Выпустив в 2005 году великолепный Shadow of the Colossus, команда ICO взялась за новоиспеченное приключение. Кто бы мог подумать, что игра, которая для многих фанатов сделалась причиной покупки PS3, так и не появится на новой консоли от Sony, а выйдет лишь спустя 10 лет уже на PlayStation 4.
The Last Guardian с самых первых минут дает постичь, что перед нами именно тот проект, который все так давно ожидали. Гигантский замок, маленький мальчик и огромное неведомое создание – всё говорит о наследнике культовых приключений от Фумито Уеды. Разработчики в привычной для них повадке подают историю маленькими порциями, знакомя с персонажами и демонстрируя развитие отношений мальчика и зверя через игровой процесс, а не кат-сцены.
Геймдизайнеры мастерски тасуют прошедшие концепты и создают на их основе нечто новое. В отличие от Йорды, Трику (собственно так зовут удивительного зверя) не является беспомощным спутником. Он – деятельный участник происходящих событий – со своим характером и возможностями. В самом начине полумертвый монстр, который одновременно напоминает собаку, кота и птицу, не доверяет мальчишке и настроен довольно агрессивно. Только постепенно через попечение и ласку вы заработаете немного доверия для начала совместного и весьма опасного приключения.
Используя переключатели, перетаскивая объекты и приманивая пернатого новоиспеченными порциями волшебного корма, вы решаете пространственные головоломки и медлительно продвигаетесь по обширным просторам заброшенного замка. Иногда вам необходимо повесить приманку на цепь – в этом случае Трику в попытках отвлечь добычу потянет за нее и таким образом откроет огромные ворота. В иных случаях, заманивая зверя к необходимому месту, вы используете его как перрон, взбираясь вверх по детально прорисованному оперению. В одном пункте меня поразила загадка на физику, где вам нужно заставить Трику прыгнуть в воду, что создает огромную вал, которая подбрасывает мальчика вверх, позволяя дотянуться до ранее недосягаемого уступа.
Размеры замка поистине монументальны. Сложная система из башен, мостов и твердынь расположилась посреди неприступных скал. Находясь на балке вблизи облаков и наблюдая за пролетающими рядышком птицами, вы замечаете где-то вдали места, которые посетили немало часов назад. Природа в этом покинутом всеми пункте давно начала забирать свое, поэтому густая мурава и деревья прорастают прямо через камень, заполняя пробелы между обшарпанными плитами. Плющ живописно покрывает стены и совместно с деревьями эффектно реагирует на ветер. Вкупе с совершенно божественным солнечным светом – всё это создает подлинно незабываемую атмосферу.
Но это прекрасное во всех смыслах наследие погибнувшей цивилизации все же остается и темницей для главных героев. Выбраться наружу возможно только по атмосфере. Так как крылья Трику до конца не зажили, то вам придется искать способ забраться на центральную башню, какая гордо возвышается над всей долиной. Именно это и станет основной мишенью вашего путешествия на волю.
Детально проработанное окружение интерактивно. Мальчишка не только может хвататься за грани объектов, подниматься и раскачивать цепи, а также трепать и кидать различные предметы, но и получает древний артефакт, магическое зеркало, с поддержкой которого проецирует зеленый луч на окружение. Это в свою очередь активирует смертоносный лазер, а затем и энергетические снаряды в хвосте Трику, какие прожигают все на своем пути, включая противников и преграды, обнаруживая новые секции мира. И хотя по сюжету вы посетите престарелые области, получая доступ в неизведанные ранее территории, изучение долины выходит в строго линейной последовательности.
Локации также наполнены западнями. Огромные цветные витражи в форме глаз пугают Трику, потому вы должны обходить их со стороны, скидывать в пропасти или разбивать камнями. В иных случаях срабатывает система сигнализации, которая зомбирует вашего пернатого товарища, что приводит к необратимым последствиям.
Стражники, которые представлены в облике бестелесных солдат (по сути – ожившая броня), атакуют Трику копьями и мечами, а вас пытаются оглушить магией глифов и утащить в портал. Скоро нажимая на кнопки геймпада, мальчик снимает с себя оцепенение и выбивается из рук похитителей, а Трику добивает их ударами лап и клювом. Иногда неприятели выносят с собой щиты в форме цветных витражей с глазом, заставляя Трику забиваться в угол. В этом случае вам необходимо сбивать их с ног или использовать магическое зеркало.
Бойцы забрасывают вашего спутника копьями, впивающиеся в его тело. В таком случае вы должны залезать по перьям и вытаскивать эти огромные занозы. Во пора битвы маленький герой живо реагирует на кровавый единоборство, изо всех сил переживая за своего друга. Выглядит это невероятно трогательно.
После сражения разозленный зверь не может себя целиком контролировать, поэтому его ярость зачастую обращается и на вас. Но вовремя погладив его по шерстке, вы успокаиваете попутчика, возвращая ему ясность ума. Причем на ласку в разных участках тела он реагирует по различному, будь это живот, лапа или голова.
Со временем связь между героями растет, позволяя Трику соображать мальчика лучше. Это упрощает процесс исследования локаций благодаря системе раздачи команд сквозь жесты. Нажимая на R1 и используя левый аналог, мальчик дланью указывает Трику направление движения, а R1 и треугольник запускает жест скачка – Трику в этом случае повторяет прыжок за вами.
Истина иногда Трику не понимает вас или делает все очень медленно, и вам доводится повторять действия несколько раз. Быть может это сделано специально как доля симуляции искусственного интеллекта, но местами – особенно в начале игры – это затягивает прохождение кой-каких секций.
К очевидным недостаткам можно отнести ощутимое падение фреймрейта при игре в позволенье 4K. Но к счастью, происходит это не так часто, как в том же Shadow of the Colossus на PS2.
Пару раз за игру попадались пункты, в которых было непонятно, что делать дальше, а затем выяснилось, что решение было совершенно рядом, но вы его не увидели из-за перенасыщенности сцены деталями, удивительной работы камеры и слишком плотного расположения объектов.
Два раза за игру мы также повстречали сомнительный отказ скриптов, когда разработчики специально блокируют добавочные пути для того, чтобы игрок сделал именно то, что необходимо для продвижения по сюжету.
К камере можно придраться и в моменты, когда Трику не помещается даже в огромных залах и коридорах замка, а вы сидя на его горбе можете неожиданно увидеть обратную сторону текстуры потолка. Но это скоро лечится движением правого аналога.
С другой стороны следить за тем, как огромный зверь пытается пролезть в узкий проход, будет интересно. Анимация монстра просто поразительна. Вы видите всю микромимику, вводя движение мышц морды и усов, что вместе с ушами, скулением и анимацией перьев создает уникальный образец фотореализма в играх. Более того, трехмерная карта степени создавалась такой специально, чтобы подчеркнуть массивность гигантского зверя, какой вызывает небольшие землетрясения вокруг себя во время ходьбы, проламывает тонкую плитку лапами и разрушает мосты и колонны во время скачков. Вместе с характерной вибрацией геймпада, покачиванием камеры и реакцией в анимации мальчишку – всё это выглядит предельно реалистично. Движение мускул во время скачка, подготовка, сам прыжок выполнены с невероятным вниманием к деталям, что особенно очевидно, если у вас дома есть плотоядное животное, вроде пушистого кота.
Особенно эффектными вышли две битвы с боссами, которые напоминают огромный динамический паззл. Но я не буду калечить вам впечатление спойлерами, просто добавлю, что уровень адреналина и сопереживания тут подскакивает до максимума.
***
The Last Guardian – это одна из самых добросердечных и красивых игр, что мы когда-либо видели и одно из лучших приключений этого года. Сочетание великолепной анимации, деталей, окружения и сюжета с бездонными переживаниями дают просто фантастический эффект погружения. История мальчишку и огромного зверя заставляет поверить в происходящее на экране и очутиться где-то посреди заброшенного замка, оставит след в вашем сердце. А шокирующая развязка с раскрытием мрачной секреты долины и трогательная концовка выжимают реки соленых слез. Даже несмотря на отдельный технические проблемы и шероховатости, это именно та игра, которую мы так длинно ждали.