Все они периодически общаются у костра.
На голодный желудок не повоюешь
Вместе они планируют и осуществляют операции, а также развивают свою партизанскую базу. Это одно из отличий Partisans 1941 от Commandos и Desperados – отчетливое разделение геймплея на строительно-стратегическую и тактическую части. В итоге база превращается из небольшой землянки и кострища в этакий индустриальный хутор, где есть и лесопилка, и оружейная, и мастерская для изготовления взрывчатки и медикаментов, и коптильня, и курятник, и охотничья вышка, и лазарет.
Лес мы заготавливаем, чтобы возводить все эти постройки, а ходить по грибы-ягоды, на рыбалку и охоту необходимо, чтобы кормить наших бойцов. Потому что у голодных партизан снижается моральный дух – это отражается на способности подопечных успешно выполнять миссии, на какие мы их посылаем с базы.
Как видите, многое тут закручено именно вокруг еды.
Да, задания делятся на сюжетно важные, где всё зависит от нас, и те, выполнение каких проходит где-то за кадром: успех там определяется количеством посланных на миссию партизан и их моральным духом. Здесь мы помогаем здешним во время нацистских облав, расклеиваем листовки опять же для поднятия боевого настроя, обчищаем тайники в поисках ресурсов, устраиваем диверсии и так дальше.
Впрочем, особого вызова от всего этого я так и не получил. За всё время у меня не возникло проблем ни с питанием, ни с духом бойцов. Тем немало что и на сюжетных миссиях можно собрать приличное количество ресурсов. А те, что проходят без нашего участия, даже в случае неуспехи ничем особенно страшным не оборачиваются – персонажи не гибнут, не получают травмы и не попадают в плен. Просто приходят ни с чем.
Из всех построек подлинно полезной оказалась оружейная, где нужно улучшать, собственно, оружие – на это идут всё те же заготовленные или найденные материалы. А вот взрывчатку и медикаменты мы без труда собираем и во пора тактических сражений – мастерскую я так и не строил.
То есть вся эта строительно-стратегическая часть, конечно, вносит разнообразие в геймплей, но назвать её подлинно проработанной нельзя.
Слава богу, есть кнопка, позволяющая всё это добро отсортировать.
Партизаны не скучают
Уж лучше бы авторы потратили усилия не на эти упражнения с базой, а на немало тщательную проработку тактической составляющей. Нет, с одной стороны, всё вроде бы на месте. Есть герои, которые прокачиваются и используют уникальные умения. Есть сочетание стелса и отворённого боя. Есть возможность убирать врагов хитрыми способами, маскируя всё под несчастные случаи – например, обрушив на них металлические конструкции или брёвна…
…Или сбросив с тормоза вот этот грузовик.
Есть достаточно сильные и наблюдательные враги, которые могут поднять тревогу (особенно ненавистны собаки, вынюхивающие партизан), призвать подмогу и уложить любого буквально с четы выстрелов. Поэтому в случае открытого противостояния нужно обязательно занимать укрытия.
Павших бойцов надо реанимировать, но они получат травму, какая снижает характеристики или, например, не позволяет нести оружие.
Кроме того, можно, как в Desperados III и Shadow Tactics: Blades of the Shogun, замедлить пора и раздать бойцам приказы, чтобы они лихо расправились сразу с несколькими противниками.
Наконец, сами миссии вышли вполне разнообразными. В одной нужно успеть за отведённое время спасти пленных красноармейцев от расстрела; в другой – ликвидировать основного полицая, предварительно уничтожив две зенитки и сломав линию радиопередачи; где-то предстоит взорвать танк; где-то – отравить продуктовые припасы нацистов, не дав себя обнаружить.
При этом частенько ситуация меняется на ходу. И после вышеупомянутого отравления припасов необходимо уничтожить сразу нескольких хорошо вооружённых нацистов и можно особенно и не прятаться. Или сразу после того, как мы доберёмся до здешнего мельника, отряду предстоит окопаться и отразить сразу несколько атак.
В ночных миссиях враги хуже видают, а мы ещё умеем отключать электричество.
Не все партизаны одинаково полезны
Однако если вы ждали именно виртуозной тактической головоломки, то будете скорее разочарованны – Partisans 1941 всё-таки до этой планки недотягивает. Дело в том, что у наших подопечных не так немало действительно интересных и уникальных особенностей. Понятно, тут куда более реалистичный сеттинг, поэтому я и не ждал, что кто-нибудь научится хватать разум врагов под контроль, как это делала Изабель в Desperados III. И всё же хотелось большего…
Все бойцы тут могут использовать все виды оружия. Лишь у некоторых есть особые ветки прокачки конкретно винтовки, дробовика или, например, пистолета-пулемёта. И любой может разместить мину и поставить растяжку. Потому самый полезный персонаж – это сам командир Зорин, единственный, кто умеет тихо метать ножи.
Пулемёт использовать Зорин уже не может (травма), а вот ножи метает по-прежнему идеально.
Собственно он чаще всего выполняет основную работу на миссиях – тихо и аккуратно, прячась от врагов в растительности, вырубает подлецов и быстро относит их тела в те же кусты или в ящики. Их «коллеги» почему-то совершенно не удивляются, что охранника на прежнем месте уже нет.
Прочим тоже лучше раздавать (во всяком случае, до поры до времени) ножи. И быстро вырубать врагов на паузе. Многообразная тактика, не правда ли? А когда к отряду присоединяется Морозов, способный привлекать неприятелей свистом и быстро бросаться на них с ножом, собственно он и Зорин становятся незаменимой парочкой.
Вот сейчас Морозов готовится убрать очередного нациста, пока остальные попросту ждут в кустах.
Полезна, конечно, и Валя-снайперша, но ей зачем-то дали ещё навык вырубания врагов с помощью хлороформа. Ну вот зачем снайперу, призванному всё пора находиться позади и прицельно отстреливать неприятелей, умение, рассчитанное на максимально близкий контакт? Я его практически не использовал. В Commandos 2 снайпер, к слову, так не разбрасывался своими талантами и был куда немало узкоспециализированным. Местный парень Санёк способен расхаживать среди неприятелей и отвлекать их беседами, но проходит такое вдали не всегда, реализовано не шибко удобно, и всё, как правило, сводится к тому, чтобы просто обчистить нычки с ресурсами.
Зачастую несложнее действовать вот так.
Вот в итоге и получается, что перед нами просто крепкая смесь из стелса (чаще всего) и открытого экшена, где как раз будут здоровы чисто боевые навыки красноармейца Фетисова и деда с дробовиком. А вот над девушкой Белозёровой откровенно поиздевались: ей выдали навык скорого переката, который ещё и становится доступен далеко не сразу – это что вообще такое и к чему?
Отмечу также неудобный интерфейс и заостренное желание сделать больно тому человеку, который придумал «повесить» просмотр информации о предмете на правую кнопку мыши с дальнейшим перемещением по выпадающему меню.
***
Впрочем, несмотря на всё вышесказанное, резаться в Partisans 1941 действительно интересно. И делал я это не без удовольствия. Просто нужно чётко понимать, что если вы ждали тактической головоломки в духе Commandos, то это всё же не тот степень. Но это в любом случае по-своему необычная, атмосферная, реалистичная и любопытная попытка выступить в схожем стиле, сделав ставку вяще на сочетание стелса и экшена, а не на использование уникальных и разнообразных умений героев.
Плюсы: интересная военно-полевая история с должной частью исторической правды; множество разнообразных непростых миссий; стратегическо-строительная часть вносит разнообразие в геймплей; достаточно приметливые (за редкими исключениями) враги; хорошо спланированные, богатые на детали уровни; качественные картинка, музыка и озвучка.
Минусы: геймплей с базой всё же могли бы отработать получше; мало действительно тактических пазлов, а бойцам не хватает уникальных навыков; неудобный интерфейс.