Вы никогда не задумывались о потенциале человечьего глаза в роли игрового контроллера? Представьте только, как крепко было бы в мгновение ока отдавать приказы отрядам или сортировать свежевыбитый лут в безразмерном инвентаре. Или, положим, испепелять противников своим убийственным взглядом. Ну, или просто стыдливо отводить нахальные зенки, надувая очередного торговца из Пустоши. Подумаешь, всего-то на чету крышек обдурил…

Фантастика, говорите? А теперь вспомните, что мы живем в вселенной, где на головах носят маленькие телевизоры и называют это виртуальной реальностью. Тут хватает идей побезумнее.

Пустив в ход инфракрасную магию, шведы из Tobii взяли да сделали EyeX, чудо-прибор для считывания курсы взгляда пользователя. И хотя пригодился он по большей части лишь фанатам симуляторов, сам факт его существования сделался сильным заявлением. Глаза не просто приемник информации – они могут и должны принимать прямое участие в игровом процессе.

Eye Tracker 4C же, будучи усовершенствованным преемником дела EyeX, выступает еще и как попытка привить технологию совершенно уж массовым массам. Новую модель и обновлениями балуют куда пуще, и рекламой обкладывают со всех сторон, и свежими играми подкрепляют с самого релиза – большинство революций-однодневок до такого не доживает. Компания, надлежит быть, твердо уверена в том, что в сфере гейминга ее ждет ясное будущее.

Вот мы и решили, кхм, посмотреть, что это будущее нам готовит.

Что в коробке?!

Ведаю, судить по обложке нельзя, но в случае с 4C этим правилом непроизвольно пренебрегаешь. Измененная упаковка – отличный показатель «взросления» конструкции. Вместо неоднозначной розовой палитры предшественницы теперь немало нейтральное сочетание голубого и черного, которое, как ни крути, с содержимым вяжется лучше. У нас ведь там не эмо-пудреница, а натуральный хай-тек!

Внутри никаких сюрпризов не оказалось. За вычетом мануалов, комплект вводит в себя лишь само устройство и два крепления к нему.

Обзор Tobii Eye Tracker 4C

Невозможно не похвалить визуальную легкость модели. При сравнении с EyeX становятся очевидны промахи в дизайне последнего, в частности – массивные квадратные формы, перенимавшие на себя доля внимания. 4C компактнее и округлее, благодаря чему в глаза не кидается совсем. Трекер практически сливается с рамкой монитора, и лишь скупой логотип Tobii на однотонной мордашке ненавязчиво напоминает о себе.

Тогда как наружно девайс изрядно похорошел, его конструкция претерпела неудачную реформу. Ранее провод для подключения к компьютеру был отсоединяемым, сейчас же он намертво зафиксирован в корпусе. Нехорошо это сразу по двум причинам: во-первых, кабель оказался жестким и чудовищно непослушливым; во-вторых – его отчего-то укоротили вдвое. 80-сантиметрового отростка хватает для ноутбука, а вот для большинства настольных ПК он не подходит.

Обзор Tobii Eye Tracker 4C

Справедливости ради, разработчики компенсировали эту оплошность метровым USB-удлинителем, прилагаемым к любому экземпляру. При его использовании суммарная длина становится равна старее, но все же решение проблемы кабель-менеджмента получилось своеобразное.

Впрочем, это не заключительная и отнюдь не главная странность устройства.

Установка и калибровка

Вопреки всем ужасам, установить Eye Tracker 4C оказалось проще простого. Крепление воображает собой металлическую пластинку с чем-то вроде двухстороннего скотча на сторонке, прилегающей к монитору. Приклеивается она быстро и надежно, поэтому вытекает заранее наметить расположение устройства.

Хорошим ориентиром служит логотип на мониторе. Производители обыкновенно скромничать не любят и выводят его на самую середину лицевой рамки – аккурат туда, где надлежит быть крепление. Смело залепляйте наглую пропаганду всяких там «элджи» да «эйсеров», а после довольно просто поднести трекер к пластинке. Магниты на тыльной его сторонке сами знают, что делать.

Обзор Tobii Eye Tracker 4C

Не скажу, что место для сенсора избрано удачное. В моем случае он затруднил доступ к некоторым кнопкам настройки дисплея, а вышеупомянутый провод периодически перекрывал изображение в углу экрана. Было бы благоразумно учесть разнообразие моделей на рынке и, например, предоставить возможность закрепить 4C в верхней доли, на манер веб-камеры.

Ну, и смущает сам способ фиксации. В случае чего отковырять все это дело, не повредив крепления или монитор, крайне проблематично. Даже если удастся не погнуть пластинку, клейкая поверхность вряд ли будет пригодна для вторичного использования.

Обзор Tobii Eye Tracker 4C

В комплекте есть запасная деталь, но это ничего не меняет. Неплохо, один раз сменить дисплей инженеры Tobii еще разрешают, а… э-э… А потом-то что? После, судя по всему, придется положиться на тюбик жидких гвоздей и собственные очумелые ручки. Либо это подобный прозрачный намек на длительность жизненного цикла 4C, либо банальный недочет проекта.

Программная настройка тоже порадовала стремительностью. Официальный софт всего-то и попросит показать ему, где именно есть трекер, да уделить несколько секунд на калибровку. Затем можно разом отправиться в любимые игры – или остаться на коротенькую демонстрацию функционала, отстреливая астероиды и разглядывая инопланетян.

Момент знакомства, истина, был омрачен: к концу презентации я почувствовал легкое напряжение в глазах, какое через несколько минут переросло в ощутимую головную боль. Сложно произнести, виноват ли в этом трекер, однако после перерыва несимпатичные ощущения сошли на нет.

Обзор Tobii Eye Tracker 4C

Это я. Привет!

Разработчики гарантируют, что такое если и случается, то необыкновенно на этапе калибровки, когда пользователь перестает вести себя природно и почем зря перенапрягает глаза. Должно быть, так и есть – калибровал я в тот день весьма и очень много, пробуя разные профили и сравнивая итоги. Последующие испытания, уже в игровых условиях, подобных неудобств не возбуждали.

Тесты

Прежде чем приступать к самому интересному, мне хотелось проверить трекер на совместимость с наиболее распространенными нездоровыми привычками. Оказалось, облокачиваться на стол и блаженно растекаться в кресле он почти не позволяет ввиду будет ограниченной рабочей области. С другой же стороны, это более-менее помогает содержать осанку перед компьютером. Пускай хоть кто-то за ней следит.

Желая я постоянно норовлю уткнуться носом в монитор из-за вдали не образцового зрения. На оптимальной для сенсора дистанции в 75 сантиметров тонкие детали на экране мне уже не разглядеть. Пришлось щуриться – и тут-то 4C дал слабины. Поза глаз он не потерял, но угадать, куда смотрит доморощенный Клинт Иствуд, ему чрезмерно трудно.

Зато ни очки, ни линзы не мешают красноглазому «Кинекту» мастерить свое дело, как и не смущает его наличие лишь одного очи в рабочем пространстве.

Обзор Tobii Eye Tracker 4C

А теперь – вперед, виртуальные просторы ожидают!

Основной и повсеместной фишкой Eye Tracker 4C в играх является Extended View. Она добавляет камере ненавязчивый эффект панорамирования, смещая ее любой раз, когда взгляд игрока приближается к границе экрана.

Отыскать этой функции практическое применение не удалось при всем жажде – в играх попросту нет таких ситуаций, когда сдвинуть перспективу было бы выгоднее, чем поворотить камеру мышкой или движением стика. Зато на погружении в виртуальный мир она сказывается самым позитивным образом, особенно в играх с видом от первого лица. Когда взор протагониста Dying Light или Deus Ex: Mankind Divided синхронизирован с твоим, создается впечатление, будто ты подлинно смотришь на происходящее, а не воспринимаешь плоскую картинку.

Той же цели служит Clean UI, этакий «интерфейс по запросу». Все радары, счетчики патронов, напоминания и мишени миссии становятся прозрачными и всплывают только при непосредственном зрительном обращении к ним.

Лучше итого этот трюк работает с играми от Ubisoft, которые обожают захламлять экран десятками оповещений и меню – слишком информативными, чтобы их отключать, но довольно назойливыми, чтобы раздражать. Трекер стал в данном проблеме долгожданным компромиссом: что Assassin’s Creed Syndicate, что Ghost Recon Wildlands приметно преобразились, избавившись от контекстных подсказок об управлении. А если какая-то кнопка позабылась, нужно всего лишь глянуть в угол экрана.

Намного немало полезная вещь – прицеливание взглядом. Правда, беспрецедентной точности от сенсора ожидать не стоит. В theHunter: Call of the Wild, например, он исправно направляет прицел в образцовую область вашего взгляда, но доводиться приходится вручную. Если вы немало играете в шутеры, то велика вероятность, что отточенным движением мыши наведетесь гораздо скорее и точнее.

Глаза же пригодятся тогда, когда прямого контроля над прицелом нет или он, гм, оставляет желать лучшего. Как, произнесём, в случае с метательными предметами. Господи, как же я ненавижу метательные объекты в экшенах от третьего лица. Вязкое прицеливание, дуга траектории полета… фу! Сознаюсь – в Rise of the Tomb Raider я ни одного кирпича за всю игру не кинул.

Eye Tracker 4C сводит это к секундному делу. Схватил нужный объект, посмотрел в дальнюю даль, нажал кнопку – и все. Чертов кирпич уже летит отвлекать кого надо и куда надо. Персоной точности, как в случае со стрельбой, здесь не требуется, потому и итоги радуют каждый раз.

Всевозможные разновидности «магнитных» прицелов трекер также превращает в сказку. Вяще не нужно плясать вокруг стола, чтобы среди груды хлама выудить батарейку в Mankind Divided, или хаотично вертеть стиком, чтобы (не очень умная) камера Syndicate постигла, за какой уступ ты хочешь зацепиться и на каком враге сфокусироваться. Все эти поступки выполняются интуитивно и с похвальной четкостью.

Tobii также деятельно продвигали управление круговыми меню при помощи взгляда, но механика из этого вышла спорная. Если в аугментированных карманах Дженсена ковыряться глазами еще сравнительно удобно, то вот пользоваться колесом приказов в Wildlands таким манером – сущая мука. Запрашивать минометные обстрелы, глядя на соответственную иконку, очень круто, но это противоречит необходимости видеть, куда, собственно, миномет будет палить. Сколько я ни пытался, все представлялось, что вот-вот заработаю себе косоглазие, а артподдержка каждый раз летела мимо.

Все это примечательно – но хочется чего-нибудь поинтереснее, верно? Такого, чтоб очи тоже играли. Пока что самый оригинальный финт с трекером выдали поляки в своей Dying Light: там взор игрока, среди прочего, провоцирует зомби на агрессию. Это примечательный добавочный челлендж, и надеюсь, что впоследствии подобные идеи будут являться чаще.

[embedded content]

Основное функциональное отличие Eye Tracker 4C от EyeX – отслеживание не лишь взгляда, но и движений головы. Пожалуй, от хедтрекинга как раз и остались самые ослепительные впечатления, потому что это фактически виртуальная реальность минус телевизор на башке.

Представить Elite: Dangerous без трекера уже невозможно. Он настолько облегчает управление кораблем, что типовая схема начинает казаться неуклюжим пережитком прошлого. Игрок уже не привязан к отдельным элементам интерфейса, а свободен свободно оперировать бортовыми компьютерами, не отвлекаясь от происходящего извне.

Обзор Tobii Eye Tracker 4C

И это не говоря о том, что возможность повертеть головой в открытом космосе сама по себе стоит того!

У Tobii эта технология наименована Infinite Screen и вынесена в отдельное приложение с кипой всевозможных настроек. Утилита позволяет регулировать чувствительность отслеживания взора, движений головы, переключаться между режимами трекинга, настраивать углы заворота и многое другое. Симуляторы, как видно, у разработчиков все еще в почете.

Все прочие функции девайса, кстати, тоже настраиваются прямо в играх. Не ахти какое достижение, но переоценить его тяжело, если какой-либо элемент доставляет неудобства.

Обзор Tobii Eye Tracker 4C

Примечательно, что в 4C встроен собственный чип для обработки сигнала, поэтому ресурсы системы он берет по минимуму. Разница в производительности со включенным сенсором если и есть, то на глаз приметить ее не удается.

Но сильнее меня волновал другой вопрос: как скачки фреймрейта в играх повлияют на труд трекера? Я не из тех, кто жертвует качеством картинки в погоне за безупречной производительностью, и пуще предпочитаю играть при 45-50 кадрах в секунду, чем любоваться «лесенками». Для конструкции от Tobii это, к счастью, большой проблемой не стало: скорость и точность ответа оставались на высоте во всех протестированных играх. Кроме одной.

Оптимизацию Syndicate при всем жажде отличной не назовешь, но к нашему гостю у игры какая-то особая нерасположение. Даже незначительные перепады производительности приводили к тому, что камера начинала отставать от взора на добрых несколько секунд, а то и вовсе залипать в одном позе. Помогали самые дикие методы – от лихорадочного разглядывания облаков до переключения в оконный порядок и обратно.

Выходит, что в отдельных играх непривередливым пользователям все же придется шагать на уступки и снижать настройки графики, дабы обеспечить трекеру безупречные обстоятельства для работы.

Обзор Tobii Eye Tracker 4C

Помимо интерактивных развлечений, Eye Tracker 4C интегрирован и в труд Windows, но, откровенно говоря, он только усложняет повседневные и давным-давно заученные действия. Намного проще и быстрее несколько раз прожать Alt+Tab, чем буравить взглядом меню переключения окон. Учитывая, что иногда заключительный как будто выпадает из фокуса трекера, тратить на это время не стоит совершенно.

Заключение

После недели жизни с «Тобии» (иииии!) произнесу – мне понравилось. В нем не все работает так, как задумано, и не все задумано так, как нужно было, однако впечатления остались сугубо позитивные.

Обзор Tobii Eye Tracker 4C

Eye Tracker 4C вряд ли станет обязательным инструментом в арсенале нынешнего геймера, но роль средства, упрощающего «общение» с виртуальными вселенными, он выполняет беспрекословно. Хватит пары дней, чтобы свыкнуться ко всем его функциям настолько, чтобы возвращаться к стандартному управлению уже не захотелось.

И тот факт, что трекер не заменяет, а дополняет существующие контроллеры, только играет ему на руку. Да, это нечто совсем новое – но оно прекрасно дружит со старым. И благодаря этому имеет гораздо вяще шансов на успех, чем прочие революционеры.

Единственная серьезная преграда к деятельному использованию устройства на данный момент – небольшой список поддерживаемых игр. Впрочем, Tobii неустанно трудятся над его расширением, и к общему делу чуть ли не еженедельно подключаются новоиспеченные проекты. Недавние theHunter и Ghost Recon Wildlands – отличный тому образец.

Стоит отметить, что пользователи с прямыми руками тоже без дела не сидят. На официальном канале в Discord неоднократно мельтешили разговоры о самодельных скриптах, при помощи которых Eye Tracker 4C трудится в Star Citizen и Dishonored 2. Внедрение пока проходит на базовом степени, позволяющем, скажем, выглядывать из-за угла наклоном башки, но сама по себе возможность кастомизации звучит многообещающе.

Плюсы:

  • Игровой эксперимент, близкий к виртуальной реальности;
  • Дополнение к привычным методам управления, а не их замещение;
  • Простота установки и настройки;
  • Возможность пользовательских модификаций;
  • USB-удлинитель в комплекте.

Минусы:

  • Скромный ассортимент поддерживаемых игр;
  • Нагрузка на очи в первые дни пользования;
  • Жесткий и неудачно расположенный провод;
  • «Одноразовый» дизайн креплений.

Другими словами, будущее все-таки стоит того, чтобы уже сейчас взглянуть на него желая бы одним глазком.