За миновавшие годы студия Creative Assembly неоднократно экспериментировала со своим детищем. Игроки вели древнеримские войска, бились с противниками на просторах средневековой Европы, выясняли отношения с самураями и даже противостояли ордам Хаоса на просторах вселенной Warhammer. Однако в этот раз нам предстоит окунуться в древний Китай.
Total War: Three Kingdoms повествует об Эпохе Троецарствия, которая началась примерно в 190-ом году нашей эры. Просуществовавшая почти четыре века империя Хань мучительно умирает, пока в краю бушует восстание желтых повязок. Воспользовавшись сложной ситуацией, к власти приходит полководец Дун Чжо, при котором новый император Лю Сэ становится марионеткой. Параллельно с этим по всему Китаю начинается штатская война, которая приведет к рождению на руинах империи новых царств: Вэй (основатель – Цао Цао), У (основатель – Сунь Це) и Шу (основатель – Лю Бэй). Это одна из самых приметных глав в истории Китая, подтолкнувшей к созданию огромного числа фильмов, книг и даже игр (например, Dynasty Warriors).
В своем новоиспеченном проекте Creative Assembly попыталась воссоздать не просто стандартный Total War, но сделать игрока частью эпоса, в каком есть место могучим богатырям, способным одной левой уничтожить десятки вражеских солдат. Поэтому в игре на выбор разом дается два режима: “Роман” и “Хроники”.
Первый вариант берет за основу концепцию Total War: Warhammer, когда герои работают индивидуально от остальных отрядов и являются серьезной боевой единицей, способной обращать в бегство целые вражеские армии. Отчасти это отдает RTS-прочтением мусо-игр из серии Dynasty Warriors. Кроме того, герои могут вызывать товарищ друга на дуэли на поле боя, в рамках которых остальные юниты их игнорируют до тех пор, пока один из борцов не погибнет.
В свою очередность “Хроники” – это классический Total War, где все более привычно – герои действуют в составе отряда телохранителей и не могут класть гурьбы врагов. Простые же солдаты выдыхаются гораздо быстрее во время боя, чем их мифические собратья.
Система героев получила продолжение: полководцы не только получают перки и активные скиллы, но и могут менять экипировку: оружие, лошадей, советников, аксессуары. Кроме того, они делятся на несколько классов, что мастерит их полезными в конкретных сценариях. Часть полководцев эффективны в ближнем бою, другие оказывают пассивную поддержку союзным отрядам. При этом стоит предупредить, что скилы не деятельны в классическом режиме.
При формировании армии стоит учитывать, что она состоит максимум из трех генералов, каждый из которых может призвать до шести отрядов. В противном случае вам придется вести в бой гораздо меньше бойцов.
Учитывая огромную карту, состоящую из порядка 200 областей, одним только военным нахрапом победу не одержать. И тут в дело вступает переделанная система дипломатии. В отличие от старых игр серии, все переговоры проходят в стандартном для игр подобного жанра режима: открываем меню и выбираем необходимого человека. Учитывается огромное количество факторов: не нарушаете ли вы договоренностей с другими, какова ваша сила и ресурсная база.
Система также распространяется и на иных личностей на карте. Скажем, казнив вражеского генерала, вы можете настроить против себя лидера соседнего страны, который был близким родственником усопшего. Или наоборот – отпустив человека за выкуп, вы можете укрепить связи с колеблющимся оппонентом.
Система альянсов также была доработана. К опции слияния и военных союзов появилась возможность стать вассалом другой нации. Или принудить к этому немало слабого игрока. В этом есть свои плюсы: перейдя под крыло сильного генерала, можно защитить свои владения от опасного оппонента.
Однако не стало и без ложки дегтя. Дело в том, что между ходами вам могут поступать различные предложения от других фракций. Но вы не сможете посмотреть, какие взаимоотношения у вашего собеседника с другими фракциям. А это очень важно, ибо на поздних этапах игры выстраиваются целые пирамиды иерархий, в каких одна из команд может быть вассалом другой, которая может вассалом еще более сильной группировки.
Также наблюдаются и баги. Так, на 109-м ходу я объявил соседней фракции войну. Когда на 110-м ходу я пошел штурмовать их город, выяснилось, что он нейтральный – пришлось по-новой объявлять брань, что влияет на доверие к вам других наций. При этом ни в какие союзы оппонент за прошедший ход не вступал.
Абсурд произошел и при попытке сформировать военный альянс с соседом, ибо биться предлагалось с ним самим.
Система взаимоотношений и экипировки перегружена. Когда игрок достиг ранга герцог и обзавелся свитой / супругом / детьми / губернаторами / советниками / полководцами, все эти книги, лошадей и статуэтки ты распределяешь не глядя. Да, у каждого персонажа есть немало статов, перков и желаний. Однако главное – поддерживать взаимоотношения с ними на приемлемом уровне. Для этого обычно надо или дать место, или повысить зарплату. В моем случае с этим проблем не было.
Вопросы вызывает и система шпионажа. Разведка немного на что влияет, а агента можно потерять, потому что он может проникнуться симпатией к своему новому владыке. И сделать вы ничего не сможете – лишь преждевременно разорвать с ним связи или он передумает менять место работы.
Правда все это не слишком портит впечатление о проекта. В активе новоиспеченной Total War по-прежнему остается классический геймплей и великолепный сеттинг. Художники и композиторы, работавшие над Total War: Three Kingdoms, постарались на славу. Базовые механики также остались на пункте и обросли подробностями. На глобальной карте необходимо заботиться о продовольствии: еду нужно не только выращивать, но и хранить, так как зимой или во пора нашествия саранчи производство сильно падает. В голове нужно держать и тыловое обеспечение армии: если не будет припасов, бойцы начнут умирать и разбегаться.
Допущенные при создании спин-оффа Thrones of Britannia ошибки также были учтены. Да, мы опять не получили морских сражений, однако разработчики все же вернули отряды для обороны шахт, пустотелее и прочих промышленных центров, поэтому идиотская тактика по захвату незащищенных регионов тут не работает. Однако игрок может воспользоваться добросердечием союзников и попытаться аннексировать приглянувшийся регион.
Доработана и система рекрутов: вы можете нанять отряды, однако необходимо пора, чтобы созвать людей.
Сама экспансия на карте была модернизирована, превратившись в своеобразную вариацию захвата флага. На территории Китая есть император. Фракция, которая его удерживает, получает ряд преимуществ, а также вассала в виде фракции Империя Хань. Последней же целью служит достижение максимального ранга, захват определенного количества земель и провозглашение себя новым императором. Для этого придется грамотно использовать доступные опции: у любой фракции довольно неравные стартовые возможности. Цао-Цао считается “легким” персонажем и имеет в своем распоряжении на раннем этапе ряд территорий. Лю Бэй же стартует вообще без подконтрольных заселенных пунктов. Однако его оружием является дипломатия. Но когда она исчерпывает себя, наступает время войны.
Бои происходят в реальном поре и выглядят довольно зрелищно за счет героев. Сеттинг также играет в плюс: сражения в устье реки, на рисовых полях, в зимнюю стужу, штурм китайских городов… Глядится очень атмосферно. Дополняет все это система “У-син”, которая заменяет концепцию камень-ножницы-бумага. В соответствии с ней юниты поделены на пять элементов: Пламя, Земля, Дерево, Металл и Вода. Каждый из элементов не только антипод, но и может дополнять другой. Самый несложный вариант – конница поддерживает пехоту при атаке лучников. Это распространяется и на офицеров, которые эффективны при определенных сценариях.
***
Total War: Three Kingdoms не является идеальной долей популярной серии, но по-прежнему остается очень затягивающим развлечением на десятки часов игрового процесса. Идея перетащить сеттинг в Древний Китай оказалась настоящим козырем в рукаве талантливых разработчиков, а досадные недочеты, скорее итого, будут исправлены ближайшими обновлениями.