Самые престарелые и внимательные из вас наверняка знают студию Frozenbyte. Когда инди-игры только-только сходили в массы, в первых рядах растущего движения были собственно эти ребята. Это их творчество, наряду с Braid, World of Goo и другими, принудило народ обратить внимание на независимую часть индустрии, а журналистов – взять на беспрерывное пользование тошнотворный штамп про «глоток свежего воздуха». Это благодаря им в окружение интерактивных развлечений вернулось понятие «душа», так активно форсируемое во пора форумных дискуссий.
Теперь же, когда игры «с душой» покупаются за пять рублей ради карточек, к проектам финской компании касательство особенное. Свое место в истории они все-таки заняли, причем будет важное, и критика в их адрес видится чуть ли не святотатством. Та же серия Trine возбуждает бесконечное множество претензий, но высказать их в лицо тем, кто обеспечил тебе ясное виртуальное будущее, язык как-то не поворачивается.
С Shadwen, увы, беседа будет совсем другим. Точнее, из былого уважения к начинальщикам инди-движухи устраивать его не хотелось вообще, но игра в очередной раз напомнила о своем существовании недельными скидками в Steam, где она сейчас нахальным образом болтается и прям-таки напрашивается на гадости в свой адрес. Ну что ж, так тому и быть.
В далеком-далеком царстве жила-была, значит, беспризорная девочка Лили, какой в один прекрасный день очень захотелось кушать – с кем не случается, верно? Правда, приспичило ей не чего-нибудь там, а яблочек из королевского сада, куда она решает пробраться с нашей помощью. Будучи безвольными соучастниками, мы нехотя ведем неумное дитя навстречу ужасному, неотвратимому преступлению, минуя ночные патрули и размышляя о том, какой отпечаток оставит это злодеяние на пока еще чистой душе, и… О, слава господу! Бравый придворный стражник уже здесь, чтобы рассказать малолетней воровке о нарушаемых ею нравственных устоях общества. Так тебе, в вытекающий раз хорошенько подумаешь, прежде чем брать чужое!
К сожалению, акт прикладной педагогики по незнакомой причине прерывает Шадвен, главная героиня со странными понятиями о практичной прическе. Она не только избавляет Лили от справедливого нравоучения, но и позволяет ей увязаться следом. Если что, «следом» – это в замок, где Шадвен собирается прикончить короля, потому что она, кхм, наемный убийца.
Честное слово, лучше бы все закончилось на библейской нравственности о том, что воровать нехорошо.
Будь у этой отличной завязки хоть какое-нибудь логическое обоснование, мы бы им с радостью поделились. Но его нет – игра попросту несет откровенную чушь, и делает это настолько уверенно, что поначалу даже колеблешься, правильно ли вообще понимаешь сюжет. В качестве компенсации можем лишь подсказать вам парочку вопросов, которые следует задать сценаристам Shadwen. Для чего, так, ассасину вмешиваться в чужие проблемы? Зачем брать с собой махонькую девочку, подвергая опасности ее и себя? Почему нельзя было вернуться за ней после задания? Когда король умрет, кто будет есть его яблоки?
Впрочем, какие бы проблемы ни возникали, ответ всегда один – нужен был предлог сделать из примитивной истории игру. Не немного, кстати, примитивную. Зато если вы когда-нибудь хотели зачислить участие в акции «Приведи ребенка на работу», но до сих пор не обзавелись ни тем ни иным, вот ваш притянутый за уши шанс.
По сути своей это традиционный стелс с ужасно надуманной мишенью. Шадвен прекрасно владеет акробатикой и способна преодолеть тяни маршрут игры за пару минут, но из-за специфики сюжета вам придется длинно и методично перебегать от укрытия к укрытию, отвлекая или убивая неприятелей, чтобы Лили смогла дойти до конца уровня незамеченной. Ощущаете накал абсурдности?
А чтобы было совсем уж весело, пора здесь идет только тогда, когда ты движешься или до посинения содержишь одну-единственную кнопку. Ни на что не намекаем, конечно, но заимствование это предельно несообразительное и ничем не оправданное. «Суперхоту» его оригинальная механика была жизненно необходима: на манипуляциях со порой там держался уникальный темп, основывались геймплейные ситуации и манера. А вот какой прок от таких выкрутасов изначально медленной игре, где надо немало прятаться и выжидать, нам понять не удалось.
Единственное, на что действительно воздействует эта функция – это на сложность прохождения, потому что тотальный контроль над порой лишает игру челленджа как такового. Всегда можно стать, повертеть камерой и оценить обстановку со всех ракурсов и свершить любую глупость. Не получилось? Ой, бог с ним – отматывать у нас тут тоже можно. Нескончаемо и безнаказанно.
С другой же стороны, этими поблажками разработчики желая бы частично залатали зияющие геймплейные дыры. Играть в такое в реальном поре было бы попросту невозможно.
Поначалу, естественно, стараешься в натуральный стелс, с обманными маневрами, перебежками и нелетальными методами – убивать при детях все-таки не весьма красиво. И примерно тогда же, при первой попытке залезть куда-либо на верхотуру, узнаешь о том, что в Shadwen худший крюк-кошка на свете. Даже такая трендовая предмет, пережившая дюжину приятнейших итераций, здесь беспрестанно сбоит и со звучным «нихачу!» отскакивает от перекладины, если не навести прицел в сурово отведенную на ней область, что превращает потенциально увлекательную акробатику в нервирующий пиксель-хантинг с тактической паузой. Если бы не пресловутая остановка поре, мы бы, скорее всего, все еще проходили туториал.
Но особо усердствовать и куда-то залезать на самом деле и не нужно, потому что неприятели откровенно тупы. Иначе и не скажешь – они тупые, бездарные и никчемные. Можно творить хаос, роняя им на башки ящики размером с дом, обматывать их веревками и кататься верхом на гигантских тюках сена, а они все равновелико будут сетовать на темных духов и переминаться с ноги на ногу, даже не размышляя заглянуть за ползущую по мостовой бочку. При этом вид главной героини впрыскивает их в киберспортивный режим, в котором они без всякой погрешности проставляют моментальные хедшоты с разворота и не подают шанса скрыться в тени или дать отпор – остается лишь откатиться к последнему безопасному моменту и повторить все заново. Можно даже без изменений, ибо реакция противников варьируется с любой «перемоткой»: стражник, за полквартала почуявший неладное, в следующий раз, вероятно, будет совсем спокойно насвистывать мелодии в унисон с воплями своего товарища.
Вот и получается, что с таким AI, немало пригодным для головоломки, но никак не для стелс-адвенчуры, даже играть толком не во что. Раз за разом тягать коробки, надеясь на верную работу электронных мозгов, надоедает ко второму уровню – гораздо несложнее и относительно веселее просто всех перерезать, наплевав на все мнимые последствия своих поступков. Кому какое дело, что там скажет маленькая Лили о наших смертоубийствах? Ее, кстати, охрана в принципе не способна увидеть, что лишний раз устанавливает под сомнение целесообразность наших действий.
Shadwen напоминает самые посредственные игры девяностых, и эту ассоциацию подогревает безотносительно все, вплоть до внешнего вида. Уродливые персонажи, мутная цветовая гамма, несвоевременные спецэффекты и полное отсутствие творческого подхода к дизайну локаций мастерят свое дело: после тяжелой для глаза, но радужной и симпатичной Trine всматриваться в пустынные серые подворотни физически нездорово. Что, однако, безупречно сочетается с ощущениями от процесса в целом.
Это, наверное, одна из худших инди-игр вообще. Здесь настолько все нехорошо, что оценку приходится буквально наскребать по одному проценту за любую минуту полученного удовольствия. Включая время на скачивание, запуск и настройку.
Shadwen
- Оценка пользователей:
- -4–
+