Живо для платформы:
Техника рисования, под которую стилизована картинка, именуется суми-ё — это японская живопись тушью родом из Китая.
Живо для платформы:
Техника рисования, под которую стилизована картинка, именуется суми-ё — это японская живопись тушью родом из Китая.
Как имя Гоши Рубчинского поднимает стоимость свитшота на пару сотен долларов, так и личность главного человека из числа как-то подаривших миру это приключение вызывает священный трепет. Особенно сейчас. Желая Хидеки Камия (Hideki Kamiya) был звездой и десятилетие назад — после руководства разработкой Resident Evil 2 и Devil May Cry. Забавно, что в первом кадре переиздания нет сакраментального Story: Hideki Kamiya. Распустив Clover в год выхода Okami, издательство Capcom с тех пор отчего-то умаляет роль потрясающей команды и её лидера.
А Камия между тем написал весьма сильную историю как сценарист и как режиссёр собрал не менее целостную игру. На базовом степени это сказка. Волшебная история о том, как в древнюю страну Ниппон пришагал восьмиголовый демон-дракон Орочи и превратил почти все земли в ужасную беспросветную зону с демонами и ядовитыми испарениями. А богиня солнца Аматэрасу, воплотившись в лице белого волка Ширануи, собрала силы всех богов и прогнала зло.
Но глянуть чуть бездоннее — и сказка начинает поднимать темы, из которых добрые молодчины должны извлечь много уроков. Вот потомок великого бойца, Сусано, храбрящийся любитель сакэ. На деле он жалкий трус, всегда сбегает с поля битвы, и даже меч у него деревянный. Но различные сюжетные ветки прямо и косвенно говорят нам, что от трудностей невозможно убегать, — и Сусано будет меняться.
К сожалению, русского стиля нет, а без хорошего знания английского понять игру смыслов в диалогах не выйдет.
Или вот сама героиня-волчица. Для жителей Ниппона она выглядит обычным белоснежным волком, и лишь чистые сердцем да маленькие дети видают божественный ореол вокруг богини. Спутник Аматэрасу, жук-художник Иссун, печально констатирует, что люд перестали верить в высшие силы. После этого мы принимаемся помогать обитателям окрестной деревушки — и они удивляются, как это вокруг происходит что-то неплохое.
Но Okami не всегда серьёзна. Комический Иссун постоянно попадает в несообразные ситуации и разряжает обстановку отличными репликами. Богиня Сакуя носит чересчур обтягивающее кимоно, а старейшина деревни Камики выполняет священные ритуалы лишь после общения с бутылкой. Будут в сюжете и таинственные герои образа самурая Ваки, говорящего с французским акцентом, и смешные истории, и махонькие трагедии. Пожалуй, единственный минус в повествовательной части — озвучивание персонажей: вместо слов они однотонно бубнят, что во время длинных монологов начинает действовать на нервы.
Зато картинка крепко успокоит. Стилизация под японское рисование тушью и сделала славу игре, но собственно в HD-версии она выглядит лучше всего — красочнее, ярче, сочнее, что ли. Версия для PlayStation 4 Pro даже поддерживает позволение 4K, и, поверьте, Okami заслуживает такого количества точек на экране. Это как раз та ситуация, когда надо одинешенек раз увидеть, как вслед за волчицей распускаются разноцветные цветы, как преображается натура, как под неспешную музыку мы кормим миленьких зверушек.
Даже без подвигающихся картинок получается красотища.
Суми-ё — не просто художественный зачисление. Это важная часть геймплея. По ходу действия Эмми (так Аматэрасу именует Иссун) встречает других богов и получает их волшебные мочи. Кабан Бакугами позволит управлять волшебными фейерверками, ехидна Нурегами — струями воды. Все эти чудесные дела способны показаться в нашем мире только с помощью Небесной кисти. Нажатием одного из «шифтов» мы останавливаем пора, открываем холст, делаем несколько росчерков — и вуаля, на небосводе появилось солнце, в воде распустилась лилия, враги получают удар мечом.
Да, рисование вделано как в мирную, так и в боевую часть игры. И таким образом впечатление получается весьма целостным — одни и те же приёмы мы используем как в битвах, так и для решения задач, поддержки людям. Несмотря на то что сражения происходят на отдельном экране, а между вящими локациями есть загрузки, вселенная Ниппона не выглядит порванной на части.
Здесь есть чем заняться — с самого первого появления критики сделались сравнивать Okami с The Legend of Zelda. Если посмотреть формально, то сходство одно — это отворённый мир, в новые части которого попадаешь, получая свежую способность. Во всём прочем приключения Линка стоят далеко позади Аматэрасу. Тут нет искусственного разделения на подземелья и открытые поля. Здесь общение с людьми и взаимопомощь, а не решение абстрактных пазлов сходит на первый план. Возможно, поэтому игра получилась будет лёгкой. Хотя задачки, когда надо подумать, тоже есть.
Ещё одна мелкота из прошлого — точки сохранения. Тут они почему-то не бесят, а выглядят забавным ископаемым.
Ниппон — край очень большая по меркам консолей PlayStation 2 и Wii, и, хотя нынешние «песочницы» позволяют в разы больше, бегать за Эмми мне было всё так же увлекательно, как и шесть с лишним лет назад. Почему? Во-первых, тут огромное число контента и всяческих мелочей, из которых создаётся совершенно особенное впечатление. И во-вторых — то самое впечатление умиротворённости и неспешности. Того, что процесс не немного важен, чем результат. Что откопанный на пригорке четырёхлистный клевер (он приносит немножко баллов для развития способностей Эмми) так же значим, как битва с основным «боссом».
Самые внимательные уже поняли, к чему я клоню. У нас есть будет серьёзная, неторопливая, долгая и необычно выглядящая игра, какую надо продавать аудитории подростков, детей и «кидалтов». И Okami так незыблема в этих своих качествах, что, если смотреть на неё как на обыкновенный приключенческий боевик, пытаясь проматывать культурные контексты, не останавливаясь возле бамбуковых рощ, она будет глядеть странно. Именно так — впопыхах, на YouTube (одиннадцать лет назад он уже был), между парой мессенджеров — люди и оценивают игры.
Отсюда и торговли в полтора миллиона копий за три издания на консолях тиражом триста миллионов. И потому надеяться на продажи в Steam довольно глупо, хотя и там есть как безотносительно восторженные отзывы, так и полные ненависти рецензии людей, не умеющих проглядеть 20-минутную начальную заставку…
Для управления кистью на PC можно использовать даже графический планшет, а вот на PS4 рисование с поддержкой тачпада реализовано крайне плохо.
***
Главная проблема музыки в России, как популярно, в тех, кто сделал группу «Грибы» самой популярной в 2K17-м (по крайней мере в iTunes). Образцово то же и с Okami — это вещь абсолютно гениальная, но и слишком «сложная» для аудитории Call of Whatever. Вероятно, потому, что Clover Studio сделала приключение про созидание, а созидать вечно труднее, чем разрушать. Или потому, что тема веры как чего-то неплохого не слишком вписывается в современный контекст. Несомненно другое — сейчас на PC и актуальных консолях есть лучшая игра в стиле Zelda.
Плюсы: гениальный арт-дирекшн — сейчас в 4K; выдержанный в идеальном балансе между серьёзностью и юмором сюжет, где всходят довольно сложные по меркам медиа темы; атмосфера добросердечна и теплоты в игре не для детей; геймплей в стиле Zelda, какой превосходит любой выпуск сериала Nintendo; рисование пятернёй идеально встроено в битвы и мирные сцены; за одиннадцать лет игра пять сохранилась.
Минусы: нужны прямые руки и мозги; управление тачпадом на PS4 можно было бы сделать лучше.