Живо для платформы: , The Binding of Isaac и Deus Ex с изрядной примесью анархии в духе GTA. Согласитесь, уже от одного сочетания этих литеров и названий в одном предложении может снести крышу, а ведь это ещё и действительно неплохо реализовано в самой игре!
Истина, меньше всего это касается сюжета. Он, как и во многих «рогаликах», тут для галочки — хотя обладает и своей логикой, и даже различными концовками. Фабула проста, но иронична. Безымянный футуристический город с трудом переживает пришествие нового мэра, какой сразу после вступления в должность собрал собственную армию, а главное, ввёл сухой закон и запретил алкоголь даже до 23:00. Природно, страждущий плебс организовал сопротивление произволу властей, и вот в это тайное революционное движение мы и вступаем.
Затем выбираем класс персонажа и пускаемся выполнять миссии в случайно сгенерированных городских локациях. Да, в отличие от большинства «рогаликов», в Streets of Rogue мы действуем в условиях густонаселённого города, каким управляет сложный ИИ, поэтому все горожане тут живут своей жизнью. Работают магазины, библиотеки, залы игровых машин, клубы и воровские притоны. Где-то работорговцы держат людей взаперти, в какой-то лаборатории учёные проводят эксперименты, где-то бандиты сражаются друг с другом за сферы влияния. И повсюду патрулируют копы.
Начинаем мы, как водится, с трущоб, после попадаем в заводские районы, в парк, в деловой центр и в пригород. Каждый квартал разбит на несколько уровней, и всюду мы должны сначала выполнить все условия и задания, а потом пройти в лифт и проехать дальше. Задачи просты — кого-то отпустить или, наоборот, нейтрализовать, раздобыть какой-нибудь предмет или активировать переключатели. Но вот выполнить их не так-то просто — все цели, как правило, есть под охраной. И добраться до них можно самыми разными способами.
Здесь можно включить специальный режим для быстрого прохождения.
Классовое неравенство
Эта вариативность в первую очередность зависит от выбранного класса, его возможностей, а также от наличия тех или иных гаджетов. В Streets of Rogue сейчас доступны аж 26 классов. Боец, бандит, вор, хакер, киллер, доктор — тут всё более-менее понятно. Но ведь есть ещё бомж, каннибал, вампир, работорговец, инопланетный оборотень, инвестиционный банкир и даже горилла, зомби, комик, пожарный, бармен…
Природно, у каждого — свои особенности и уникальные способности. В чём сильны хакеры, воры и солдаты, объяснять, думаю, не стоит. Но у них есть и свои минусы. Вор, так, умеет тырить из карманов у всех подряд (даже у копов, если они стоят к нему спиной), почти бесшумно и скоро открывать окна и пролезать в них. Врагам в воришек труднее попасть, а у коллег-медвежатников можно покупать гаджеты вроде отмычек со скидками. Но хозяева различных заведений, едва заметив нашего персонажа, сразу начинают орать и требовать убраться вон. Впрочем, несмотря на это, собственно вор на начальных этапах кажется едва ли не самым сильным классом.
Какая твоя цель в жизни?
Более экзотические специалисты способны столь же экзотически изумлять. Горилла, например, чрезвычайно сильна в ближнем бою, но с ней никто не хочет дружить и разговаривать — а это важно, ведь на каждом степени есть торговцы, доктора, способные подлечить, и праздношатающиеся NPC, которых можно нанять в свой отряд, чтобы те носились повсюду за вами, сражались и принимали на себя удары встревоженных охранников или копов. Поэтому горилле сначала необходимо обзавестись универсальным переводчиком с обезьяньего на человеческий и обратно.
Также у каждого класса есть свой глобальный квест. Зомби желают как можно больше людей заразить, вампиры — покусать, каннибалы — сожрать, комики — рассмешить и так далее. А вот инвестиционные банкиры в здешнем мире — поголовно наркоманы, поэтому цель жизни для этого персонажа заключается в том, чтобы достигнуть эйфории, как можно длиннее поддерживая высокий уровень наркотиков.
Использовать голограмму йети? Обычное дело в этой игре!
Творческий подход
В итоге прохождения за различные классы реально отличаются друг от друга. Да и задания, как вы понимаете, можно выполнять совершенно по-разному. Хакер удалённо взломает запертые двери и проберётся к необходимому сейфу или персонажу, вор вскроет отмычкой, а горилла просто постучит в дверь, дождётся, когда кто-то откроет и выйдет поговорить, и попросту вломит битой без лишних слов. Можно также нанять бомжа и попросить его отвлечь охрану. Или разговориться с секьюрити и отвлечь его анекдотом. Или вселиться в тело привратника.
Также никто не запретит вам впрыснуть в вентиляцию какую-либо отраву или, например, дозу местного озверина, превращающую охранников в берсерков, которые мутузят всех подряд (и товарищ друга) и проламывают стены оружием, телами или собой. Или выкурить их из нужного помещения дымом от сигарет (опять же кинутых в вентиляцию), а на выходе разбросать банановую кожуру либо противопехотные мины. Вариантов масса — всё зависит от фантазии, смекалки и присутствия нужных гаджетов.
Главное, чтобы вас не заметили патрули копов, охранников, бандитов, учёных и прочих рабовладельцев. Убегая, хакер может оставлять свои голограммы-двойники, вор готов спрятаться за углом в коробке (он вечно носит её с собой), а, например, у доктора изначально есть ружьё-транквилизатор, которым очень удобно останавливать врагов, никого не убивая.
То есть комплект экипировки у каждого класса тоже уникален. Хотя потом тот же вор сможет раздобыть, подобрав или купив, и те гаджеты, какие ему изначально недоступны. Список оружия тоже впечатляет — тут и уменьшающие лучи, и бумбоксы, и капканы, и даже кухонные комбайны.
Русская локализация есть, но и без неё в цельном всё понятно.
Куриные наггетсы как путь к успеху
Ещё больше индивидуализировать каждое прохождение получится, если включать или отключать мутаторы, меняющие обстоятельства на уровнях. Например, так можно существенно облегчить игру — исчезнут полицейские патрули, оружие не будет ломаться, бомбы не смогут вам навредить, нанятые напарники научатся переходить с вами на вытекающие уровни, и им нельзя будет наносить случайный урон. Или вы получите возможность после гибели персонажа попробовать наново с самого начала уровня — на это выдаётся три попытки.
Теми же мутаторами вы вольны серьёзно усложнить и без того достаточно хардкорное прохождение. Зомби, оборотни и прочие неприятности на любом уровне? Усиленная у оружия или вовсе его полное отсутствие? Все тела при падении взрываются? Ограничение по времени? Легко, веселитесь на здоровье!
Отдельный из этих вещей открываются в качестве особенностей характера, которые вы можете взять при получении героем нового степени, — к примеру, та же неуязвимость к взрывам. Но чтобы многие из таких черт были доступны, сначала их нужно разблокировать на базе за особую валюту — куриные наггетсы. Их мы получаем за выполнение важных заданий, получение уровней и переход на следующие локации. За них же на базе разрешают открывать разные награды и объекты экипировки.
В общем, получается полное раздолье для творчества — особенно весело это играется в локальном или онлайновом кооперативе с участием до четырёх человек. Ещё веселее, когда зрители стрима голосуют за то, какие мутаторы будут осложнять ведущему существование и какие бесполезные черты характера ему достанутся на новом уровне.
Вот это и называется «сделать всё чужими руками».
***
Streets of Rogue — это подлинно угарный коктейль из чужих и собственных идей, который способен взбодрить несколько застоявшийся жанр «рогаликов». А основное, игра постоянно развивается, даже после выхода. И я абсолютно уверен, что у авторов в загашнике ещё немало сюрпризов.
Плюсы: огромная вариативность прохождения и реиграбельность; масса действительно уникальных классов; весёлые и разнообразные гаджеты; отличное чувство юмора; угарный кооператив; бодрая музыка.
Минусы: пунктами всё же чувствуется однообразие; в кооперативе случаются баги.