Наименование: Singularity
Разработчик: Raven Software
Зарубежный издатель: Activision Blizzard
Издатель в России: 1С-СофтКлаб
Системные заявки: P4-2.8, 1 GB RAM, 256 MB 3D Card
Рекомендовано: P4-3.5, 2 GB RAM, 512 MB 3D Card
MultiPlayer: LAN (12), Internet (12)
Жанр: Action, First Person Shooter
Игра вышла: 23.06.2010
Рейтинг: 7.5
Наш миролюбивый атом
“Сингулярность – область пространства-времени,
в которой кривизна пространственно-временного континуума
обращается в бесконечность или терпит разворошив”
Википедия
О судьбе Raven Software уже давно надо бы придумать какую-либо слезливую драму. Будучи в числе первопроходцев жанра first-person shooter (классические HeXen и Heretic – их рук дело!), разработчики довольно жестко очертили круг своих интересов, полностью фокусируясь на экшенах. И какое-то пора все было хорошо. А временами – даже очень хорошо (довольно вспомнить нестареющие Soldier of Fortune и Jedi Knight: Jedi Academy)!
Если затворить глаза на поделки по кинолицензиям, то кривая неудач для “воронов” завязалась примерно с Quake 4, который был воспринят народными массами, прессой, да и самой id Software немало чем прохладно. Затем было продолжение “Вульфенштейна”, в котором градус фана снизился еще на чету делений. В воздухе запахло жареным. Singularity – лебединая песнь студии, от исполнения какой, вполне вероятно, будет зависеть дальнейшая участь разработчиков. Впрочем, что-то я заволок со вступлением – в зале уже начали зевать. Итак, пристегните ремни – мы начинаем.
…А после что-то пошло не так
Честно говоря, пресс-релизы вкупе с бесчисленными трейлерами оставляли надежду, что уж на этот раз “вороны” не станут прикручивать сюжет для галочки. Но, увы, в студии разрешили не изменять традиции.
На дворе, как ни странно, вполне себе наше пора, 2010 год. Небольшой отряд разведки особого назначения США направляется к побережью Камчатки, надеясь отыскать там нечто. Изумительно, но нечто они все-таки находят – секретный, заброшенный остров под наименованием Каторга-12, на котором Сталин при поддержке светлейших разумов советской науки разрабатывал очередное супероружие против Америки (кто верно сосчитает количество штампов, получит плюшку). В 50-ых годах прошедшего столетия на этом острове обнаружился материал, свойства какого способны заткнуть за пояс всякие тибериумы и Т-вирусы совместно взятые. С помощью Элемента-99 (или просто Е99) советские ученые бывальщины в одном шаге от того, чтобы научиться управлять гравитацией, вольно перемещаться во времени и пространстве и даже победить старость и, вероятно, смерть. Разумеется, Е99 был интересен партии далеко не как феномен или новоиспеченное чудо света – на острове, не отходя от кассы, тут же начались многообразные испытания нового элемента в военных целях. А потом что-то пошло не так…
Несмотря на оглушительные слова пиарщиков и интригующие возможности, сюжет Singularity неимущ и до безобразия вторичен. Тенденция к тому, чтобы напихивать в игровые истории побольше затертых до дыр ходов и нравов (и при этом еще надеяться, что все это как-нибудь само заработает), ни к чему неплохому как не приводила, так и не приводит. Singularity не обошелся без: суперэлемента с убер-возможностями; противостояния двух умнейших ученых, одинешенек из которых помогает герою, а второй становится его заклятым неприятелем; девушки из британской спецслужбы; сторонней организации MIR-12, какая наводит еще большую тень на плетень.
В принципе, к размашистой “клюкве” в видеоиграх мы уже давным-давно привыкли (начиная от Red Alert и заканчивая Modern Warfare 2), так что никаких патриотических эмоций очередная бредовая фантазия сценаристов не затронула. Беда в том, что кроме этого, по доли сюжета, в игре-то больше ничего и нет. Да, возможно, смотреть глазами западного человека на все это все еще увлекательно: повсюду бюсты Сталина и Ленина, статуи с изображением серпа и молота, агитационные плакаты и прочая атрибутика “как бы того поре”. Но лично у меня, кроме мимолетной ухмылки, все это позерство ничего не породило.
Наконец, по доли подачи сюжета в Raven Software опять же решили не заморачиваться: нескончаемые записки и блокноты, аудиомагнитофоны с предсмертными воплями, кем-то начерченные предостережения на стенах – немного того, что все это уже порядком приелось в современных играх, так в Singularity оно еще и попадается буквально сквозь каждые два метра! Видимо (это лишь мое предположение), разработчики силились создать некое подобие атмосферы за счет использования этих компонентов и отчего-то решили, что драматургия сродни арифметике, где два плюс два всегда будет равновелико четырем. Увы и ах – на назойливые тетрадные листки и пленочные магнитофоны перестаешь обращать внимание уже после первого часа игры.
В ясное будущее коммунизма – вместе с TMD!
Уже по первым трейлерам Singularity было удобопонятно, что мы получим типичный шутер “одной идеи”. Иными словами, разработчики мастерят ставку на одну какую-то фишку (чаще всего в таких случаях – на новоиспеченную технологию, хитро интегрированную в геймплей), и дальнейший успех уже зависит от того, сработает она или нет.
И всех нас, разумеется же, интересовало, что будет представлять собой разрекламированное устройство для манипуляции порой – Time Manipulation Device (TMD). Примерно после полутора часов прохождения в наши длани попадает небольшой агрегат, чем-то похожий на приспособление для запуска паутины у Человека-Паука. Сие чудо техники, как и было обещано, подлинно умеет “старить” и “омолаживать” некоторые объекты и… собственно, пока на этом все. Отрада открытия быстро сменяется чувством негодования – все немногочисленные(!) предметы, которые мы можем перемещать во времени, повинуются банальной воле скрипта. Разумеется, при таком подходе нас ожидают такие нелицеприятные вещи, как тотальное засилье одинаковых объектов, а также практически полное отсутствие вариативности при прохождении (а ведь какие открывались перспективы!). Все свелось к банальным загадкам в манере “состарить ящик, засунуть под решетку, омолодить, пробежать в показавшийся проход”. Да, есть приятные мелочи вроде возможности вернуть какой-либо разбитой бутылке свой первозданный вид или, “омолодив” ящик, забрать из него содержимое, но подобных образцов в игре чертовски мало.
Разумеется, управление временем можно применять и в бою. Но тут все и вовсе прозаично: рядовых солдат и мутантов TMD превращает в костяки или разносит на куски, тогда как более крупным товарищам попросту наносит большие повреждения. И даже никакой изюминки с визуальной точки зрения – так дезинтегрировали неприятелей мы еще в первом F.E.A.R..
Вторым применением TMD является манипулирование гравитацией. Этот апгрейд попадает нам в длани чуть позже, но восторженных реакций и ему не вызвать: все это уже было, жутко сказать, аж в Half-Life 2 (при том, что трюк с отбрасыванием летящей в нас ракеты Raven Software преподносит чуть ли не как откровение). Неужели что позабавила возможность отнять у противника щит, и, прикрываясь им же от пуль, хорошенько в кого-либо запустить этим подарочком.
Удивительно, но самые интригующие возможности TMD остались за кадром помпезных презентаций. Как вам, к образцу, возможность вызвать поле, которое внутри себя почти целиком останавливает время? Или возможность превратить одного из солдат противника в мутанта? Подобные предметы, несмотря на то, что о них разработчики умалчивали, привносят в игру хоть какую-то вариативность, что не может не веселить.
Упомянем напоследок еще парочку функций TMD, а именно: сильнейший импульс, разрывающий неприятелей на части в ближнем бою, и хроно-пинг, показывающий следы нашего альтер-эго из грядущего и не дающий нам сбиться с пути истинного.
Без вездесущей прокачки в Singularity, само собой, не стало. За местную валюту (в роли которой как раз и выступает Е99), мы можем прокачать в особых терминалах как характеристики героя (жизнь, емкость батареи TMD, спринт), так и получить многообразные перки (вроде увеличения количества патронов, выпадающих из противников). Плюс, есть возможность усилить сам TMD: к примеру, сделать импульс более мощным, а стазис-поле – немало длительным и объемным.
Убить красиво
Не стоит думать, что кроме как из TMD, в Singularity вяще не из чего стрелять. Уж в чем в чем, а в концептуальных средствах умерщвления себе подобных “вороны” достоверно съели слона. Как вам, например, винтовка, чьими пулями можно править на лету? Или коломет с взрывающимися боеприпасами и термальным прицелом? Да что там – даже классические пушки (револьвер, машина, дробовик, снайперка) здесь выглядят как произведения искусства! Модели одновременно и гротескные и стимпанковские – с грудой каких-то шестеренок, проводков и внешних механизмов.
Огорчает лишь то, что герой может владеть при себе только два вида одновременно, что категорически мало. С иной стороны, на нашем пути время от времени попадаются ящики с оружием, в каких можно выбрать любой единожды подобранный ствол, приобрести к нему патроны, а также улучшить характеристики (последнее делается уже не за “денежки”, а за специальные сундучки с запчастями, встречающиеся редко).
Несмотря на то, что геймплей игры идет по ступням предыдущих игр от Raven Software (коридор-уровень, единственная активная задача, безальтернативность прохождения), в цельном игра воспринимается довольно бодро – и все благодаря перестрелкам. Сноровисто манипулируя TMD вкупе с возможностями неординарных стволов, битвы получаются сочные, зрелищные, с взрывами (бочки с горючим и азотом прилагаются к любой карте) и прочей пиротехникой. Враги не могут похвастать смышленностью, но, по крайней мере, отличаются поведением – особенно это заметно среди мутантов (представлены как обычные зомби-уродцы, так и твари, способные телепортироваться или даже становится неуязвимыми на куцый срок). Битвы с боссами получились красивые и яркие, но чересчур уж простые – традиционные “красные пятна” (как вариант – синие) на здоровяках отстреливаются скоро и без особых проблем.
Наконец, пара слов о мультиплеере, какой выступает не более чем довеском к основному контенту: два командных порядка игры, несколько неплохо сбалансированных карт, традиционное разделение на классы. Из любопытных возможностей: игра за мутантов, а также использование TMD (у любого класса – со своим режимом работы).
Ну очень гиблое пункт
С технологической точки зрения, Singularity выглядит крайне удивительно. С одной стороны, здесь очень красивые спецэффекты, детальные модели вооружения, грамотный дизайн степеней. С другой стороны, геометрия окружения, текстуры, свет, интерактивность – как будто слизано с того же Half-Life 2 (даже небосвод сделано по принципу “скайбокса”!). Но, как бы там ни было, у Singularity вполне получается представить покинутое, гиблое место. А, учитывая, что по ходу игры мы будем частенько мотаться между пятидесятыми и натуральным, игра правдоподобно показывает нам, как было и как стало.
И конечно, в игре от Raven не стало без “мяса” (первооткрыватели “расчлененки”, как-никак): под нашим шквальным огнем у неприятелей отлетают ручки-ножки, деформируются тела; а если в кого-нибудь кинуть бочкой с азотом, то грех этого “кого-то” после не разорвать на кучу маленьких медвежат.
Музыкально-звуковое сопровождение достоверно подчеркивает настроение и атмосферу. Отдельный приз разработчикам за звуки мутантов – то, с чем не справляется графика, у Raven Software вышло передать разнообразными стонами, воплями, чавканьем и прочими натуралистическими деталями из жизни местного населения.
В первый раз поймал себя на думы, что игре на ПК мультиплатформенность пошла на пользу. Управление удобное и крайне емкое – к образцу, мы одной и той же кнопкой перезаряжаем ствол и взаимодействуем с окружающей окружением. Как говорится, ничего лишнего.
Потерянный во времени
Что ж, мы получили трагическую историю с весьма точным названием. Продукт Raven Software сам потерялся во поре и пространстве. Перед нами – боевик “старой школы”, где существование поправляется аптечками, патроны и валюта разбросаны в самых неожиданных пунктах, а прохождение не обойдется без крупногабаритных боссов. На фоне глянцевых блокбастеров и потугам к отворённому миру, Singularity – настоящее путешествие в прошлое, как в положительном, так и в негативном плане.
И хотя все эти игры со временем – не более чем театральная постановка, всем охотникам провести вечер за хорошим боевиком я бы категорически не рекомендовал пропускать Singularity.