Для Sony серия приключений Человека-паука сделалась одним из важнейших лицензионных приобретений, как для кино-подразделения с почти биллионом сборов последнего фильма, так и игрового направления компании. При всех проблемах прошедших игр, выпущенных под крылом Activision, проекты стабильно расходились тиражами в несколько миллионов снимок из-за высокой популярности героя и ориентации на семейную аудиторию. Новинка от студии Insomniac Games пытается сохранить успешную формулу, добавив в нее модные тренды и традиционного для Sony блокбастерного флера.
Новоиспеченный “Человек-паук” от Insomniac хоть и считается перезапуском, но даже не пытается пересказать трагичную историю очкарика с самого основы, предлагая вам оказаться в шкуре Питера Паркера, пережившего Первую Штатскую войну, расставание с Мэри Джейн и потерявшего работу в газете. Сейчас он помогает своей тете Мэй в приюте, а в свободное время сидит над научным проектом.
Начальная схватка с крестным отцом Нью-Йорка Фиском сменяется неспешным выполнением несложных поручений, охотой на угонщиков автомобилей и защитой магазинов от отмороженных грабителей.
Авторы даже не усердствуют нормально объяснить предысторию, ограничиваясь набором досье персонажей, а также не пытаются ускорить развитие сюжета, ненастояще затягивая действие, заставляя вас погружаться в рутину со сбором объектов, зачисткой объектов и охотой за преступниками. Все эти повторяющиеся действия напрямую воздействуют на прокачку гаджетов и костюмов вашего персонажа, которые спрашивают очки преступлений, местности, науки, испытаний и баз.
Например, на ранних этапах вам необходимо перенастраивать мобильные вышки и останавливать правонарушения в районах города, получая особые значки. Потом к этому добавляются разбросанные по городу рюкзаки с воспоминаниями о прошедшем Питера. Когда вы соберете более 50 сумок, игра предложит переключиться на фотографирование популярных районов Нью-Йорка, которые дадут вам очки местности. Представлялось бы, куда развивать эту идею дальше, но через несколько часов вам предложат получить очки баз, захватывая штабы поверженного злодея, а затем порадуют единицами науки, которые можно заработать, выполняя задания в научных станциях.
На смену одним базам пришагают еще несколько похожих по структуре крепостей, а преступления одного облика бандитов расширятся до четырех видов группировок. В середине второго акта в игре покажутся испытания с погоней по контрольным точкам за дронами и обезвреживание бомб на пора. Я уже не говорю о поиске и фотографировании котиков Фелиции ради получения особого и совершенного бесполезного костюма.
Столь настойчивое погружение в повторяющееся собирательство для Человека-паука не выглядит чем-то решительно провальным и унылым только за счет хорошо реализованной системы полетов над городом на паутине и последующего открытия точек для скорого перемещения.
Привязка всех этих побочных заданий к прокачке гаджетов и характеристик костюмов разочаровывает, особенно на рослых уровнях сложности, а рутина добивает даже самых восхищенных фанатов своим монотонностью.
Сами задания в этих многочисленных сценариях не представляют ничего особенного с точки зрения истории или выходящих событий. Преступления создаются случайным образом, комбинируя несколько заблаговременно прописанных элементов. Например, в одном случае грабители ювелирного салона могут потребовать подмогу, и вам придется сражаться с еще одной волной преступников. В товарищем случае часть злодеев попытается сбежать на автомобиле, заставляя вас отправиться в погоню. В третьем варианте злодеи могут взять заложника, какого придется освободить через серию QTE. При этом место грабительства будет выглядеть почти всегда одинаково.
Случайные сражения на улицах по мере развития истории будут пополняться новоиспеченными юнитами, вроде снайперов или членов вражеских группировок, какие шквальным огнем во время схваток между собой могут задеть и вас. Иные миссии преступлений включают погоню за автомобилями, поиск похищенных людей в багажниках машин и войну с наркоторговцами, которая мало чем отличается от противостояния при грабежах.
Это прозвучит изумительно, но создавая блеклые и модульные миссии, авторы игры смогли выстроить максимально реалистичный и уникальный Нью-Йорк с Центральным парком, Метрополитен-оперой, Бродвеем и иными достопримечательностями из реального мира.
В случае с преступными базами задания выглядят довольно похоже – изменения в основном касаются лишь состава охраны. Для победы вам необходимо выдержать шесть волн атаки, и если на первых этапах вас преследуют несложные пехотинцы, то к поздним волнам присоединяются снайперы и спецназовцы с термическими ракетами или энергетическим оружием и джетами, что делает ваши миссии все опаснее и сложнее.
Уже упомянутые рюкзаки и точки достопримечательностей совместно с крепостями и испытаниями отмечены на глобальной карте, как только вы отворите все базовые станции.
А вот научные станции предлагают чуть немало комплексные, чем избиение или сбор предметов, задания. Так, на одной из них вам будет необходимо выудить два десятка бочек с химикатами из воды и потом избавить рыбу, распыляя специальный антидот. В другом – придется скакать с огромной высоты, чтобы расщепить атомы и активировать особое средство против токсичных водорослей, в третьем – гоняться за станицей зараженных голубей, надеясь остановить опасный штамм птичьего гриппа.
Кроме уже упомянутых заданий для получения особых очков для прокачки, иногда на карте появляются побочные миссии. По глубине реализации и сюжету они не мощно отличаются от квестов для научных станций. Так, в одной из подобных задач мне пришлось наблюдать за мужчиной ради ревнивой супруги, чтобы узнать, что несчастливого шантажируют бандиты, мечтающие ограбить банк. Естественно, что все заканчивается глобальной потасовкой с группой вооруженных правонарушителей. В другом задании вам придется наказывать разбойников, пытающихся взломать городскую систему на пора, а затем защищать важного свидетеля от волн озверевших неприятелей.
Иногда насилие уступает место исследованию, как в побочной миссии, где вам необходимо по фотографии найти в городе место, где пропали студенты. Но все так или по-иному сводится к глобальной потасовке.
Безусловно, в ряде моментов игра позволяет вам немножко поиграть в охотника и жертву в стелс-режиме, но в случае поднятия тревоги вы уже не сможете вернуться к негромкому устранению, в отличие от игр в серии Batman.
При этом невооруженным взором заметно, что авторы достаточно много взяли у Rocksteady. Человек-паук подбирает секвенции звуковых валов, чтобы восстановить передатчики, переживает наркотические трипы, смотрит местность и ищет следы веществ в режиме расширенного зрения. Может выхватывать одиноких неприятелей и подвешивать за ноги, а также анализировать окружение в поисках объектов и противников.
Военная система с броском электропаутины и дронов эмулирует решения Batman, меняя перескок сквозь голову крупных врагов на подкат в ноги. Конечно, Insomniac предлагает и свои варианты гаджетов, вроде сбивающей с ног звуковой валы, силовой паутины, мины-ловушки с паутиной, паутинной бомбы или антигравитационной мины, но копирование уж чересчур очевидно.
Если детализировать боевую систему, то вы можете наносить различные типы ударов, поднимая противников вверх, бросать в них различные объекты и использовать между движениями гаджеты, которые обматывают неприятелей паутиной, прилепляют к стенам или наносят электрический урон. При накоплении достаточного степени концентрации, вы можете активировать лечение или провести серию особых добивающих атак. При этом восстановление здоровья является приоритетом, так как базово добивающие штурмы действуют только против одного врага слабого класса. Разумеется, можно прокачать специальный прием с добиванием усиленных противников или мощный удар в прыжке сверху, но в реальных сражениях и особенно на рослых уровнях сложности это не помогает.
Более того, почти все зачисления и умения, которые вам предлагается купить за честно заработанные очки эксперимента, практически бесполезны, кроме дополнительного подтягивания в воздухе или спасительного уклонения от летальной атаки. То же самое касается усилителей костюмов и дополнительных вариантов платья. Второй сюжетный костюм просто идеален, поскольку дает вам минуть всю игру за счет активации дополнительной концентрации как специальной способности. Она позволяет регенерировать здоровье, что намного лучше даже преходящей неуязвимости от пуль. Специальный функционал костюма перезаряжается сквозь некоторое время.
Авторы игры пытаются сделать целым полотно истории, вплетая знакомство с побочными злодеями и миссиями сквозь основные эпизоды. Так, познакомившись по глобальному сюжету с фигуркой Black Cat, вы можете выполнить серию заданий на коллекционирование фигурок кошек. Или повстречав известного босса, у вас будет возможность завершить его историю в одном из побочных квестов. Вероятно, это не самый плохой подход, но из-за затянутости основного сюжета вплетение отсылок к добавочным заданиям выглядит как умышленное растягивание и так слишком медленного романа.
Камео и отсылки к иным историям Marvel впечатляют и развлекают, вроде небоскреба Мстителей, взобравшись на какое можно получить ценный трофей. При этом, как я отмечал рослее, игра не слишком старается ответить на вопросы о том, что за полицейская трудится на пару с Питером, почему он и Мэри Джейн расстались и что вообще выходит в мире вокруг. Даже зная вселенную серии сложно постигнуть, что происходит до середины игры: но и там большое количество вопросов остаются без ответа.
При этом авторы заспойлерили масса сюжетных вещей в дебютном трейлере, включая одного из злодеев, что попросту невероятно обидно.
Русская версия игры выполнена на высочайшем степени с великолепной актерской озвучкой, переведенными элементами интерфейса и верными, хорошо адаптированными подстрочными субтитрами.
Как и следует сегодняшним проектам, Spider-Man пытается быть в нынешней лево-либеральной повестке с диверсити и феминистическим загонами. Мэри Джейн ведет себя как тупоумная стерва, но авторы явно пытаются показать сильный дамский характер и самостоятельность, как бы нелепо это не выглядело.
Оставшиеся NPC не могут потрясти уникальным характером или неожиданными решениями. Глупыми и бессмысленными поступками – да, но никак не увлекательной проработкой. Это же касается и злодеев, которые получились слишком плоскими и лишенными глубины, как и битвы с ними.
Каким-то непостижимым манером обошлось в игре без трансов и геев, но пролетая над крышами города можно приметить на зданиях один или два радужных флага. Так что наша голубая и розовая прослойка читателей может быть покойна. Про вас не забыли.
Естественно, Insomniac не упустили возможности воткнуть в игру живого врага лево-либеральных СМИ – Алекса Джонса с его Infowars. Роль представителя fake news играет известный по комиксам и прошлым играм Джей Джеймсон. На каждую победу или подвиг Человека-паука он выливает реку помоев. Надлежит ли это было высмеять поведение реального Алекса Джонса с его комплотами мирового правительства или подчеркнуть иные тайные мотивы, к сожалению, невесть.
При множестве задач, миссий, коллекционных предметов, сюжетных твистов и неприятелей Spider-Man – невероятно казуальная игра. Например, если вы не можете длинно решить головоломку, авторы подсовывают вам голосовые подсказки-размышления или брошюры с детальными руководствами. Те же котики Фелиции не только отмечены на карте, но и специально блещут, привлекая ваше внимание. А битвы с боссами нарезаны на тонкие точки сохранения, позволяя вам продолжить сражение прямо перед крахом с полностью заполненной шкалой здоровья. Похоже, что перед нами еще одинешенек проект из того будущего потока новинок, который учитывает постепенную массовую деградацию целевой аудитории. И это весьма печально.
Можно сколько угодно критиковать боевую систему, апатический сюжет, однотипные задания и скучных злодеев, но чего у игры не отнять, так это рослого технического исполнения. Питер Паркер грациозно скользит на паутине над кровлями зданий, красиво сражается с многочисленными противниками и ловко уворачивается от термических ракет. Взрывы, огонь, частицы и разрушения сочетаются с WOW- моментами в лучших традициях Uncharted, заставляя вас открыть рот от удивления и уровня постановки. В этой части, вне всяких сомнений, Spider-Man – натуральный осенний блокбастер.
***
Новый Spider-Man – это сильно затянутая сюжетная игра с невообразимо красивым открытым миром, плоскими боссами и повторяющимися заданиями. Она потрясёт вас визуальным исполнением, но огорчит однообразием геймплея со сбором объектов, освобождением баз, ловлей голубей и предотвращением одних и тех же преступлений. Впрочем, если вы обожаете эту вселенную, то почему бы не потратить десяток часов на фотографирование кошек и розыск потерянных студентов? Ведь этим сейчас модно заниматься в Instagram и на нетрезвых вечеринках веган-хипстеров.