Живо для платформы:
Пожалуй, самый колоритный кузнец в истории RPG.
Живо для платформы:
Пожалуй, самый колоритный кузнец в истории RPG.
Все приметы тактической японской RPG налицо и на лице: красиво нарисованные персонажи в пафосных платьях и с причудливыми причёсками путешествуют по глобальной карте, чтобы в основном зачищать подземелья в пошаговых сражениях. Да и сюжет что-то подозрительно напоминает: принц Кай из дома Лоренов (ну или не принц, но весьма похоже!) в компании близких друзей и сестёр пытается восстановить былое могущество своего королевства Аскалии, наследником какого он стал достаточно неожиданно даже для самого себя.
Однако в прочем тут есть некоторые отступления от проверенной годами формулы. Зачистка подземелий проходит в несколько этапов — помимо сражений там ещё непременно присутствуют текстовые квесты и отдых в лагере с возможностью вернуть в построение раненых и пообщаться со своими боевыми товарищами. В самих же свалках, помимо традиционного «атакуй в свою очередь за очки поступков, используй умение или зелье», есть и тактические элементы, взятые из The Banner Saga: урон может миновать раздельно по броне или здоровью, а по мере сражения мы накапливаем особую энергию, которая тратится на дополнительные действия или на Ultimate-способности, уникальные для любого персонажа.
Но ещё важнее, что в Regalia: Of Men And Monarchs присутствует чёткий стратегический элемент. Мы должны исподволь отстраивать своё погрязшее в долгах королевство, возводя и улучшая значительные постройки — таверну, кузницу, магазин, пирс, где можно рыбачить (какая же JRPG без рыбалки?). Истина, делать это разрешат только после того, как по сюжету или по мере укрепления вашего королевства в Аскалию пожалуют соответственные торговцы и ремесленники.
Но возведение и укрепление зданий не даёт разом же ожидаемые бонусы, а позволяет улучшать отношения (например, с ковалём или продавцом) и открывает возможность (только саму возможность, подчёркиваю!) получать новоиспеченные персональные награды от них. А потом ещё нужно провести с ними цельный день, поговорить по душам, помочь с каким-нибудь делом, чтобы наконец коваль стал делать для нас более мощную экипировку, а торговец — торговать более ценные предметы.
В Regalia: Of Men And Monarchs вообще сделан огромный ударение именно на выстраивании отношений с напарниками, со своими подданными и даже с иными государствами. Да, тут присутствует и дипломатия. У тех боевых товарищей, с которыми вы выстраиваете неплохие отношения, проводя с ними дни напролёт или принимая устраивающие их решения в ходе текстовых квестов, открываются новоиспеченные способности. А государства, которые вы поддерживаете, например в конфликте с соседями, по мере улучшения славы открывают доступ к уникальным предметам, способностям и персонажам, готовым примкнуть к вам.
Кая окружает множество симпатичных девиц, и они частенько ссорятся.
При этом с теми, кого вы не поддержали, кому уделяете меньше поре или кто, например, остался недоволен тем, что во время очередного текстового приключения вы разрешили обчистить корзину для пожертвований, а не сделать самому взнос, — взаимоотношения, соответственно, ухудшаются. Это не значит, что какое-нибудь королевство объявит вам брань или недовольный со скандалом покинет партию, — просто не получите их бонусы.
Прочертить день с напарником — это не фигура речи. Вы в буквальном смысле расходуете на возню с персонажами драгоценное игровое время. А оно в этой пошаговой RPG ни на секунду не останавливается и является значительнейшим ресурсом.
Дело в том, что на выполнение королевских квестов (построй столько-то домов, создай столько-то предметов), без которых не продвинуться дальше по сюжету, выделяется сурово ограниченное количество дней. При этом на путешествия по карте, на зачистку подземелий тратится от шести суток и вяще — в зависимости от их расположения и сложности. Также один день потребуется и на то, чтобы построить или улучшить то или иное здание. В итоге ты всегда находишься в определённом цейтноте и вынужден выбирать, как распорядиться выпущенным временем, какие отношения и постройки важнее.
Более того, тут есть численник, который показывает, в какой день тот или иной персонаж доступен для общения или торговли, а когда он изволит отдыхать. И это тоже доводится учитывать. Вернулись вы, например, из тяжёлого похода, времени немного, и вы хотите сразу же закупиться новыми предметами или «скрафтить» новоиспеченное оружие, а магазин или кузница закрыты…
Всего этого, согласитесь, уже достаточно, чтобы Regalia: Of Men And Monarchs потребовала неподдельный интерес. Но это ещё не все аргументы авторов. Помимо того что игра прекрасно выглядит и шикарно звучит (благодаря очень выразительному озвучиванию и оркестровому саундтреку), у неё ещё всё неплохо с чувством юмора. Во всём тут чувствуется более или менее благодушная ирония. Наставником Кая становится призрак его деда, который весьма любит пошутить и подколоть, одним из боевых напарников является натуральный призрак в доспехах, каким против его воли управляет как раз дух нашего умершего родственника, а здешний кузнец — это вообще смешной гламурный немец с миниатюрной собачкой на дланях.
Разные ресурсы для строительства мы находим в своих приключениях или покупаем в лавке.
Персонажи тут колоритные, и общение с ними — это не просто сухая погоня за персональными бонусами, а подлинно интересные, постепенно раскрывающиеся истории. Например, подольше пообщавшись с дочкой мрачного, молчаливого трактирщика (он может только мычать что-то неопределённое), я разузнал, что тот на самом деле ей не родной отец. Все эти подробности отношений (в том числе, удобопонятно, и романтических), характеристики персонажей, описания событий заносятся в особый кодекс, читать который можно долго и с удовольствием.
Особую отрада также испытываешь, когда побеждаешь в боях или эффективно решаешь текстовые квесты, сделав верный, как тебе кажется, выбор, нарвавшись не на драку, а на дополнительный эксперимент, ресурсы, необходимые для строительства и «крафта», или ценную экипировку.
Сражения в Regalia: Of Men And Monarchs сложные, зачастую отяжелённые разными особыми условиями (вроде «продержись столько-то ходов» или «доберись до точки эвакуации») и тем фактом, что павшие во пора зачистки подземелий товарищи возрождаются только во время одного-единственного привала. Потому приходится думать, использовать все тактические приёмы и умения и верно планировать поход — так, чтобы сделать привал как можно запоздалее и не выйти на решающую битву в неполном составе.
При этом все подземелья и сценарии, по каким они проходятся, тут уникальны — нет ни бессмысленного и беспощадного «рандома», ни изнуряющего «гринда».
В сражениях есть добавочные «челленджи», за выполнение которых нас премируют.
***
Regalia: Of Men And Monarchs — весьма приятный и неожиданный сюрприз, игра, где нужно и сражаться, и строить, и немало читать, и выстраивать отношения, и вести дипломатические переговоры, и даже наблюдать за тем, когда будут выходные у вашего кузнеца или торговца. Сегодняшнее, увлекательное и очень атмосферное приключение, которое я строго рекомендую всем охотникам ролевых игр — без разницы, японских или западных.
Плюсы: разнообразный и увлекательный геймплей, связывающий тактику, стратегию, текстовые квесты и социальные связи; сложные, но увлекательные сражения; отличный юмор; колоритные персонажи; большое смысл имеют отношения с напарниками и другими фракциями; нетривиальная ролевая система, выстроенная во многом на получении бонусов от различных персонажей; оркестровый саундтрек; симпатичная, стильно нарисованная картинка.
Минусы: дипломатия и стратегия всё-таки реализованы неглубоко.