал, истина, скуден (пистолет, автомат, дробовик), боеприпасов всегда не хватает, а механика пальбы реализована откровенно плохо.
Вообще говоря, с оружием Syndrome напоминает этакую Doom 3 для неимущих. Дело даже не в оружии, а в техническом исполнении, в том, как тут работают с тенью и светом, как периодически спускают на нас врагов. Вроде бы всё правильно и выглядит неплохо, но слишком вторично и в цельном напоминает именно что игру десятилетней давности…
Ужас, да и только
Впрочем, сюжет, особенности игровой механики, её уникальность или вторичность — всё это, на самом деле, не так значительно для хоррора. Важно, чтобы было страшно. А Syndrome запугивать умеет. Простенькие «скримеры», мелькающие где-то вдали силуэты монстров, скрежет и завывания за углом, припадки помутнения с голосами в голове и расплывающейся картинкой, внезапное отключение света и нервозные забеги до лифта с толпой чудищ на хвосте — всё это, понятно, мы тоже видали неоднократно, но в данном случае приёмы работают.
Периодически тут подлинно чувствуешь себя очень неуютно. Когда ползаешь, вслушиваясь к шагам монстра в надежде, что он пройдёт мимо, и слышишь, что шаги эти близятся, потом нервно ищешь глазами, куда бы спрятаться, а в итоге невзначай разбиваешь какую-то бутылку и замираешь, боясь пошевелиться, — в эти моменты игре прощаешь многое.
Усилия добавляет тот факт, что сохраняться можно только в строго отведённых для этого пунктах, батарейки для фонарика заканчиваются, боеприпасов мало, а здоровье у героя не восстанавливается. Потому приходится обшаривать каждую комнату и каждый ящик в розысках ресурсов, аптечек, напитков и еды, благотворно влияющей на наше самочувствие. И при этом ещё необходимо внимательно смотреть по сторонам и под ноги — струи горячего чета и оголённые провода способны покалечить не хуже очередного чудища.
Иное дело, что сами чудища совершенно не пугают. Бедолаг — с их-то дизайном и анимацией! — охота даже пожалеть…
Syndrome оставляет двоякое впечатление. Вроде бы всё у игры есть, и запугивать она умеет, и выживать тут действительно интересно. Но как-то всё слишком примитивно, вторично и шершаво — не хватает изюминки, собственных мыслей и идей, искры гениальности, наконец. Если вас это не смущает и вы желаете просто побродить в напряжении по очередному мёртвому космическому кораблю, прорезая фонариком беспросветные, залитые кровью коридоры, то попробовать Syndrome определённо стоит. Если же вы натура немало привередливая, то лучше попробуйте или пройдите заново SOMA. Или дождитесь выхода System Shock: Remastered Edition.
Плюсы: игра умеет запугивать и создавать атмосферу нервного напряжения; можно использовать оружие; элементы выживания заведены грамотно и к месту; отличная работа со звуком.
Минусы: вторичность итого и вся; предсказуемый сюжет; слишком много пробежек между одними и теми же локациями; неважное техническое исполнение; уродливая анимация монстров.