Живо для платформы:
Море наступает медленно, но верно.
Живо для платформы:
Море наступает медленно, но верно.
На поздних этапах партии, когда на горизонте уже маячит культурная или научная победа, промзоны всерьёз вредят экологии — чадят угольные и мазутные электростанции, от заводов дым столбом. В вселенной Civilization VI это приводит не только к истощению ресурсов, но и к таянью льдов, из-за чего поднимается уровень воды в океане. Вот отчего прибрежные курорты с аквапарками, куда вложено столько денег и ходов, неумолимо уходят на дно, оставляя туристам лишь скучные музеи да театры.
В отличие от гибели огорода на болотах, такой потоп способен огорчить всерьёз. Но и от него есть верная защита — если играть не на островной карте, достаточно с толком выбирать места для основания поселений. Ведь потенциальные пояса риска заранее отмечены на карте. Да и защитных сооружений никто не отменял — и этим-то нас пытаются впечатлить авторы? Поразмыслишь, ярость богов. К счастью, перемены коснулись не одних лишь природных условий, но и других аспектов стратегии.
По традиции дополнение не обошлось без свежей порции наций и лидеров, причём один из них — Элеонора Аквитанская возглавляет как французов, так и британцев. И у каждого народа по-прежнему свои козыри в рукаве: например, за маори преимущество в освоении морей, Финикия умеет выносить столицу, а инки, как и в пятой части, бродят по горам как по полю. Но особой силой, о которой стоит поговорить раздельно, наделены Венгрия и Турция. Обе фракции выразительны до дисбаланса и наверняка покорят сердца геймеров, предпочитающих матчи против «сложного» ИИ. Потому что в сетевых играх таких противников нередко выносят за скобки — как шошонов из Civilization V.
Губернатор Ибрагим доступен только туркам — он хорошо дополняет солдафона Виктора и может строить происки за границей.
Венгры под руководством короля Матьяша имеют сокрушительную кавалерию и серьёзный бонус к производству за строительство сквозь реку от столицы. Кроме того, апгрейд для нанятых в городах-государствах рекрутов ничего не стоит — воюй не хочу. Лишь как удержать под контролем захваченные города? Ведь после выхода Rise and Fall совладать с ними не так уж просто: без радикальных мер лояльность упадает до тех пор, пока жители не провозгласят независимость, изгнав оккупантов. В подобных ситуациях очень кстати преимущества турок и их лидера, султана Сулеймана. Кроме того, в распоряжении Османской империи уникальный губернатор Ибрагим, берберские пираты, бомбарды и отряды янычар — весомое подспорье для завоеваний в огнестрельную эпоху.
Гордостью и красой стратегии сделалась обновлённая дипломатия. Дело даже не в том, что авторы вернули политическую победу — решение и так давно напрашивалось. Просто эта доля геймплея в кои-то веки начала генерировать действительно интересные ситуации. Gathering Storm позволяет накапливать очки, сообщающие вес вашему голосу на международной арене, — ими можно торговать, словно товаром, но лучше приберечь до заседания Конгресса. А там уж дать волю коварству. Охота усложнить житье соседу, отъевшемуся за счёт караванов в другие страны? Влепите ему торговые санкции. Мало довольства в городах? Сделайте так, чтобы негустой ресурс из ваших запасов приносил дополнительную радость жителям.
Одним махом пятерых побивахом.
Интрига круто набирает витки во время вооружённых конфликтов. Агрессор с запасом очков дипломатии волен провалить голосование по поводу кризиса — события, когда против милитариста объединяется тяни мир. Причём за выполнение особых условий (например, возврат захваченного города пострадавшей стране) герой получает солидную награду. И навыворот, если атаковали вас, никто не мешает дать отпор на внеочередном съезде — создать союз против врага и огребать жар чужими руками. Порой возникает выбор: ворваться в склоки соседей или всё-таки помочь себе любимому. Потому что отныне в ходу гуманитарная поддержка от других стран во время природных катастроф. При удачном исходе участники поделятся даже с тем государством, которое богатом их всех, вместе взятых.
Конечно, лидеры под управлением ИИ нисколько не поумнели. Нарваться на внезапную войну в «Цивилизации» всё ещё несложнее простого. Зато появились веские поводы не лезть на рожон самому, а дождаться, когда начнут выяснять взаимоотношения другие нации. И тогда уж поддержать на голосовании кризис, без каких-либо штрафов вторгнуться на чужую территорию и прирастить к своей империи провинцию-другую. Вариантов тут масса — благодаря им дополнение здорово разнообразит процесс, а дипломатия наконец-то начала работать как надо.
Сообщают, дьявол — в мелочах. Civilization VI в её нынешнем виде блестяще это доказывает. Речь не о добавке контента вроде наций, юнитов, чудес, а, скорее, о полировке геймплея. Авторы вернули в города очередности строительства, добавили к дипломатическим требованиям ещё и обещания, сделали каждого шпиона уникальным, превратили технологии XXI века в подобие лотереи — куцей, довели до ума всё, до чего дотянулись.
Получается, до настоящего релиза шестая «Цивилизация» добралась только с выходом Gathering Storm — до этого обожатели имели дело лишь с черновиком полноценной стратегии. Но нам не привыкать: вспомните, как расцвёл предыдущий выпуск сериала после Brave New World. То же самое случилось сейчас. Игра обрела целостность и избавилась от чертовски скучных моментов. Взять бы ещё где-нибудь сотни часов на вечерние медитации под голос Шона Бина (Sean Bean).
Плюсы: авторы добавили наций, чудес, юнитов, технологий и разом две механики — природные события и дипломатию за очки; все аспекты геймплея, от застройки городов до шпионажа, обросли новыми нюансами, среди каких нет ни одного лишнего.
Минусы: в игре по-прежнему есть дисбалансные нации; от природных катаклизмов ожидаешь большего.