Живо для платформы:
Обойдёмся без поцелуев?
Живо для платформы:
Обойдёмся без поцелуев?
А будут ещё и марш-броски на вершину Древа мира, и сражения с мёртвыми стражами в гробницах королей, и гуляния по заколдованному лесу, где нужно кормить чем-нибудь голодный зубастый мост, чтобы тот позволил пройти, а также знаться с огромным деревом, помогая ему освободить свои корни. Да, подземельями и катакомбами наши приключения совсем не ограничиваются.
Причём эта сказка навеяна в том числе историческими реалиями. И если король Аттила тут имеет весьма опосредованное касательство к реальному вождю гуннов, то рассказы про семерых местных клановых лидеров явно отсылают к известной истории про семерых мадьярских вождей. А ещё мы посетим несколько реальных румынских и венгерских твердынь.
Весь этот вкусный сюжетный винегрет только выигрывает от того, что подаётся под соусом The Bard’s Tale. Дело в том, что первым же персонажем, какой присоединяется к нашему собственноручно созданному герою (или героине), становится весёлый и несколько циничный вор. Он постоянно острит, повествует байки на привалах и ведёт дневник, который — и это редкий случай на моей памяти — действительно интересно читать.
Тут его чувство юмора берёт новые высоты, а описания персонажей пестрят забавными и местами тонкими наблюдениями. Так, в разделе про девять вдовушек есть такое: «Да, каждая пленница, которую мы спасли, была вдовой скелета бойца. Насколько это жутко? И я чувствую себя негодяем за предположение, что они все были девственницами. Отдаю почести создателю проклятия за то, что он избежал клише».
Писанные вставки здесь тоже замечательные.
В Operencia: The Stolen Sun много отлично озвученных диалогов и реплик — вообще-то, раритет для этого спартанского в целом жанра, что также выдаёт стремление авторов сделать игру высшего уровня. Тут все персонажи по-своему увлекательны, все могут отпустить колкое замечание и не прочь выдать что-то интересное. А есть ещё и невидимый рассказчик, который тоже периодически вставляет свои пять копеек.
На этом поле сам геймплей в Operencia: The Stolen Sun может показаться слишком уж банальным. Здесь нет большого мира с городами, храмами, лавками, NPC и их побочными квестами, как в сериях Wizardry и Might & Magic, — а это как раз и был бы самый натуральный высший уровень. Нет интересных экспериментов с механикой сражений, как в The Bard’s Tale IV.
Мы в составе партии из четырёх персонажей различных классов с видом от первого лица ходим по клеточкам (видимым или невидимым — это вы решаете сами в настройках), исследуем карту, воюем, ищем сокровища, открываем сундуки, решаем загадки, зарабатываем деньги, экипировку и опыт. Последний и сделает наших героев ещё немало героическими — точнее, правильно распределённые очки талантов и атрибутов, выдаваемые каждому на новом уровне.
Постепенно к партии присоединяются всё новоиспеченные и новые персонажи, и у нас появляется выбор, кого из них брать в бой. А там всё тоже достаточно привычно: в свой ход выбираем, кого и чем колотить, кого подлечить, какую ауру на своих или чужих наложить и так далее. Вот разве что сбежать из битвы почему-то не подают. Да и никто из наших не может перемещаться по полю. Впрочем, по- настоящему сложные драки начинаются лишь во второй половине. И вот там уже подлинно приходится учитывать уязвимости и иммунитет врагов к разным стихиям и заниматься полноценным менеджментом энергии у каждого бойца.
Драться и решать загадки под водой — вполне нормально для этой игры.
После драки можно подлечиться и передохнуть у костра — если вы его нашли, конечно, и если в запасе есть дрова. Вот эта необходимость всегда искать дрова — фактически один-единственная примета механики выживания, которой многие другие представители dungeon crawler, наоборот, уделяют особое внимание. На привале также позволяют заняться зелье- (ну, или бомбо-) варением, поторговать и перетасовать состав отряда.
Зато тут есть внимание к деталям. Так, при создании персонажа нужно выбирать его происхождение — это влияет на характеристики. Вроде стандарт уже, но на самом деле далеко не всюду такое встречается. В сражениях, используя умения и заклинания нужной стихии, можно заряжать соответствующую особо мощную способность — это заставляет не «спамить» всем сряду, а думать.
Во время исследования уровней нам разрешают использовать волшебную лопату, отбитую в честном бою у гоблина-великана, — она сама подсказывает, сколько метров до ближайшего зарытого сокровища. А при решении некоторых загадок нужно заряжать волшебный фонарь волшебным же светом и, пока он сообщает, разглядывать и запоминать увиденные на стенах руны. Это изрядно оживляет привычные поиски ключей и возню с рычагами. А чем дальней, тем чаще и без фонаря попадаются действительно интересные и разнообразные пазлы — будут даже манипуляции со временем.
Cо спецэффектами тут всё достоверно в порядке.
***
Да, волшебный фонарь и волшебная лопата — это как раз то, что нужно Operencia: The Stolen Sun. Брести в кромешной тьме пещеры, молясь на затухающий факел и прижимая к бюсты последний ломтик хлеба и флягу воды, которыми ещё кормить и поить полумёртвых героев, — это не про неё. Это игра-сказка, игра-праздник. Ослепительная, разнообразная, ироничная, волшебная. И очень — это надо отдельно подчеркнуть, — очень качественная. Но при этом совсем не такая несложная, как может показаться поначалу. Для знатоков скажу так: это ещё не Legend of Grimrock II (не хватает той же остроты, разнообразия врагов, загадок и западней), но уже где-то рядом. А по уровню подачи истории и проработки персонажей (не говоря уже о техническом исполнении) — однозначно лучше.
Плюсы: увлекательная сказочная история; яркие приключения; колоритные персонажи; уровни интересно исследовать в поисках сокровищ и секретов; изумительной красивости картинка; классный саундтрек; великолепная игра актёров.
Минусы: боевая механика достаточно банальна; есть огрехи в управлении героем при перемещении независимым методом.