Живо для платформы: , — это достаточно смешная пародия, где все пьют таблетки «Радостина», к компьютеру обращаются исключительно «Дорогой», а тот славит сам себя и упрашивает персонажей после каждой миссии пройти «весёлый и сравнительно редко приводящий к летальному исходу дебрифинг». В крышке которого обязательно спрашивает: «У вас есть что донести на коллег?»

Счастливой лоботомии, товарищ предатель!

Впрочем, даже если Дорогостоящий Компьютер ликвидирует вас за предательство, то у персонажа будет ещё пять попыток доказать ему свою преданность — ну, или устроить-таки предательский саботаж и революцию. Дело в том, что у любого жителя есть пять клонов — после смерти предыдущего сознание автоматически переносится в следующего. Хотя если Дорогостоящий Компьютер докажет на 100 %, что вы — самый предательский предатель, работающий на подполье, то может уничтожить сразу и тело, и всех его клонов. Кроме того, частенько сомнительных личностей отправляют принудительно пропылесосить мозги — что-то сравнимое с развеселым, радостным походом на лоботомию.

Среди подпольщиков встречаются коммунисты, хакеры, хиппи, романтики и даже религиозные фанатики, готовые убивать товарищ друга, споря о том, кто больше возносит хвалу Дорогому Компьютеру. Бороться с тайными обществами, с инакомыслием и прочими предательскими проявлениями нерадостного расположения призваны решалы (Troubleshooters), за которых мы и играем в Paranoia. Причём борцы с мутантами и предателями сами являются мутантами и предателями — попросту изначально они не знают об этом, как и о том, кто из коллег мутировал и стал предателем, а кто нет.

Paranoia: Happiness is Mandatory обзор игры

Количество весёлого бреда порой зашкаливает.

В этом то и заключается соль игры. Участники усердствуют не столько выполнять поручения Дорогого Компьютера, сколько вставлять друг другу палки в колёса, доносить, думать, предавать и работать на свои тайные общества. Поэтому персонажи тут быстро погибают, а сами правила подсказывают, что не необходимо создавать слишком сложные личности и прикипать к ним душой — в Комплексе Альфа ценят безликость и соглашательство.

Рептилии против торговых машин

Всё это есть и в Happiness is Mandatory — компьютерной версии этой удивительной и весьма, как видите, оригинальной «настолки». С той лишь исправлением, что это всё-таки не партия с друзьями за столом в весёлой кампании, а одиночная видеоигра. Поэтому тут нет той живой атмосферы вечеринки, когда персонаж изначально относится к какому-то тайному обществу или является мутантом, а другие об этом не знают и начинают собирать доказательства или же просто сдавать и сваливать ближнего своего.

В этом смысле всё реализовано более традиционно для классических RPG. С другой стороны, авторы постарались пускай и с помощью скриптов, но всё-таки добавить и механику паранойи, и работу на тайные общества. После создания своего персонажа мы несёмся выполнять поручения Дорогого Компьютера, а для этого набираем в отряд ещё максимум трёх решал. И вскоре, как водится, сталкиваемся с предательскими подпольщиками. Основные из них по сюжету — это Армия спасения и освобождения торговых автоматов, возглавляет которую великий Продаватор, то есть огромный и неплохо вооружённый автомат с таблетками «Радостина» и прочей жратвой.

Но кроме того, периодически к нам обращаются представители и других скрытых обществ. Одно из них, например, борется со скрытыми мутантами в рядах жителей комплекса Альфа и просит уничтожить того или другого гражданина, мотивируя это тем, что он — коварная рептилия. Параноики, на которых нужно тут же донести, или стоит всё же на них поработать, ведь вот тот гражданин подозрительно шипит? Это вы уже решаете сами.

Paranoia: Happiness is Mandatory обзор игры

Тут есть собственный аналог социальных сетей.

Предавай весело и радостно!

Все наши решения: то, стучим ли мы на коллег или нет (а они — на нас), как выполняем задания и какие реплики выбираем в диалогах с Дорогостоящим Компьютером, — всё это влияет на уровень предательства. Любое неосторожное слово в разговоре с пристально следящей за нами машиной, любая попытка обнаружить сомнение и узнать то, что вам не положено (хотя далеко не всегда очевидно, какая именно реплика не понравится компьютеру), — и визави нашего досье появляются грустные смайлики. А значит, растёт уровень предательства, и мы переходим из категории «Сомнительная личность» в «Подозрительную», а то и в «Вероятного предателя».

Заработать печальные смайлики можно, даже если вы случайно забежали в зону не того цвета, к которой у вас ещё нет доступа, — так, в жёлтую, хотя допуск у вас красный. Или если честно пытаетесь выполнить задание Дорогого Компьютера, а для этого по рекомендации напарника вынуждены взломать охранную систему, чтобы открыть дверь. Как и в оригинальной «настолке», как правило, выполнение официальных заданий предполагает использование неавторизированных методов (что не отменяет наказания за нарушения!). В общем, сюр и абсурд в духе «Уловки 22», «Замка» Кафки и прочих антибюрократических созданий.

И тот самый коллега, что предложил взломать дверь, первым же на нас и настучит. Поэтому игра частенько разыгрывает сцены распрей между напарниками в отряде. Однажды пришлось даже пристрелить коллегу, у которой были свои цели во пора миссии. Ну и вообще атмосфера чёрного юмора и в то же время тотальной паранойи передана отлично. На загрузочных экранах попадаются надписи из серии «Как у вас расположение? Помни: радоваться обязательно!» Герой тут может обвинить кого-нибудь в предательстве и выдать, например, такое: «Вы притворяетесь, что не ведаете того, что вы знаете, потому что знаете, что если я узнаю, что вы знаете то, что вы знаете, то больше уже ничего не узнаете. Когда вам в заключительный раз пылесосили мозг?»

Чтение таких диалогов (а их много) и нам самим пылесосит мозги, но это реально смешно — играя в Paranoia: Happiness is Mandatory, я нередко искренне улыбался, хотя никакого «Радостина» не принимал (видимо, предатель?).

Paranoia: Happiness is Mandatory обзор игры

Бойцов можно заставить занять различные позиции и не стоять на одном месте.

Моя попытка номер пять

Если же уровень предательства достигнет 100 %, то героя скоро и почти безболезненно ликвидирует Дорогой Компьютер — хотя иногда нас самих просят самоликвидироваться, чтобы побыстрее взойти в радостную жизнь обновлённым, законопослушным гражданином-клоном. Также придётся пройти процедуру клонирования, если ваш герой погиб в бою.

Итого, как я уже сказал, есть пять клонов, но на чёрном рынке за особую валюту (биткоины) можно покупать новых. Клон тут же побежит выполнять задание с того пункты, где мы вынужденно остановились. Другой вариант — не использовать новое тело, а просто перезапустить миссию с момента брифинга.

Для клона лучше оставлять в заначке у себя в горнице какие-то полезные предметы — расходники (в основном это разные виды газировки) или оружие. А вот свои способности передать новоиспеченному телу не получится. Набор уникальных умений определяется случайно — сейчас это может быть пирокинез, а потом, так, телекинез или что-то ещё. Кроме того, при создании нового клона придётся заново распределить очки навыков по трём веткам: одна, условно, отвечает за общение, иная — за механику, взлом и крафт, третья — за телосложение и боевое мастерство. Лучше вкладываться во что-то одно, а пробелы закрывать с поддержкой правильно подобранных напарников, которые, как правило, специализируются на чём-то своём — есть переговорщики, техники, вояки и иные. Только тут они называются специалистами по радости, по гаджетам или ликвидации соответственно.

Позже улучшить навыки будет сложно. Прогресс персонажа в Paranoia: Happiness is Mandatory в основном сформулирован в получении экипировки и новых (красного, оранжевого, жёлтого и так далее) уровней допуска — чем он выше, тем более крутое амуниция соответствующего цвета нам выдают для прохождения очередной миссии.

Paranoia: Happiness is Mandatory обзор игры

Конечно, сражения с боссами тут тоже есть. И весьма непростые.

Кончились патроны? Бей деньгами!

Всю дорогу в Paranoia идёт проверка уровня тех или иных навыков — например, прокачанная бюрократия или психология может отворить особые реплики в диалогах и варианты решения тех или иных задач. Особенно когда местные бюрократы начинают вас отфутболивать товарищ к другу за новыми бланками для запросов. Если же преодолеть бюрократическую рутину не получится (даже с помощью напарников и их умений), можно пойти иным путём и согласиться сразиться за техников на арене, чтобы те, наконец, починили «супернадёждую и никогда не ломающуюся» дверь.

Во пора создания или разборки предметов требуются прокачанные «очумелые ручки», а о том, какие умения полезны в бою, думаю, вы и сами догадываетесь. К слову, в сражениях можно вводить паузу, использовать особые атаки, «кастовать» полезные ауры, кидать гранаты и менять оружие, беря вместо машины ракетницу или вообще экспериментальную пушку, которая стреляет вашими деньгами. При этом всегда нужно носить с собой добавочные боеприпасы, а персонажей лучше расставлять за бочками, столами и прочими укрытиями — они тут ломаются и вообще не прикрывают полностью, но всё равновелико снижают шансы попадания по вашими подопечным.

Конечно, многих возможностей в духе XCOM тут не хватает, но это всё же и не чистокровная тактика.

Сопротивление при клонировании сурово запрещено.

***

Paranoia: Happiness is Mandatory — игра, конечно, специфическая, далёкая от шаблонов современных RPG в открытом мире. Порог вхождения росл — нужно привыкнуть и к местным механикам, и к специфическому юмору, и к тотальному предательству вокруг. Но если привыкнуть и обжиться, то можно вовлечься и действительно весело провести время. Хотя мультиплеера реально не хватает. Что? Нет, ничего, Дорогой Компьютер, меня всё в твоей игре ликующе устраивает.

Плюсы: достаточно близкая к настольному оригиналу, нетривиальная и интересная механика, построенная на тотальной бюрократии, стукачестве, паранойе и развеселом клонировании; много смешных ситуаций и диалогов; неплохой в целом сюжет, выдержанный в традициях оригинала; есть нелинейность в выборе партии, в диалогах и при решении задач; симпатичная в цельном картинка; удачно подобранная музыка.

Минусы: мало тактики в сражениях; встречаются технические проблемы вроде сломанных скриптов и квестов.