Как уже сообщал GameMAG, в декабре на русском стиле увидит свет первая книга из серии «История Nintendo», изданием которой занимается издательство «Белое яблоко». Предзаказ отворён в магазине Videoigr.net.
Автором книги является французский историк видеоигр Флоран Горж, однако, как он сам признается в предисловии, эта книжка стала возможной только при сотрудничестве с главными коллекционерами Nintendo в мире — французом, голландцем и японцем. Давайте посмотрим на собрание одного из них — японца Исао Ямадзаки!
«Меня зовут Исао Ямадзаки, мне уже 42 года и я живу в Токио. Получаю на жизнь созданием сайтов.
Ластики в форме Game & Watch. С них началась коллекция Исао Ямадзаки
Вещи по Nintendo я начинов собирать свыше 30 лет назад, в 1982 году. Первыми моими “нинтендовскими” продуктами были ластики, сделанные в стилистике Game & Watch. Плюс на них была стереопечать, благодаря какой рисунок менялся в зависимости от угла, под которым нужно смотреть на сам рисунок.
Ластики, стилизованные под картриджи для Famicom
После я стал собирать ластики, стилизованные под картриджи Famicom. Они выглядели как самые настоящие носители, но только миниатюрные, и даже бывальщины упакованы в специальные коробочки. Их производила не сама Nintendo, но в детстве я думал иначе.
Поскольку у моих родителей не было немало денег, чтобы купить мне какую-нибудь игру из серии Game & Watch или Famicom, свою горечь я гасил тем, что собирал эти ластики. Плюс тогда же я обожал резаться в настольные нинтендовские игры или же ходил к друзьям, чтобы поиграть в их Game & Watch.
На сегодняшний день для полноты собрания Game & Watch Ямадзаки не хватает собрать буквально несколько моделей
Игры для Famicom я начал собирать где-то в 1985 году. Тогда все мои товарищи не уделяли особого внимания картонным коробкам, в которых продавались картриджи, и просто их выбрасывали. Но мне они нравились, и я их аккуратно экспонировал у себя в комнате.
Когда все мои друзья уже вовсю фанатели от Super Famicom, я начал серьезно собирать игры для Famicom и Game & Watch. В то пора магазины игрушек и видеоигр продавали их буквально за копейки, стремясь от них побыстрее избавиться! Поэтому я по дешевке скупал все те игры, о каких раньше мечтал. Одним словом, когда все вокруг кайфовали от новых 16-битных игр, я кайфовал от коллекционирования старых 8-битных игр.
Так выглядит доля коллекции Исао Ямадзаки
Коллекционировать я начал просто потому, что мне нравились нинтендовские игры, и я очень хотел в них поиграть когда был дитятей. Упаковка этих игр была очень простой, но клевой. У них было схожее оформление и цвета, что тоже добавляло наслаждения собирательству. И, конечно же, нинтендовские игры зачастую были куда лучше игр других создателей.
Я тогда откровенно изумлялся, почему у Nintendo получается создавать такие веселые игры, а у других этого не получается. А потом и вовсе осознал, что с самого своего рождения я играл в нинтендовскую продукцию: все завязалось с ханафуды, потом были игральные карты, а затем и Game & Watch. Поэтому, естественно, я хотел узнать побольше о самой Nintendo.
Но когда я пожелал поближе познакомиться с ее прошлым, то оказалось, что это очень сложно сделать. Книг не было, толковых статей тоже, в каких бы рассказывалось о периоде до появления Game & Watch (1980). Это было очень странно, потому что история Nintendo насчитывает свыше 120 лет! Потому я решил, что буду самостоятельно искать корни знаменитой философии веселья Nintendo.
Будучи студентом, я три года все свое независимое время просиживал в крупнейшей библиотеке Японии. Я просмотрел свыше 1000 публикаций и нашел множество очень престарелых нинтендовских игрушек, которые создавались задолго до Game & Watch.
Я хотел отыскать эти игрушки, чтобы поиграть в них. И я заметил, что во многие из них я играл в детстве, просто тогда я совершенно не знал, что они были произведены Nintendo.
Исао Ямадзаки и нинтендовская игрушка из серии N&B Block
В 1997 году я прочёл биографию Гумпэя Ёкои под названием «Игровой дом Гумпэя Ёкои» (横井軍平ゲーム館). Читать ее было очень интересно, и вот тогда я разрешил собрать ВСЕ нинтендовские игры и игрушки. Я начал путешествовать по японским магазинам игрушек, пытаясь отыскать различные престарелые вещи Nintendo.
К тому же я был первым в Японии, кто издал книгу об истории Nintendo. Причем она базировалась на найденном мною материале. Она была выпущена в конфигурации самиздата в 1997 году.
Музей Nintendo
Спустя 10 лет, в 2007 году, я был вовлечен в организацию выставки «Музей Nintendo» в большенном универмаге в Осаке, неподалеку от Киото. То событие стало одним из самых счастливых в моей жизни и самым ослепительным воспоминанием как коллекционера. Я официально разрешил Nintendo использовать мою коллекцию в рамках выставки. Это была первая в мире подобная выставка и впервые люд могли увидеть очень старые экземпляры нинтендовской продукции!
Выставка «Музей Nintendo» прошла в Осаке в 2007 году. Она продолжалась всего 11 дней
Я отвечал за весь проект и отдельно занимался организацией секции «До Famicom». Благодаря поддержки других фанатов Nintendo выставка получилась очень хорошей. Мой друг Флоран Горж там тоже участвовал.
Мои излюбленные предметы из коллекции
Love Tester
Это был первый нинтендовский продукт, в котором была задействована электроника. Он был создан Гумпэем Ёкои для взрослых. Продавался по стоимости в 1 800 иен и шел в комплекте с черным кожаным мешочком (надо полагать, на какие-нибудь свидания).
Работая всего от одной пальчиковой батарейки, Love Tester мог измерять степень «любви» между двумя людьми. Для этого парочка должна была взяться за руки, а другой парой рук взять металлические чашечки (в реальности это конструкция измеряло проводимость пары). В 1960-х годах японское общество было все еще консервативным, поэтому чтобы людям тогда взяться за длани, нужно было иметь хорошие на то причины. К тому же Love Tester стала первой игрушкой, при создании какой был применен знаменитый подход Ёкои «нестандартное применение устаревшей технологии», который затем лег в основу ДНК компании Nintendo.
Наверное, тут стоит подробнее объяснить, что такое «нестандартное применение устаревшей технологии». Развлекательные продукты не особо нужны для существования. Даже если это очень навороченный продукт. Технологи и инженеры любят играться с передовыми технологиями и на их базе основывать свои новые продукты. Однако, как правило, новые технологии оказываются дорогими и непрактичными, потому что с ними могут управляться лишь отдельный люди.
С другой стороны, если технология уже проверена временем, она уже практична, да и цена ее оказывается куда дешевле при массовом производстве.
«Нестандартное применение устаревшей технологии» — это идея создать что-то новоиспеченное, комбинируя обкатанную и знакомую технологию по-новому. Фундаментально, философия Ёкои лежит в основе Nintendo. Например, в Ray Gun SP использовались солнечные батарейки в качестве сенсоров для мишени. Или, так, в Game & Watch дисплеи на жидких кристаллах, которые до этого использовались только в калькуляторах, были превращены в игру. В Nintendo DS отыскала применение технология тачскрина, которая до этого применялась только в банкоматах и первых электронных записных книжках. Причем в этой консоли она задействовалась задолго до основы ее использования в мобильных телефонах.
Продажи видеоигр зависят от продуктивности и затрат. Чем быстрее и дешевле ты произведешь продукт на базар, тем больше денег заработаешь. И обкатанные технологии позволяют достигать этого гораздо эффективнее.
Другие предметы из моей собрания, которые я люблю, все подписаны ключевыми сотрудниками Nintendo, с которыми я также фотографировался.
Например, на фотографии выше, вы можете увидать мой Famicom, подписанный его создателем Масаюки Уэмурой. Этот подписанный Famicom для меня дороже любого сокровища.
Вероятно, один из самых любимых предметов моей коллекции – плакат Nintendo Playing Cards, напечатанный в начале 1900-х. Все ведают, что ханафуда и игральные карты были отправной точкой в жизни Nintendo, и вся продукция компании того времени как раз представлена на этом плакате.
Плакат есть в очень хорошем состоянии и дизайн у него очень хороший, поэтому вряд ли кто-то может поверить, что он так старый! После моей жены и моего сына, этот плакат, наверное, является той вещью, которую я обожаю больше всех на свете. Он мне достался лет двадцать назад от одного коллекционера ханафуды. За него я отдал сумму, за какую мог бы купить хороший автомобиль.
Да, я помогаю Флорану Горжу в его серии книг «История Nintendo», но и сам являюсь автором уже пяти книжек, посвященных Nintendo. Правда, они доступны только на японском языке. Надеюсь, когда-нибудь соберу большую и толстую книжку.
Вообще, писать книгу про историю Nintendo – задача не из легких. Потому что до нас никто ничего подобного не делал. И нет никаких особых архивов. Потому приходится историю собирать по кусочкам.
Помню, в самом начале я написал большое, на пяти страницах, письмо в Nintendo, в каком задал все интересующие меня вопросы. На что получил очень вежливый ответ, что у них нет никаких архивов. Поэтому я решил все узнавать самостоятельно.
Что я вяще всего хочу заполучить:
Я до сих пор ищу массу предметов для своей коллекции! Вот пятерка самых желанных, в порядке приоритета:
1. Автограф Хироси Ямаути! Я бы, разумеется, хотел бы заполучить его вместе с фотографией, но это, к сожалению, уже невозможно. Вы можете считать меня психом, но я действительно его люблю. Без него никакой бы Nintendo не было. Можно даже сказать, что именно он создал ту Nintendo, которую мы все сегодня знаем. Он был тем, кем Стив Джобс был для Apple. Ну и после, Стив Джобс мой второй кумир после Хироси Ямаути.
2. Disk Writer. Эта машина была разработана лишь для Японии и позволяла геймерам перезаписывать игры на специальные дискеты.
Одна из самых редких моделей Game & Watch. Была выпущена в честь торговли 20 миллионов Game & Watch. Дизайн был сделан лично Гумпэем Ёкои. В широкую продажу эта модель не поступала
3. Знаменитая версия Game & Watch «20 000 000». На лицевой доли этой модели изображены все персонажи Game & Watch. Таких версий Гумпэй Ёкои сделал всего несколько штук – в качестве дара друзьям и коллегам.
4. Первая модель карт, выпущенная Nintendo Playing Cards. Ну и, конечно же, если это вообще реально, все версии нинтендовских карт ханафуда.
5. Cross Over. Один-единственная игрушка, придуманная Гумпэем Ёкои, которой у меня до сих пор нет.
Байки коллекционера
У меня их за все время моего увлечения скопилась цельная куча. Конечно же, есть истории, когда я жутко опростоволосился. Например, как-то раз на интернет-аукционе я увидел два больших листа с неразрезанными престарелыми игральными картами Nintendo. Такие вещи встречаются чрезвычайно редко, а я тогда просто забыл сделать ставку! И когда было уже поздно, особенно когда я увидал, по какой низкой финальной цене они были проданы, я в буквальном смысле расплакался!
Помню, как еще в студенческие годы обожал ездить по крошечным магазинам игрушек, которых много по всей Японии. Я тогда интересовался историей Nintendo и пытался отыскать какие-либо редкие старые игрушки. И как-то раз набрел на магазин с горой пыльных Game & Watch. Все они были абсолютно новенькими! Продавец предложил мне отдать любую за 1000 иен. Тогда мне показалось, что это слишком дорого, и я на его предложение ответил отказом. Можете себе представить, как я сейчас жалею?!
У меня есть ребяческая коляска производства Nintendo. Это очень редкая вещь, она продавалась более 40 лет назад.
Лет десять назад я наткнулся на снимку этой коляски у кого-то в блоге. Человек ее нашел, когда разбирался у себя в кладовке, сфоткал и выложил в блог. Я разрешил ему написать, спросить а так ли сильно ему нужна эта коляска. На что получил ответ, что могу забрать ее даром, поскольку он ее все равно собирался выкидывать. Вы не воображаете, насколько я был счастлив, что мне досталось такое сокровище. С того момента такой продукт больше никогда не встречался, и я даже не ведаю, есть ли эта коляска еще у кого-то.
И последняя байка из моей жизни касается того момента, когда я впервые увидал на интернет-аукционе в продаже модель «20 000 000 Game & Watch». Тогда никто и не знал, что это за модель, и я тоже подумал, что это какая-то пиратская имитация. Поэтому я (как и большинство других коллекционеров Game & Watch) не сделал ставку. И в итоге предмет этот был продан по весьма низкой цене. А спустя несколько недель я узнал, что это на самом деле было такое…
Напоследок
Я никогда не был за рубежом. Да и по-английски толком не сообщаю. Еще несколько лет назад я даже не интересовался культурой других стран, но когда мы познакомились с Флораном Горжем из Франции и его товарищами, такими же фанатами Nintendo, мне стало интересно, как живут люди в других странах. Через увлечение историей Nintendo я завел масса друзей по всему миру. Надеюсь, что их со временем будет становиться только больше. Я люблю делиться своей страстностью с окружающими.
Читайте также: Бесконечная история. 30 лет Final Fantasy – Часть 1.
Читайте также: Бесконечная история. 30 лет Final Fantasy – Доля 2.