Чудовищная крушение имени Outlast 2 оставила после себя предательски неотступную мысль: может, проблема и не в сиквеле вовсе? Он, конечно, тех еще дров наломал, но вдруг дело в самой идее, какая со времен первой части банально состарилась и должным манером уже не работает. Всякий мейнстримовый ужастик, как известно, продукт своей эпохи, и многое из того, что было жутко пять лет назад, сегодня даже захудалого стримера вряд ли напугает.
Относится ли это правило к оригинальной Outlast, проверять не очень хотелось. Но и упускать недавно приспевший релиз игры на Switch было бы несправедливо – так что мы все-таки вернулись в стены закинутой лечебницы «Маунт-Мэссив», готовые насквозь разочароваться в одном из лучших хорроров современности.
К счастью, предлогов для разочарования не нашлось. Outlast все еще умеет нагонять страху, да так, что и махонький экранчик консоли Nintendo ему не помеха.
Страх и ненависть в Маунт-Мэссив
Ночное визит упомянутой уже психушки наш протагонист-репортер затеял явно не от большого ума, но судить его не нужно. Журналисты – они народ такой, охочий до сенсаций. А что может быть сенсационнее, чем сюжет о спасении собственной существования в логове невменяемых маньяков с мачете наперевес? То-то и оно. Профессиональные заинтересованности превыше всего.
Искусственный интеллект умело ездит по нервам, подбираясь максимально вблизи, но чаще поддается и оставляет игрока в покое, когда, представлялось бы, пиши пропало.
Несмотря на визит в нерабочие часы, житье в учреждении начинает кипеть незамедлительно, стоит только переступить заветный порог. По углам шумно чавкает своими же внутренностями охрана, в зале дальней по коридору пациенты дружно смотрят окровавленный телевизор, а пора от времени из темноты появляется то пуганый проповедник, затирающий про здешнюю секту, то улыбчивый бугай, который признал в нас своего «поросеночка». В всеобщем, колоритные ребята.
Особенно учитывая, что почти все они хотят нас уложить.
Справляться с местным населением герою помогают итого два инструмента – левая нога и правая нога соответственно. Чистоплотно шаркая ими вдоль стен клиники, он избегает нежелательных контактов с психопатами всех мастей, а скорый перебор конечностями выручает в ситуациях, когда контакт уже введён. Фактически Outlast целиком и полностью строится на чередовании стелса и стремительных погонь, но оба элемента выполнены так лаконично и эффектно, что не надоедают вплоть до конца.
Каждый раз, когда необходимо прятаться, включается настоящий триллер на манер той самой подмостки из «Молчания ягнят». Ползать по больничным палатам нередко доводится в полной темноте, полагаясь лишь на режим ночного видения своей видеокамеры, жрущей батарейки скорее, чем Джоди Фостер снимает плохие фильмы. Шастающие по округе противники задачу нисколько не упрощают: они распахивают ближайшие шкафчики, заглядывают под койки, грозно сопят и всеми мочами создают видимость, что вот-вот тебя найдут.
Примечательно, что находят вдали не всегда. Искусственный интеллект умело ездит по нервам, подбираясь максимально вблизи, но чаще поддается и оставляет игрока в покое, когда, представлялось бы, пиши пропало. Аналогичный фокус использовали позже в Alien: Isolation, и при вторичном прохождении он особенно бросается в глаза. Однако все лучше, чем открытое читерство сиквела, где деревенские парни с точностью GPS-навигатора определяли твое месторасположение.
Если же все-таки нашли, драться не вариант. Единственный выход – улепетывать как можно скорее. Outlast в такие моменты буквально выдергивает из пояса относительного комфорта, резко наращивая темп и вынуждая сломя башку нестись сквозь тесные интерьеры в поисках нового укрытия. Градус тревожности поднимается до небес, когда впереди лишь непроглядная темень, а позади несется умалишенный разбивала, агрессивное хрюканье которого неприятно щекочет затылок.
Сбежали, спрятались, перешли на следующую локацию, спрятались, убежали – в таком ключе тут обставлена вся развлекательная программа. Условия каждый раз становятся все суровее, планировка все мудренее, а враги вместе с колюще-режущим обнажают еще и гениталии – так, для пущей грозности, – но всеобщая суть сохраняется исправно.
При этом никогда не создается впечатления, что игра настроена против тебя. Да, ее обитатели заставляют ощущать себя в меньшинстве, ощущать постоянную опасность в воздухе, но геймдизайн подобной враждебности не излучает. Как раз навыворот.
Здесь редкая погоня заканчивается тупиком, потому что степени спроектированы так, чтобы в любой их точке была возможность скинуть хвост, а их структура логична и понятна даже взбудораженному мозгу, отчаянно прокладывающему оптимальный маршрут к спасению. То же прикасается и вышеописанных алгоритмов ИИ, и правильной ритмики эпизодов, и отсутствия излишних механик вроде лечения, и вообще всего, что составляет последний опыт. В каждой мелочи Outlast стремится быть хоррором не лишь страшным, но и захватывающим.
И да, это очередной упрек в адрес второй доли, которая на сие стремление наплевала с высокой колокольни, вырезав из формулы предшественницы все лучшее и забив вышедшие дыры шок-контентом с пещерными мутантами. Результат, как говорится, налицо.
Симпатично и то, что оригинал не заигрывается со своим бестолковым сюжетом и пускает титры на исходе пятого часа. Аккурат в тот момент, когда вроде и охота еще, но растяни удовольствие еще на чуть-чуть – и уже был бы перебор.
В каждой мелочи Outlast влечётся быть хоррором не только страшным, но и захватывающим.
Тут на помощь самым голодным придет примечательное дополнение Whistleblower, где под предлогом рассказать о том же, но от другого лица, разыгрывают не немного замечательные сценки с безумными персонажами, один из которых, между метим, сильно хочет сделать нового героя своей нареченной. Авторский почерк в DLC стал в разы увереннее, а потому запугивает добавка едва ли не сильнее основной игры. Хотя применять стоит в комплекте, разумеется.
Карманные ужастики
Честно произнести, к появлению версии для Switch я долгое время относился скептически, ибо основной козырь консоли – ее мобильность – казался главным же противником всех ценностей Outlast. О какой атмосфере, о каком ужасе говорить, если можно, простите, затащить игру в уютную кроватку и минуть ее на крохотном планшете?
Полевые испытания, впрочем, выявили возвратное. Большую часть времени я провел именно в портативном порядке и проникся изощренным очарованием хоррора ровно в той же мере, что и на ПК в 2013 году. Основное – запастись хорошими наушниками. Звук и музыка в Outlast вытягивают многое, так что на скромные динамики Switch надеяться не стоит.
Балует порт и производительностью. Все как обещали – ровные 30 кадров в секунду консоль содержит как в мобильном режиме при разрешении в 720p, так и при подключении к телевизору, где картинка подтягивается до чего-то весьма близкого к 1080p. И это при минимальных потерях в плане графики: если мощно присмотреться, можно заметить разве что менее качественные тени да пиксели в текстурах второстепенной важности.
Смущает лишь скудность параметров управления. Обыкновенно такое в глаза не бросается, но когда я в энный раз случайно заменил батарейку в камере, пытаясь затворить очередную дверь, сил не осталось ни терпеть, ни привыкать. Как оказалось, назначить кнопки на собственный вкус тут нельзя – будь добр выбрать из трех равно неудобных пресетов тот, который бесит меньше всего.
Не подают даже отключить чрезвычайно назойливую вибрацию, которой сопровождается любое второе событие в игре. Дотронулся до дверной ручки? Бз-з! Неприятель буянит в соседней комнате? Бз-з-з-з! Получил по башке? Бз-з-з-з-з-з! Помер? БЗ-З-З-З-З-З! Причем жужжат контроллеры раза в два-три мощнее, чем где-либо еще, доставляя хоть и легкий, но вполне себе дискомфорт.
* * *
Все равновелико отрадно видеть, что Outlast не теряет актуальности. Теперь можно со покойной душой скинуть все проблемы сиквела на сиквел и продолжать обожать оригинальную игру ничуть не меньше прежнего. Конечно, спустя годы видать, что периодически она слишком полагается на скримеры, заметны кое-какие костыли и условности, куда острее ощущается камерность, граничащая с низкобюджетностью – но в этом ее шарм, особый и неповторимый.
И подобный же специфический, как и новоявленная возможность посетить заброшенную психбольницу, не вылезая из-под одеяла.
Outlast
Да
Как вам игра? + 1
(2 положительных / 1 негативный)