После первых новинок о том, что права на Master of Orion приобрела Wargaming, многие фанаты классической космостратегии не на шутку обеспокоились тем, что их возлюбленная серия будет превращена в очередной free-to-play-боевик. Опасения вполне обелённые: несмотря на то что на счету белорусских разработчиков имеются и стратегии (весьма недурные, надо сказать), лучше всего у них получаются те самые сессионные «танчики», а MoO всё-таки совсем другая игра.
Впрочем, уже совсем скоро после анонса новоиспеченного «Хозяина Ориона» подобные сомнения были развеяны словом Виктора Кислого сделать именно классическую 4X в лучших традициях серии (сам глава компании, по его словам, является вящим её поклонником). Работу доверили аргентинским разработчикам из NGD Studios, что потребовало уже несколько другие сомнения относительно будущего проекта — эта студия ничем выразительным на нива геймдева пока не отметилась.
На данный момент, спустя немногим немало полугода после анонса,
В лучших традициях
Ещё на первоначальном этапе разработки Wargaming не таила, что какого-то переворота в жанре никто делать не собирается — игра будет в первую очередность для «продолжающих». Так и вышло — перед нами самая что ни на есть классическая космостратегия в жанре 4X, одним из прародителей какого и была Master of Orion.
Несколько рас на выбор, каждая со своими плюсами и минусами, благодаря каким можно возглавить как цивилизацию учёных-интеллектуалов, так и империю отважных бойцов, умеющих только драться. Позднее планируется добавить возможность создать собственную расу, самостоятельно показав желаемые характеристики, что существенно расширяет рамки как ролевого отыгрыша (да-да, в 4X есть пункт и для такого), так и стратегических возможностей. Ещё одна классическая особенность — конструктор кораблей, в каком можно временно поменять императорский скипетр на циркуль и линейку, взяв на себя нелёгкую труд инженера космической верфи.
Отправляем разведчиков к другим астральным системам, колонизируем планеты, занимаемся исследованием новых технологий и, разумеется же, воюем и дружим с другими цивилизациями. Игровой процесс так стандартен для жанра, что любой, кто знаком хоть с одной подобной стратегией, будет ощущать себя как дома. Пока нельзя сказать, достоинство это или же недостача: с одной стороны, выпускать игру без каких-либо значительных нововведений (кроме технической доли) в 2016-м году как минимум странно, а с другой — в таком случае есть отличный шанс отточить все нюансы до такого качества, что и совершенно не инновационный геймплей показать будет не стыдно. Скорее итого, NGD Studios рассчитывает именно на последнее, так что тем, кто приготовился к очередной революции, придётся поумерить собственный пыл.
«Хьюстон, у нас проблемы!»
Впрочем, пока о каком-то рослом качестве игры говорить рановато. Компьютерные противники не блещут разумом, порой ведя себя совершенно неадекватно: объявляют брань при явном преимуществе обороняющейся стороны, а воевать у них получается так плохо, что практически любое противостояние заканчивается в пользу игрока. Система дипломатии хоть и имеет довольно возможностей для продуктивных переговоров, но пока не приносит какой-либо проки — любой компьютерный дипломат предпочитает заламывать невыполнимые заявки при самых безобидных просьбах.
Но самое большое разочарование пока приносят процесс создания своих кораблей и тактические бои. После попросту шикарных конструкторов из StarDrive и Galactic Civilizations в MoO всё стандартно до уродства: два варианта внешнего вида на каждый корпус и простейший выбор из нескольких модулей. Ни расстановки отсеков, орудий и оборудования вручную на каркасе корабля, как в той же StarDrive, ни богатейшей настройки внешнего дизайна, как в GC, — классика классикой, но охота большей проработки именно этой, важной для многих доли.
Сражения, в отличие от стратегической сферы, где всё происходит в пошаговом порядке, идут в реальном времени. Встретились два флота — можно либо симулировать их бой, либо прогрузиться на тактическую карту и прямо управлять своими кораблями. Но делать это совершенно незачем: в любом случае «победа на сторонке больших батальонов», а тактические возможности ограничены — прячься за астероидами от вражьих ракет, обходи противника с другой стороны да концентрируй пламя на отдельных кораблях. Благо не блещущий умом соперник такие «лукавства» раскусить не в состоянии. Ни активируемых способностей, ни какой-либо детализированной модели повреждений у кораблей нет, воздействие особенностей конструкции на исход боя неочевидно, что сводит на нет хоть какой-то резон заниматься созданием собственного дизайна звездолётов.
Никуда не делся и бич всех глобальных стратегий — погружение в пучины микроконтроля при разрастании собственной империи до мало-мальски порядочных размеров. Вручную отдавать приказы всем кораблям (кроме, пожалуй, скаутов, каким можно включить режим автоматической разведки) и вручную же править каждой колонией (есть автоматическое возведение зданий, но ему не хватает гибких настроек) — дела не из самых приятных. Добавьте сюда нестабильную работу игры, особенно к крышке партии, и пусть и малое, но всё-таки заметное количество тонких багов вроде не умещающихся на экране надписей. «Ранний доступ» во всей его «красе», как ни печально.
Свет дальних планет
Тем не менее делать поспешные выводы пока не стоит. Имеющиеся проблемы не относятся к разряду неразрешимых (кроме неужели что конструктора кораблей — его надо переделывать с нуля), и в «бете» их вполне реально исправить. Несложные и привычные правила тоже могут принести пользу: в подобные стратегии будет весьма спокойно играть по Сети, а вот вдумчивое копание в «синглплеере» лучше покинуть более приспособленным для этого представителям жанра.
С чем вообще нет никаких проблем, так это с графикой и звуковым сопровождением. Картинка вышла вполне симпатичной, нет ни вырвиглазного интерфейса, ни откровенной экономии на технической составляющей, чем частенько грешат 4X-стратегии. Особенно пять получились представители различных инопланетных рас — каждая нарисована и озвучена в своём неповторимом манере. И если в русской локализации об озвучивании персонажей сказать особо нечего, то в английской версии для дубляжа набрали цельную плеяду голливудских звёзд во главе с Марком Хэмиллом (Mark Hamill). Пожалуй, не самый значительный момент для глобальной стратегии, но внимание разработчиков к подобным мелочам, разумеется, впечатляет.
В целом во время игры на экран приятно глядеть, и в этом плане Master of Orion выглядит вполне завершённой уже сейчас, чего не произнесёшь об остальном. Время у NGD Studios ещё есть, но и поторопиться тоже не помешает — выход Endless Space 2 и Stellaris не за горами, и уже сейчас четко, что конкурировать с ними будет весьма непросто.
Мастерить далеко идущие выводы после игры в «ранний доступ» получается вдали не всегда. Master of Orion относится как раз к подобным случаям: у стратегии приметны как её сильные стороны, такие как простота освоения и хорошие перспективы в качестве мультиплеерного забавы, так и недостатки, вроде туго соображающего ИИ и незамысловатого геймплея. Мастерить упор на одиночную кампанию, скорее всего, уже не стоит — в сравнении с нынешними и грядущими конкурентами (точнее, с тем, что нам обещают их разработчики) «Хозяин Ориона» сейчас выглядит будет бледно. А вот если NGD Studios направит все силы на доработку мультиплеера, мы получим как минимум отличную стратегию.