Живо для платформы:
Ava Test
Ава Тьюринг просыпается на борту космической станции — буквальнее, её будит некий дроид по имени Том и говорит, что надо спуститься на поверхность Европы, попутчика Юпитера, и выяснить, что случилось с командой исследовательской станции. Те вроде как заметили потенциально опасный организм, а потом перестали выходить на связь.
Подобная завязка разом настраивает на определённый лад и обещает увлекательное расследование в декорациях закинутой станции и в атмосфере фильмов «Чужой» и «Гравитация». Но The Turing Test — не хоррор и даже не классический квест. Авторы прошлогоднего пазла Pneuma: Breath of Life опять выступили в том же жанре. Перед нами пространственная головоломка с обликом от первого лица, сразу вызывающая в памяти такие игры, как Portal, The Talos Principle и частично The Witness. Но получилась она не менее увлекательной и атмосферной.
Portal, да не тот
Скоро выясняется, что Том не дроид, а полноценный ИИ, который управляет всеми системами и на корабле, и на наземной станции. На заключительнее он устроил настоящий лабиринт из комнат, отсеков и модулей. Утилитарны всё в них, включая, понятно, двери, работает на специальных силовых блоках, какие можно включать/выключать, а также вытаскивать из одной ячеи и вставлять в другую.
И если таскать разрешают ручками, то манипуляции с энергией осуществляются с поддержкой специального устройства. Energy Manipulation Tool — это такой электронный пистолет, во многом напоминающий аналогичную пушку из Portal. Он высасывает энергию, какая в виде сферы помещается в ствол. А потом вы вольны разрядить её в иной силовой блок.
С этим девайсом мы пробегаем всю игру, решая бесчисленные головоломки, пытаясь пройти на следующий уровень. В целом механика несложна и практически не меняется. Суть можно описать так: как открыть дверь, трудящуюся от силового блока, если тот лежит за другой закрытой дверью? Тут как раз доводится использовать чудо-пистолет, высасывая энергию из одной «розетки» и вставляя её в иную. При этом радиус действия у пушки огромный, так что можно применять её утилитарны из любой точки на уровне. Более того, в некоторых ситуациях она трудится даже через окна.
Цветущая сложность
Естественно, исподволь загадки усложняются, комнаты становятся больше, запутанней, кормят больше «розеток», да ещё там появляются раздвижные и передвижные мосты и перроны, которые нужно перемещать самим. Где-то приходится манипулировать огромным магнитом, к какому «прилипают» силовые блоки.
Потом ещё появляются сферы различного цвета. Сначала доступны только синие, потом будут травяные, красные, фиолетовые. И вы должны грамотно манипулировать ими, чередовать краски, чтобы решить задачу. Например, в одном месте кубовые сферы полностью блокируют двери. А если зарядить силовой блок травяной энергией, то они начинают открываться/закрываться с определённой периодичностью, позволяя проскочить дальней.
Вообще, игра частенько тестирует не только ваше стальное вещество, но и реакцию. Где-то нужно вытащить сферу и скорее проскочить в дверь, пока та не закрылась, где-то энергия подключается/выключается с определённой задержкой, так что вы должны пробежать по своеобразному энергомосту, пока он не разрядился. Порой даже приходится играть в прятки с детектором движения.
На немало поздних уровнях мы взаимодействуем и кооперируемся с Томом — в роли дроида встаём на нажимные перроны, переключаемся на камеры и специальные устройства, чтобы манипулировать мостами, лифтами и перронами. Есть даже турели, которые стреляют редко, но точно — особенно в финале.
Одним словом, авторы весьма грамотно поддерживают ритм, постепенно подкручивают сложность, впрыскивают новые варианты механики. Поэтому неизбежное однообразие и схематичность, присущие таким играм, в The Turing Test ощущаются не так мощно, как могли бы (и как было в той же Pneuma: Breath of Life).
Снятся ли электрическому Тому сны?
Впрочем, основное, что поддерживает интерес к дальнейшему решению всех этих головоломок, — это сюжет. Пока Ава носится со своим пистолетом по степеням, Том постоянно ведёт с ней беседы в заданных самим названием игры курсах — чем отличаются люди от машины, насколько рациональны и продуктивны их натура, их желания, это их стремление поддаваться эмоциям и так далее. Намёк, в всеобщем, понятен.
На некоторых уровнях можно найти компьютер, где начинается, собственно, симуляция теста Тьюринга. Немало того, там нас напрямую спрашивают: «Ты робот?» Вы можете отвечать что угодно, но невидимый судья по ту сторонку экрана всё равно настойчиво уверяет, что отвечающий — машина. В одном из компьютеров и вовсе мы попадаем в виртуальную реальность, где даётся ровный намёк, что все наши действия осуществляются по определённой программе. Тут уже возникают сомнения: а кем является Ава и что вообще выходит?
Потом этот вопрос сам собой отпадает, философская, несколько отвлечённая игра, связанная с тестом Тьюринга, отходит на другой план, а на первый выходит судьба станции и её обитателей. Уча личные вещи и аудиодневники астронавтов, мы выясняем, что Том — не просто философствующий ИИ…
Но даже в этой ситуации Ава и Том продолжают знаться и взаимодействовать. «Зачем ты мной манипулируешь? Это плохо», — вопрошает девица. «Но ведь ты тоже манипулируешь клеем или кистью, чтобы сотворить что-то», — отвечает ИИ. То есть Том — это не однозначный злодей, он руководится своими принципами, считая, что делает благо. Но что считать в этой ситуации благом, как рациональные мотивы машины подходят для эмоционального человека? Однозначного ответа нет, потому в финале авторы дают нам право самим решить, на чью сторонку встать.
The Turing Test — весьма глубокая, многоплановая игра. Это и разнообразная, грамотно выстроенная головоломка, и почти философское создание, поднимающее (как было и в Pneuma: Breath of Life) серьёзные темы, предлагающее размышлять и задумываться. А заодно и пройти тест Тьюринга…
Плюсы: увлекательные головоломки; постоянно добавляются новые элементы механики; увлекательный и почти философский сюжет; отличная графика на движке Unreal Engine 4; атмосферное музыкальное сопровождение.
Минусы: монотонность самой механики головоломок периодически всё-таки даёт о себе ведать; порой чувствуется несбалансированность сложности загадок.