Живо для платформы:

Все они периодически общаются у костра.

На голодный желудок не повоюешь

Вместе они планируют и осуществляют операции, а также развивают свою партизанскую базу. Это одно из отличий Partisans 1941 от Commandos и Desperados – отчетливое разделение геймплея на строительно-стратегическую и тактическую части. В итоге база превращается из небольшой землянки и кострища в этакий индустриальный хутор, где есть и лесопилка, и оружейная, и мастерская для изготовления взрывчатки и медикаментов, и коптильня, и курятник, и охотничья вышка, и лазарет.

Лес мы заготавливаем, чтобы возводить все эти постройки, а ходить по грибы-ягоды, на рыбалку и охоту необходимо, чтобы кормить наших бойцов. Потому что у голодных партизан снижается моральный дух – это отражается на способности подопечных успешно выполнять миссии, на какие мы их посылаем с базы.

Partisans 1941 обзор игры

Как видите, многое тут закручено именно вокруг еды.

Да, задания делятся на сюжетно важные, где всё зависит от нас, и те, выполнение каких проходит где-то за кадром: успех там определяется количеством посланных на миссию партизан и их моральным духом. Здесь мы помогаем здешним во время нацистских облав, расклеиваем листовки опять же для поднятия боевого настроя, обчищаем тайники в поисках ресурсов, устраиваем диверсии и так дальше.

Впрочем, особого вызова от всего этого я так и не получил. За всё время у меня не возникло проблем ни с питанием, ни с духом бойцов. Тем немало что и на сюжетных миссиях можно собрать приличное количество ресурсов. А те, что проходят без нашего участия, даже в случае неуспехи ничем особенно страшным не оборачиваются – персонажи не гибнут, не получают травмы и не попадают в плен. Просто приходят ни с чем.

Из всех построек подлинно полезной оказалась оружейная, где нужно улучшать, собственно, оружие – на это идут всё те же заготовленные или найденные материалы. А вот взрывчатку и медикаменты мы без труда собираем и во пора тактических сражений – мастерскую я так и не строил.

То есть вся эта строительно-стратегическая часть, конечно, вносит разнообразие в геймплей, но назвать её подлинно проработанной нельзя.

Partisans 1941 обзор игры

Слава богу, есть кнопка, позволяющая всё это добро отсортировать.

Партизаны не скучают

Уж лучше бы авторы потратили усилия не на эти упражнения с базой, а на немало тщательную проработку тактической составляющей. Нет, с одной стороны, всё вроде бы на месте. Есть герои, которые прокачиваются и используют уникальные умения. Есть сочетание стелса и отворённого боя. Есть возможность убирать врагов хитрыми способами, маскируя всё под несчастные случаи – например, обрушив на них металлические конструкции или брёвна…

…Или сбросив с тормоза вот этот грузовик.

Есть достаточно сильные и наблюдательные враги, которые могут поднять тревогу (особенно ненавистны собаки, вынюхивающие партизан), призвать подмогу и уложить любого буквально с четы выстрелов. Поэтому в случае открытого противостояния нужно обязательно занимать укрытия.

Partisans 1941 обзор игры

Павших бойцов надо реанимировать, но они получат травму, какая снижает характеристики или, например, не позволяет нести оружие.

Кроме того, можно, как в Desperados III и Shadow Tactics: Blades of the Shogun, замедлить пора и раздать бойцам приказы, чтобы они лихо расправились сразу с несколькими противниками.

Наконец, сами миссии вышли вполне разнообразными. В одной нужно успеть за отведённое время спасти пленных красноармейцев от расстрела; в другой – ликвидировать основного полицая, предварительно уничтожив две зенитки и сломав линию радиопередачи; где-то предстоит взорвать танк; где-то – отравить продуктовые припасы нацистов, не дав себя обнаружить.

При этом частенько ситуация меняется на ходу. И после вышеупомянутого отравления припасов необходимо уничтожить сразу нескольких хорошо вооружённых нацистов и можно особенно и не прятаться. Или сразу после того, как мы доберёмся до здешнего мельника, отряду предстоит окопаться и отразить сразу несколько атак.

Partisans 1941 обзор игры

В ночных миссиях враги хуже видают, а мы ещё умеем отключать электричество.

Не все партизаны одинаково полезны

Однако если вы ждали именно виртуозной тактической головоломки, то будете скорее разочарованны – Partisans 1941 всё-таки до этой планки недотягивает. Дело в том, что у наших подопечных не так немало действительно интересных и уникальных особенностей. Понятно, тут куда более реалистичный сеттинг, поэтому я и не ждал, что кто-нибудь научится хватать разум врагов под контроль, как это делала Изабель в Desperados III. И всё же хотелось большего…

Все бойцы тут могут использовать все виды оружия. Лишь у некоторых есть особые ветки прокачки конкретно винтовки, дробовика или, например, пистолета-пулемёта. И любой может разместить мину и поставить растяжку. Потому самый полезный персонаж – это сам командир Зорин, единственный, кто умеет тихо метать ножи.

Partisans 1941 обзор игры

Пулемёт использовать Зорин уже не может (травма), а вот ножи метает по-прежнему идеально.

Собственно он чаще всего выполняет основную работу на миссиях – тихо и аккуратно, прячась от врагов в растительности, вырубает подлецов и быстро относит их тела в те же кусты или в ящики. Их «коллеги» почему-то совершенно не удивляются, что охранника на прежнем месте уже нет.

Прочим тоже лучше раздавать (во всяком случае, до поры до времени) ножи. И быстро вырубать врагов на паузе. Многообразная тактика, не правда ли? А когда к отряду присоединяется Морозов, способный привлекать неприятелей свистом и быстро бросаться на них с ножом, собственно он и Зорин становятся незаменимой парочкой.

Partisans 1941 обзор игры

Вот сейчас Морозов готовится убрать очередного нациста, пока остальные попросту ждут в кустах.

Полезна, конечно, и Валя-снайперша, но ей зачем-то дали ещё навык вырубания врагов с помощью хлороформа. Ну вот зачем снайперу, призванному всё пора находиться позади и прицельно отстреливать неприятелей, умение, рассчитанное на максимально близкий контакт? Я его практически не использовал. В Commandos 2 снайпер, к слову, так не разбрасывался своими талантами и был куда немало узкоспециализированным. Местный парень Санёк способен расхаживать среди неприятелей и отвлекать их беседами, но проходит такое вдали не всегда, реализовано не шибко удобно, и всё, как правило, сводится к тому, чтобы просто обчистить нычки с ресурсами.

Зачастую несложнее действовать вот так.

Вот в итоге и получается, что перед нами просто крепкая смесь из стелса (чаще всего) и открытого экшена, где как раз будут здоровы чисто боевые навыки красноармейца Фетисова и деда с дробовиком. А вот над девушкой Белозёровой откровенно поиздевались: ей выдали навык скорого переката, который ещё и становится доступен далеко не сразу – это что вообще такое и к чему?

Отмечу также неудобный интерфейс и заостренное желание сделать больно тому человеку, который придумал «повесить» просмотр информации о предмете на правую кнопку мыши с дальнейшим перемещением по выпадающему меню.

***

Впрочем, несмотря на всё вышесказанное, резаться в Partisans 1941 действительно интересно. И делал я это не без удовольствия. Просто нужно чётко понимать, что если вы ждали тактической головоломки в духе Commandos, то это всё же не тот степень. Но это в любом случае по-своему необычная, атмосферная, реалистичная и любопытная попытка выступить в схожем стиле, сделав ставку вяще на сочетание стелса и экшена, а не на использование уникальных и разнообразных умений героев.

Плюсы: интересная военно-полевая история с должной частью исторической правды; множество разнообразных непростых миссий; стратегическо-строительная часть вносит разнообразие в геймплей; достаточно приметливые (за редкими исключениями) враги; хорошо спланированные, богатые на детали уровни; качественные картинка, музыка и озвучка.

Минусы: геймплей с базой всё же могли бы отработать получше; мало действительно тактических пазлов, а бойцам не хватает уникальных навыков; неудобный интерфейс.