Магию не пропьёшь
Главный герой Zenith — маг Аргус Винделл, какой когда-то искал Очень Важные Артефакты для Империи людей, расшифровывал древние тексты и коротал сакральные ритуалы. А потом один из этих артефактов закабалил солнцеликого Императора, возжелавшего обрести невиданную ранее мочь и разбить, наконец, эльфов, и превратил его в коварного летающего злодея — он сейчас призывает драконов, сеет смерть и открывает порталы в ад и назад.
Аргус, чувствуя частично и свою вину в произошедшем, удалился в затяжной запой и стал работать обычным аптекарем, какой продаёт зелья от газиков для котов и аналог виагры для главаря здешней мафии орков. Но вскоре два события заставляют его покинуть насиженное местечко и опять отправиться в опасное приключение.
Во-первых, «дон Корлеоне» местных орков остался крайне недоволен употреблением «виагры», потому что он её не употребил, а втёр… куда не вытекает. Во-вторых, в городе объявилась пёстрая компания молодых людей с огромными мечами за горбом и разноцветными причёсками, словно сбежавших из какой-нибудь Final Fantasy, — одинешенек меланхоличный эмо с интеллектом 14-летнего трансвестита (так говорит сам Аргус), иной и вовсе идиот. А вот синеволосая девушка явно умнее прочих — она задумала поход в соседние руины, чего наш герой допустить никак не может.
Вскоре они, природно, уже будут путешествовать вместе — как водится, поругиваясь и флиртуя товарищ с другом. А впереди их ждёт большая работа: новое демоническое нашествие, случившееся по их же вине, разборки с бывшими коллегами — магами, проникновения со взломом, Машина Судного Дня, спасение вселенной и перевозка очень важного Скипетра в модной дамской сумочке…
Летающий цирк Аргуса Винделла
Zenith — это пародия не лишь на ролевой жанр в целом и Final Fantasy в частности. Тут ещё есть отсылки ко массе других игр и фильмов, включая «Звёздные войны» и «Гарри Поттера». В одной из таверн можно повстречать грустного Волондеморта — когда-то он взорвал западное крыло здешней магической Академии, пытаясь перенести часть своей дави в абажур, а теперь просит принести ему очки за пять тысяч золотых, чтобы продолжить свои опасные эксперименты.
Юмор, как нередко бывает в таких ситуациях, получился неровным. Шуточки про гонорею и пукающих котов чистосердечно ниже плинтуса, а пародии на страдающих эмо протухли ещё в дилогии Grotesque Tactics. И всё же не раз и не два авторы заставляют нас чистосердечно улыбаться. Аргус постоянно попадает в нелепые ситуации, но никогда не теряет наличия духа и чувства юмора — да и немудрено, если у тебя cарказм раскручен до 999 уровня. Он стреляет перепуганными слонами по демоническим порталам, наблюдает, как имперские големы кидаются маринованными эльфами в бочках, а ещё становится господом для расы разумных крыс — благодаря неудачным зельям из его аптеки, слитым в канализацию, они обрели рассудок и теперь молятся на синенькие и красненькие бутылочки.
И весь этот балаган сценаристы умудряются грамотно соединять и чередовать с действительно интересным сюжетом. Почему на самом деле Аргус сделался аптекарем, что скрывает синеволосая девушка, зачем злобному бывшему Императору очередной магический Скипетр (может, он и истина просто хочет модно выглядеть?)? История всегда интригует и преподносит сюрпризы. Да и образы персонажей, их отношения товарищ с другом прописаны отлично — к ним быстро проникаешься симпатией, а после начинаешь за них переживать, желая досмотреть, чем же это всё закончится.
Стихийные игры
Final Fantasy и иже с ними пародирует и сама структура игры. Есть эпичный сюжет про спасение вселенной и синеволосых девушек, который течёт линейно и лишь изредка прерывается прижимистыми побочными заданиями («Найди зелёного бандита, который разламывает все горшки в городе, и принеси мне доказательство его смерти. — Ну если я невзначай буду далеко в горах, где он скрывается, и мне вдруг захочется его уложить, то возможно… В общем, лучше не жди меня!»).
И есть глобальная карта, по какой мы перемещаемся между важными локациями, убегая от встречных-поперечных монстров или, навыворот, ища свиданий с ними, чтобы «подкачаться» и заработать деньжат. Помимо участия в диалогах и сражениях периодически необходимо бегать по закрытым помещениям, преодолевать разнообразные ловушки и решать немало или менее простенькие (а иногда и не совсем простенькие) загадки. Есть даже стелс-элементы.
Ролевая система тоже простенькая, но с изюминкой. Всё закручено кругом трёх стихий — огня, воды, земли. И ваше, и вражье оружие наносит стихийный урон. И вы, и враги имеете установленную сопротивляемость той или иной стихии. При этом каждое оружие выделяется какой-то особой атакой, но не разнится по мощности: сила, с какой будет бить вот эта «земляная» булава, зависит не от неё самой, а от того, как у вас раскручен параметр урона соответствующей стихией. А развивать эти показатели можно с поддержкой экипировки — каждое колечко или сапоги поднимают одни характеристики, но снижают иные.
Соответственно, приходится постоянно подбирать оптимальное снаряжение и менять оружие под конкретную ситуацию и конкретных неприятелей — где-то подойдёт та же булава, способная наносить удары по площади, а вот того огненного червя лучше колотить быстрыми одиночными ударами «водяного» кулака. Кроме того, есть ещё три ветки талантов, развивая какие вы опять же усиливаете ту или иную стихийную мощь и сопротивляемость, обнаруживаете новые типы атаки, увеличиваете ману и получаете иные стихийные бонусы.
Им бы денежек…
И всё бы хорошо, но у Zenith есть несколько серьёзных минусов. Во-первых, авторы отчего-то решили вместо пошаговых, в духе тех же Final Fantasy и Anachronox, сражений использовать изометрический экшен в реальном поре, снабжённый тремя видами атаки, страшненькой анимацией и совсем «кривым» управлением. При использовании геймпада ситуация становится лучше, но не так, чтобы считать проблему решённой.
Попасть по врагу каким-либо заклинанием с расстояния порой очень сложно — заряд частенько летит не туда. Сложно даже попросту пройти по нужным плитам, чтобы решить загадку, — Аргус сам норовит оступиться. Камера тоже непослушливая — в некоторых загадках вы банально не видите, куда там нужно достоверно поставить камень, чтобы перекрыть струю огня, так что легче пробежать вперёд, хлебнув зелье.
Во-вторых, движок, конечно, способен выдавать симпатичные облики — спасибо виртуальному режиссёру и художникам, — но в целом графика и вообще техническая составляющая чистосердечно устарели. А звук нельзя ни приглушить, ни отключить, притом что отдельный мелодии тут быстро начинают раздражать (хотя попадаются и куда немало удачные).
Zenith весьма напоминает Anachronox — как своими плюсами, так и минусами. Такой же ироничный не японский (в этом случае — латиноамериканский) взгляд на японские ролевые игры, предлагающий шикарный сюжет, какой интересен сам по себе, даже вне контекста ядрёной пародии на жанр в цельном и фэнтези в частности. Тот же самый дух настоящего приключения, где помимо свалок и «прокачки» присутствуют загадки, ловушки, стелс-элементы, большие города и довольно свободное исследование мира. И такое же ужасное техническое исполнение. Но юмор (пускай и не всегда удачный), увлекательная история, запоминающиеся персонажи и дух натурального приключения в итоге перевешивают все минусы.
Плюсы: увлекательный сюжет; море юмора, пародии и иронии; харизматичные персонажи; увлекательная ролевая система, основанная на трёх стихиях; множество различной экипировки; свободное путешествие по глобальной карте; удачно вписанные элементы адвенчуры.
Минусы: неловкая боевая система; устаревшая графика; «кривое» управление; ужасная камера; топорная анимация; невозможно отключить или убавить звук.