Разработчики видеоигр, как и любые иные создатели продуктов для широких масс, чутко чувствуют жажды рынка и следуют тому или иному популярному веянию. Ровно сейчас мы можем наблюдать рождение нового тренда — сессионных боевиков в жанре Battle Royale. Число разнообразных поделок на тему «Останется только один» вырастает с каждым днём, а вскоре их станет ещё больше. Почему? Ответ можно получить, взглянув на запугивающую своим стремительным ростом популярность одной из представительниц этого молодого жанра —
Новеньким лучше высаживаться там, где вероятность встретить противника крайне невелика.
Естественный отбор
Само понятие Battle Royale, или «Королевская битва», родом из спортивных состязаний, в частности рестлинга. В сражениях с таким названием на ринге сражаются не двое соперников, как обыкновенно, а целая толпа — до тех пор, пока не останется единственный победитель. Но, разумеется, большинству людей эта фраза известна благодаря книге японского беллетриста Косюна Таками (Koushun Takami), вышедшей в 1999-м году. Японская цивилизация вообще и литература в частности — вещь довольно специфическая (и Battle Royale не была исключением), но история о группе школьников, очутившихся на небольшом острове и вынужденных убивать друг друга, полюбилась публике во немало странах. Роман оказался бестселлером, по его мотивам сняли не немного популярный фильм, а понятие «Королевская битва» с тех пор стало ассоциироваться собственно с жестокой бойней на выживание, а вовсе не с очередным весёлым рестлер-шоу.
Само собой, Таками был не один-единственным, кто эксплуатировал тему «Выживет только один». Подобные сюжеты использовались и до издания книжки японского автора («Бегущий человек»), и после («Голодные игры»). Однако в видеоиграх столь привлекательный для сетевых баталий сеттинг как-то не прижился, если не находить режима Last Man Standing в некоторых мультиплеерных шутерах (к образцу, в Unreal Tournament).
Как это нередко случается, путь новому жанру отворила пользовательская модификация. Даже более того — мод, созданный для мода. Вначале был Battle Royale для DayZ (времён ArmA 2), затем этот порядок перенесли на альфа-версию ArmA 3, а в конце концов появилась отдельная доля H1Z1 под названием King of the Kill. Ко всему приложил руку некто Брендан Грин (Brendan Greene), популярный под псевдонимом PlayerUnknown. Если моды для ArmA и DayZ он мастерил самостоятельно, то в случае с H1Z1 выступил лишь в качестве консультанта, когда Sony Online Entertainment разрешила лицензировать его идею для создания собственной «Королевской битвы» в своём «симуляторе выживания».
Судя по всему, этого Грину очутилось мало — в середине прошлого года он объявил о начале разработки отдельной игры, отданной режиму Battle Royale. Над названием будущего хита длинно думать не пришлось: PlayerUnknown’s Battlegrounds — видимо, чтобы никто не позабыл, кто это всё придумал.
К сожалению, пока приходится выбирать между производительностью и прекрасной картинкой. Выбор, как обычно бывает в сетевых шутерах, не в прок последнего варианта.
Остров невезения
Классические правила «Королевской битвы» несложны и понятны любому: начинают все в равных условиях, покинуть пункт схватки за выживание можно лишь двумя способами — либо погибнув, либо сделавшись единственным победителем. PUBG каких-то кардинальных изменений в проверенную порой формулу не вносит, но свои нюансы, конечно, имеются.
Летальное состязание происходит на покинутом жителями архипелаге из двух островов. Видимо, в качестве дани почтения к первоисточнику постройки и рельеф местности напоминают типичный постсоветский ландшафт. Частенько можно встретить надписи на кириллице, да и названия заселенных пунктов на карте, такие как Pochinki или Sosnovka Island, — излишней подтверждение тому, что за рубежом подобный сеттинг до сих пор в моде. Карта немаленькая — восемь квадратных километров, на ней есть несколько городков и посёлков, военная база на небольшом острове, а также масса других интересных и укромных местечек.
Все игроки (а их в одной сессии обыкновенно чуть меньше сотни) прыгают с парашютом из пролетающего на большенный высоте самолёта. Куда приземляться — каждый решает сам, благо полётом можно немножко управлять до и после раскрытия купола. Кто-то решает высаживаться в лесу, чтобы не столкнуться ни с кем, а некто, напротив, прыгает в самую гущу событий. Привлекательными точками для старта служат, как правило, различные поселения — в PUBG здоровый «лут» (оружие и снаряжение) можно найти только в домах или рядышком с ними. Из самолёта каждый участник соревнования выходит в буквальном резоне с пустыми руками, зато при должной удаче можно хорошенько вооружиться разом же после приземления.
Орудий убийства и различных приспособлений хватает, как и иных полезных в таком нелёгком деле, как борьба за выживание, предметов. Пистолеты, автоматы, винтовки, дробовики, холодное оружие, бронежилеты и рюкзаки, гранаты различных обликов, медикаменты, одежда, которая, между прочим, нужна не лишь в декоративных целях — порой она помогает маскироваться на местности. Любой «ствол» можно модифицировать — прикрепить прицел, увеличенный лавка или дополнительную рукоятку.
В PUBG, в отличие от мода-прародителя, обеспечить себя всем необходимым можно в течение четы минут — если повезёт, то в первом же домике будут и рюкзак, без какого много не унесёшь, и достойное оружие с достаточным количеством патронов. Если счастье отвернулась, ничего страшного — «лута» на карте достанет на всех. Для особо нетерпеливых есть и транспорт — мотоциклы, багги, легковые авто и даже моторные ладьи.
Комплектация «полный фарш». Но радоваться рано — даже подобный набор снаряжения вовсе не гарантирует победу.
Тем не менее уже спустя несколько секунд после того, как первоначальный из парашютистов достигнет земли, счётчик оставшихся в живых начинает скоро уменьшаться. Первые минуты игроки, оказавшиеся в густонаселённых пунктах, убивают друг друга весело и задорно — порой даже врукопашную. Спустя кой-какое время активная стрельба стихает. Неудачники умерли — начинается самое увлекательное.
Борьба за ценное снаряжение — не единственное, чем PUBG провоцирует на смертоубийство ближнего своего. В конце концов, всегда можно отыскать укромное местечко и сидеть там с каким-нибудь убойным дробовиком наперевес, карауля очередного незадачливого искателя добычи. Или забиться в угол, ожидая, пока все не разбредутся подальнее, после чего считать себя в относительной безопасности. Но в таком случае за победу можно биться часами и днями — локация, напомню, совсем не маленькая.
Не тут-то было — дело в том, что на карте острова случайным манером появляется так называемая безопасная зона в виде окружности. С внешней сторонки к ней начинает двигаться второй круг, за границами которого лучше не быть — урон здоровью каждого «нарушителя» будет причиняться медлительно, но верно. Когда больший круг сольётся с внутренним, даётся небольшое пора на передышку, а новая зона безопасности появляется в случайном пункте внутри предыдущей. Так происходит до тех пор, пока окружность не «схлопнется» решительно, а скорость схождения внешней зоны и урон за её пределами увеличиваются с любой волной. Кроме того, время от времени появляются и исчезают небольшие алые зоны, внутри которых происходит артобстрел, — если нет кровли над головой, то лучше бежать из такой области куда подальнее.
Всё это вынуждает всех игроков идти в один и тот же район и ограничивает максимальное пора одной сессии. Чем уже круг, тем чаще вспыхивают ожесточённые перестрелки — сейчас уже убивают не ради «лута», а чтобы устранить опасного конкурента. Впрочем, ничто не помешивает оставить эту неблагодарную работу другим, стараясь как можно меньше попадаться на очи остальным. На третьем-четвёртом круге остаются лишь самые счастливые, хитрые и умелые. Наконец, яркий финал — битва заключительных выживших на небольшом пятачке радиусом в несколько метров. Куцая схватка, исход которой невозможно предугадать, — и в живых остаётся лишь один, лучший из лучших, победитель «Королевской битвы».
Золотая половина
Так в чём же феномен успеха PlayerUnknown’s Battlegrounds? В том, что этот успех — факт состоявшийся, колебаться не приходится. Игра, несмотря на «Ранний доступ», весьма популярна и продолжает получать лестные отзывы, а по статистическим показателям стремительно догоняет ту же H1Z1: King of the Kill. И дело не лишь в привлекательности жанра как такового, ведь PUBG далеко не первая в нём.
Вид от третьего лики сильно упрощает игру для тех, кто успел занять хорошую позицию к крышке раунда.
Дело, как это обычно бывает, в мелочах. На что ни взгляни — хоть немножко, но работа Брендана Грина везде опережает конкуренток. Тут есть баги и недоработки, но в целом всё сделано на совесть, и во главе угла стоит удобство: после запуска нажимаешь одну-единственную кнопку, и спустя минуту-другую ты уже высаживаешься на остров, выбирая пункт посадки. Интерфейс лаконичен, но выглядит вполне симпатично, а самое основное — нисколько не мешает. Графика хороша, но пока насладиться ею в целой мере не даёт оптимизация — самое слабое место игры на этот момент. Чтобы комфортно себя чувствовать и не страдать от низенькой частоты кадров и подгрузок, приходится выкручивать настройки на минимум.
Тем не немного PUBG удаётся давать игрокам концентрированный геймплей, отсеивая всё излишней. Соблюдён баланс между реализмом и аркадностью: это не ArmA, где ход событий порой чересчур нетороплив, но и не H1Z1 со всеми её упрощениями.
Здесь есть место всему: тактическому планированию своих поступков в зависимости от места высадки, стремительным схваткам за право обладания самыми первыми отысканными припасами, стелсу и поискам затаившегося врага, необходимости как размышлять, так и умело обращаться с оружием. Часто возникают полные драматизма ситуации (впрочем, различные забавные сценки не немного редки), а каждый бой заставляет выкладываться на полную — и чем ближе к финалу, тем сложнее и усиленнее становится происходящее. Не зря PUBG столь популярна у стримеров и их зрителей: любая игра — это небольшая история, полная уникальных событий.
Нечто подобное можно было отыскать в DayZ, но здесь всё это сжато в те несколько десятков минут, что продолжается один раунд, поэтому скучать или расслабиться не получится — попросту некогда.
Достигнуть первого места совсем не просто, и любая такая победа запоминается надолго, а поражение пусть и способно порой потребовать вполне однозначные ощущения пониже спины, но всё-таки не такая беда, как представляется. Не забываем, что удобство игрока на первом месте: спустя считаные секунды можно чувствовать удачу по новой — таких же желающих достаточно, благодаря чему новоиспеченный сервер заполняется практически мгновенно.
Попытка обмануть неприятеля, замеченного неподалёку, — если он поленится проверить УАЗ, то я смогу без проблем пристрелить его в горбу или попросту избегу ненужной встречи.
***
Bluehole вовсе не собирается надолго задерживаться в Early Access. Релиз обещают в течение полугода, а пока разработка шагает полным ходом. Многое уже есть в игре, как, например, командные бои, а многое ещё предстоит добавить, в том числе новоиспеченные карты, ещё больше оружия и снаряжения, гибко настраиваемые серверы (произнесём, только с видом от первого лица), защиту от читов и, наконец, ту самую оптимизацию, какой сейчас так не хватает.
В целом перед нами весьма недурной образец «Раннего доступа», который уже сейчас достоин того, чтобы обратить на него внимание, несмотря на все дискусионные моменты. Но будьте осторожны — погоня за первым местом в «Королевской битве» может заволочь не на шутку.