Вы никогда не задумывались о потенциале человечьего глаза в роли игрового контроллера? Представьте только, как крепко было бы в мгновение ока отдавать приказы отрядам или сортировать свежевыбитый лут в безразмерном инвентаре. Или, положим, испепелять противников своим убийственным взглядом. Ну, или просто стыдливо отводить нахальные зенки, надувая очередного торговца из Пустоши. Подумаешь, всего-то на чету крышек обдурил…
Фантастика, говорите? А теперь вспомните, что мы живем в вселенной, где на головах носят маленькие телевизоры и называют это виртуальной реальностью. Тут хватает идей побезумнее.
Пустив в ход инфракрасную магию, шведы из Tobii взяли да сделали EyeX, чудо-прибор для считывания курсы взгляда пользователя. И хотя пригодился он по большей части лишь фанатам симуляторов, сам факт его существования сделался сильным заявлением. Глаза не просто приемник информации – они могут и должны принимать прямое участие в игровом процессе.
Eye Tracker 4C же, будучи усовершенствованным преемником дела EyeX, выступает еще и как попытка привить технологию совершенно уж массовым массам. Новую модель и обновлениями балуют куда пуще, и рекламой обкладывают со всех сторон, и свежими играми подкрепляют с самого релиза – большинство революций-однодневок до такого не доживает. Компания, надлежит быть, твердо уверена в том, что в сфере гейминга ее ждет ясное будущее.
Вот мы и решили, кхм, посмотреть, что это будущее нам готовит.
Что в коробке?!
Ведаю, судить по обложке нельзя, но в случае с 4C этим правилом непроизвольно пренебрегаешь. Измененная упаковка – отличный показатель «взросления» конструкции. Вместо неоднозначной розовой палитры предшественницы теперь немало нейтральное сочетание голубого и черного, которое, как ни крути, с содержимым вяжется лучше. У нас ведь там не эмо-пудреница, а натуральный хай-тек!
Внутри никаких сюрпризов не оказалось. За вычетом мануалов, комплект вводит в себя лишь само устройство и два крепления к нему.
Невозможно не похвалить визуальную легкость модели. При сравнении с EyeX становятся очевидны промахи в дизайне последнего, в частности – массивные квадратные формы, перенимавшие на себя доля внимания. 4C компактнее и округлее, благодаря чему в глаза не кидается совсем. Трекер практически сливается с рамкой монитора, и лишь скупой логотип Tobii на однотонной мордашке ненавязчиво напоминает о себе.
Тогда как наружно девайс изрядно похорошел, его конструкция претерпела неудачную реформу. Ранее провод для подключения к компьютеру был отсоединяемым, сейчас же он намертво зафиксирован в корпусе. Нехорошо это сразу по двум причинам: во-первых, кабель оказался жестким и чудовищно непослушливым; во-вторых – его отчего-то укоротили вдвое. 80-сантиметрового отростка хватает для ноутбука, а вот для большинства настольных ПК он не подходит.
Справедливости ради, разработчики компенсировали эту оплошность метровым USB-удлинителем, прилагаемым к любому экземпляру. При его использовании суммарная длина становится равна старее, но все же решение проблемы кабель-менеджмента получилось своеобразное.
Впрочем, это не заключительная и отнюдь не главная странность устройства.
Установка и калибровка
Вопреки всем ужасам, установить Eye Tracker 4C оказалось проще простого. Крепление воображает собой металлическую пластинку с чем-то вроде двухстороннего скотча на сторонке, прилегающей к монитору. Приклеивается она быстро и надежно, поэтому вытекает заранее наметить расположение устройства.
Хорошим ориентиром служит логотип на мониторе. Производители обыкновенно скромничать не любят и выводят его на самую середину лицевой рамки – аккурат туда, где надлежит быть крепление. Смело залепляйте наглую пропаганду всяких там «элджи» да «эйсеров», а после довольно просто поднести трекер к пластинке. Магниты на тыльной его сторонке сами знают, что делать.
Не скажу, что место для сенсора избрано удачное. В моем случае он затруднил доступ к некоторым кнопкам настройки дисплея, а вышеупомянутый провод периодически перекрывал изображение в углу экрана. Было бы благоразумно учесть разнообразие моделей на рынке и, например, предоставить возможность закрепить 4C в верхней доли, на манер веб-камеры.
Ну, и смущает сам способ фиксации. В случае чего отковырять все это дело, не повредив крепления или монитор, крайне проблематично. Даже если удастся не погнуть пластинку, клейкая поверхность вряд ли будет пригодна для вторичного использования.
В комплекте есть запасная деталь, но это ничего не меняет. Неплохо, один раз сменить дисплей инженеры Tobii еще разрешают, а… э-э… А потом-то что? После, судя по всему, придется положиться на тюбик жидких гвоздей и собственные очумелые ручки. Либо это подобный прозрачный намек на длительность жизненного цикла 4C, либо банальный недочет проекта.
Программная настройка тоже порадовала стремительностью. Официальный софт всего-то и попросит показать ему, где именно есть трекер, да уделить несколько секунд на калибровку. Затем можно разом отправиться в любимые игры – или остаться на коротенькую демонстрацию функционала, отстреливая астероиды и разглядывая инопланетян.
Момент знакомства, истина, был омрачен: к концу презентации я почувствовал легкое напряжение в глазах, какое через несколько минут переросло в ощутимую головную боль. Сложно произнести, виноват ли в этом трекер, однако после перерыва несимпатичные ощущения сошли на нет.
Разработчики гарантируют, что такое если и случается, то необыкновенно на этапе калибровки, когда пользователь перестает вести себя природно и почем зря перенапрягает глаза. Должно быть, так и есть – калибровал я в тот день весьма и очень много, пробуя разные профили и сравнивая итоги. Последующие испытания, уже в игровых условиях, подобных неудобств не возбуждали.
Тесты
Прежде чем приступать к самому интересному, мне хотелось проверить трекер на совместимость с наиболее распространенными нездоровыми привычками. Оказалось, облокачиваться на стол и блаженно растекаться в кресле он почти не позволяет ввиду будет ограниченной рабочей области. С другой же стороны, это более-менее помогает содержать осанку перед компьютером. Пускай хоть кто-то за ней следит.
Желая я постоянно норовлю уткнуться носом в монитор из-за вдали не образцового зрения. На оптимальной для сенсора дистанции в 75 сантиметров тонкие детали на экране мне уже не разглядеть. Пришлось щуриться – и тут-то 4C дал слабины. Поза глаз он не потерял, но угадать, куда смотрит доморощенный Клинт Иствуд, ему чрезмерно трудно.
Зато ни очки, ни линзы не мешают красноглазому «Кинекту» мастерить свое дело, как и не смущает его наличие лишь одного очи в рабочем пространстве.
А теперь – вперед, виртуальные просторы ожидают!
Основной и повсеместной фишкой Eye Tracker 4C в играх является Extended View. Она добавляет камере ненавязчивый эффект панорамирования, смещая ее любой раз, когда взгляд игрока приближается к границе экрана.
Отыскать этой функции практическое применение не удалось при всем жажде – в играх попросту нет таких ситуаций, когда сдвинуть перспективу было бы выгоднее, чем поворотить камеру мышкой или движением стика. Зато на погружении в виртуальный мир она сказывается самым позитивным образом, особенно в играх с видом от первого лица. Когда взор протагониста Dying Light или Deus Ex: Mankind Divided синхронизирован с твоим, создается впечатление, будто ты подлинно смотришь на происходящее, а не воспринимаешь плоскую картинку.
Той же цели служит Clean UI, этакий «интерфейс по запросу». Все радары, счетчики патронов, напоминания и мишени миссии становятся прозрачными и всплывают только при непосредственном зрительном обращении к ним.
Лучше итого этот трюк работает с играми от Ubisoft, которые обожают захламлять экран десятками оповещений и меню – слишком информативными, чтобы их отключать, но довольно назойливыми, чтобы раздражать. Трекер стал в данном проблеме долгожданным компромиссом: что Assassin’s Creed Syndicate, что Ghost Recon Wildlands приметно преобразились, избавившись от контекстных подсказок об управлении. А если какая-то кнопка позабылась, нужно всего лишь глянуть в угол экрана.
Намного немало полезная вещь – прицеливание взглядом. Правда, беспрецедентной точности от сенсора ожидать не стоит. В theHunter: Call of the Wild, например, он исправно направляет прицел в образцовую область вашего взгляда, но доводиться приходится вручную. Если вы немало играете в шутеры, то велика вероятность, что отточенным движением мыши наведетесь гораздо скорее и точнее.
Глаза же пригодятся тогда, когда прямого контроля над прицелом нет или он, гм, оставляет желать лучшего. Как, произнесём, в случае с метательными предметами. Господи, как же я ненавижу метательные объекты в экшенах от третьего лица. Вязкое прицеливание, дуга траектории полета… фу! Сознаюсь – в Rise of the Tomb Raider я ни одного кирпича за всю игру не кинул.
Eye Tracker 4C сводит это к секундному делу. Схватил нужный объект, посмотрел в дальнюю даль, нажал кнопку – и все. Чертов кирпич уже летит отвлекать кого надо и куда надо. Персоной точности, как в случае со стрельбой, здесь не требуется, потому и итоги радуют каждый раз.
Всевозможные разновидности «магнитных» прицелов трекер также превращает в сказку. Вяще не нужно плясать вокруг стола, чтобы среди груды хлама выудить батарейку в Mankind Divided, или хаотично вертеть стиком, чтобы (не очень умная) камера Syndicate постигла, за какой уступ ты хочешь зацепиться и на каком враге сфокусироваться. Все эти поступки выполняются интуитивно и с похвальной четкостью.
Tobii также деятельно продвигали управление круговыми меню при помощи взгляда, но механика из этого вышла спорная. Если в аугментированных карманах Дженсена ковыряться глазами еще сравнительно удобно, то вот пользоваться колесом приказов в Wildlands таким манером – сущая мука. Запрашивать минометные обстрелы, глядя на соответственную иконку, очень круто, но это противоречит необходимости видеть, куда, собственно, миномет будет палить. Сколько я ни пытался, все представлялось, что вот-вот заработаю себе косоглазие, а артподдержка каждый раз летела мимо.
Все это примечательно – но хочется чего-нибудь поинтереснее, верно? Такого, чтоб очи тоже играли. Пока что самый оригинальный финт с трекером выдали поляки в своей Dying Light: там взор игрока, среди прочего, провоцирует зомби на агрессию. Это примечательный добавочный челлендж, и надеюсь, что впоследствии подобные идеи будут являться чаще.
[embedded content]
Основное функциональное отличие Eye Tracker 4C от EyeX – отслеживание не лишь взгляда, но и движений головы. Пожалуй, от хедтрекинга как раз и остались самые ослепительные впечатления, потому что это фактически виртуальная реальность минус телевизор на башке.
Представить Elite: Dangerous без трекера уже невозможно. Он настолько облегчает управление кораблем, что типовая схема начинает казаться неуклюжим пережитком прошлого. Игрок уже не привязан к отдельным элементам интерфейса, а свободен свободно оперировать бортовыми компьютерами, не отвлекаясь от происходящего извне.
И это не говоря о том, что возможность повертеть головой в открытом космосе сама по себе стоит того!
У Tobii эта технология наименована Infinite Screen и вынесена в отдельное приложение с кипой всевозможных настроек. Утилита позволяет регулировать чувствительность отслеживания взора, движений головы, переключаться между режимами трекинга, настраивать углы заворота и многое другое. Симуляторы, как видно, у разработчиков все еще в почете.
Все прочие функции девайса, кстати, тоже настраиваются прямо в играх. Не ахти какое достижение, но переоценить его тяжело, если какой-либо элемент доставляет неудобства.
Примечательно, что в 4C встроен собственный чип для обработки сигнала, поэтому ресурсы системы он берет по минимуму. Разница в производительности со включенным сенсором если и есть, то на глаз приметить ее не удается.
Но сильнее меня волновал другой вопрос: как скачки фреймрейта в играх повлияют на труд трекера? Я не из тех, кто жертвует качеством картинки в погоне за безупречной производительностью, и пуще предпочитаю играть при 45-50 кадрах в секунду, чем любоваться «лесенками». Для конструкции от Tobii это, к счастью, большой проблемой не стало: скорость и точность ответа оставались на высоте во всех протестированных играх. Кроме одной.
Оптимизацию Syndicate при всем жажде отличной не назовешь, но к нашему гостю у игры какая-то особая нерасположение. Даже незначительные перепады производительности приводили к тому, что камера начинала отставать от взора на добрых несколько секунд, а то и вовсе залипать в одном позе. Помогали самые дикие методы – от лихорадочного разглядывания облаков до переключения в оконный порядок и обратно.
Выходит, что в отдельных играх непривередливым пользователям все же придется шагать на уступки и снижать настройки графики, дабы обеспечить трекеру безупречные обстоятельства для работы.
Помимо интерактивных развлечений, Eye Tracker 4C интегрирован и в труд Windows, но, откровенно говоря, он только усложняет повседневные и давным-давно заученные действия. Намного проще и быстрее несколько раз прожать Alt+Tab, чем буравить взглядом меню переключения окон. Учитывая, что иногда заключительный как будто выпадает из фокуса трекера, тратить на это время не стоит совершенно.
Заключение
После недели жизни с «Тобии» (иииии!) произнесу – мне понравилось. В нем не все работает так, как задумано, и не все задумано так, как нужно было, однако впечатления остались сугубо позитивные.
Eye Tracker 4C вряд ли станет обязательным инструментом в арсенале нынешнего геймера, но роль средства, упрощающего «общение» с виртуальными вселенными, он выполняет беспрекословно. Хватит пары дней, чтобы свыкнуться ко всем его функциям настолько, чтобы возвращаться к стандартному управлению уже не захотелось.
И тот факт, что трекер не заменяет, а дополняет существующие контроллеры, только играет ему на руку. Да, это нечто совсем новое – но оно прекрасно дружит со старым. И благодаря этому имеет гораздо вяще шансов на успех, чем прочие революционеры.
Единственная серьезная преграда к деятельному использованию устройства на данный момент – небольшой список поддерживаемых игр. Впрочем, Tobii неустанно трудятся над его расширением, и к общему делу чуть ли не еженедельно подключаются новоиспеченные проекты. Недавние theHunter и Ghost Recon Wildlands – отличный тому образец.
Стоит отметить, что пользователи с прямыми руками тоже без дела не сидят. На официальном канале в Discord неоднократно мельтешили разговоры о самодельных скриптах, при помощи которых Eye Tracker 4C трудится в Star Citizen и Dishonored 2. Внедрение пока проходит на базовом степени, позволяющем, скажем, выглядывать из-за угла наклоном башки, но сама по себе возможность кастомизации звучит многообещающе.
Плюсы:
- Игровой эксперимент, близкий к виртуальной реальности;
- Дополнение к привычным методам управления, а не их замещение;
- Простота установки и настройки;
- Возможность пользовательских модификаций;
- USB-удлинитель в комплекте.
Минусы:
- Скромный ассортимент поддерживаемых игр;
- Нагрузка на очи в первые дни пользования;
- Жесткий и неудачно расположенный провод;
- «Одноразовый» дизайн креплений.
Другими словами, будущее все-таки стоит того, чтобы уже сейчас взглянуть на него желая бы одним глазком.