«ИгроМир» гремит своей фаталистической предсказуемостью. Там ничего свежего не анонсируют, игры привозят либо ближние к релизу, либо давно вышедшие. На интервью и демонстрациях для журналистов демонстрируют версии с gamescom. А издатели приносят пачками малоизвестное инди, какое, как правило, пролетает мимо наших игрожурских ушей.
Во пора загрузок показывают обложки, стилизованные под паршивые журналы, куда поставлял свои тексты Говард Лавкрафт. Видал бы он современные подарочные издания!
Однажды над Землёй взошли другие звёзды, день и ночь сменились вечными сумерками. Нашим вселенной теперь правят Старшие Боги, по улицам ступают воскреснувшие лавкрафтовские кошмары, и цивилизация в прежнем обличье исчезла. Страны растворились в хаосе, бесполезные денежные знаки сменились сигаретами, пояса влияния поделили бандиты, культисты и прочий сброд. Миллионы запросто сошли с ума, да и рассудок всех прочих уже никогда не будет старым.
Посреди всего этого ужаса оказался знаменитый город Аркхем и наш основной герой.
Столь необычный подход к завязке и построению вселенной не может не удивить. Он раскрывает все типичные для RPG-историй ситуации с новоиспеченных ракурсов: не звучит бесконечных просьб о помощи ещё одному поселению, никто не призывает бить злодея. Stygian показывает, как разные люди встречаются с пропастью. Отчаяние, безразличие, приспособление — отношение к концу света у всех своё. Как и у основного героя.
Морпех, психиатр и мошенник
По структуре Stygian — это двумерная RPG образчика Fallout и Arcanum, где повышенное внимание уделено созданию персонажа. Восемь базовых навыков, несколько утилитарных умений вроде красноречия, выживания или стелса — все вместе эти свойства определяют, как персонаж будет преодолевать преграды. Привычный набор для изометрической «ролёвки» — да и не только подобный, Fallout: New Vegas ничуть не уступала предкам.
Высокое смысл навыка обязательно откроет какую-нибудь возможность. Хотя бы довести умалишенного до истерики сеансом психоанализа.
Однако Stygian не только пользуется наследством титанов. Во-первых, она предлагает выбрать архетип — детектива, бойца, актёра и так далее. А также подвид этого архетипа: аристократ может очутиться и носителем семейного проклятия, и обнищавшим дворянином. Сам архетип подразумевает, какие навыки выйдет развить до максимума, а выбором подвида можно изменить баланс, получив недостача в одном месте и преимущество в другом.
Дисбаланс выражается как обычными плюсами-минусами к отдельным навыкам, так и изменением целых механик. Так, киноактёр особенно привлекателен для противолежащего пола (или для своего), зато быстрее подсаживается на наркотики.
Да, тут моментально узнаётся система перков из той же Fallout, а архетип, по сути, другая форма выбора трёх навыков на свой вкус. Всё так, если бы не одно но — большинство RPG позволяют накапливать «перки», добавляя всё новоиспеченные и новые, а вот Stygian даёт лишь один шанс настроить персонажа. Разумеется, потом можно будет повысить навыки, но не архетипы — они так и будут гнаться героя до конца игры.
Я гуль, честно-честно!
На «ИгроМире» я поиграл в демоверсию Stygian, какая, кстати, уже доступна в Steam, и увидел весьма богатый мир, по-разному реагирующий на различное поведение. Главный герой просыпается после жуткого сна, где Мрачный Человек показал ему путь к ключу. Однако назначение ключа ещё поди разузнай! Вся короткая глава, доступная ныне в Stygian, посвящена разгадке секреты ключа: разговорам с NPC, спасброскам умений и редким стычкам.
Мотивация протагониста — в духе «Цикла сновидений»: увидел во сне странного незнакомца, которого встречал давным-давно, пошёл по его отпечаткам уже наяву и влез чёрт знает во что.
Путь к цели установит то, какого героя вы слепили, и Stygian на удивление часто подкидывает ситуации или решения, доступные лишь для одной ипостаси. Только герой-бандит столкнётся с бывшим подельником и впутается в беспросветные дела. Только оккультист способен устрашать собеседников. Лишь самый ловкий персонаж успеет выхватить нужный ему справочник ровно из-под носа у торговца.
Я понимаю, что многие пути могут предназначаться обманками и часть умений наверняка не понадобится до одной уникальной ситуации. Но и не могу игнорировать те шири, которые Stygian открывает для тех, кто любит отыгрывать роль.
Вот, пожалуй, и основная геймплейная особенность игры — мировоззрение. Вы выбираете его раз и навсегда: нигилизм, гуманизм, скептицизм, мистицизм, меркантильность или набожность. Прорва игр предлагает установить взгляды героя на жизнь, а их ценность зачастую — пара проверок в ходе сюжета. Но Stygian придумала, как намертво связать идеологию и геймплей.
То, что Stygian именует нигилизмом, больше похоже на злорадный фатализм. Впрочем, философия вечно давалась мне с трудом.
Узник совести
В Stygian, как и в любой игре по Лавкрафту, рассудок значит не меньше, чем физиологическое здоровье. Сойти с ума — то же самое, что умереть, просто гибнет дух, а не тело. Да, господа психологи и психотерапевты, я малость упростил для прекрасной фразы. Здравомыслию вредят контакты со странными созданиями, волшебство, сны и множество каких угодно событий.
Конечно, вправить мозги помогут и бутылка самогона, и объятия проститутки, и, как ни удивительно, укол морфина. Но самый надёжный способ не терять рассудок — это вытекать своему мировоззрению. Как? Конечно же, давать верные ответы в диалогах: верующий обещает замолить грехи, когда его упрекнули, — плюс две колы рассудка.
Грубо? Пожалуй, но Stygian никак не выделяет реплики, укрепляющие миропонимание (выделяются лишь те, где идёт проверка навыка). Кроме того, ведущий дизайнер игры Кан Орал (Can Oral) уверяет, что героя нередко будут ставить перед развилкой: вести себя беспорочно, рискуя не угодить собеседнику, или на время выйти из своей роли ради посторонний благосклонности, но упустив шанс восстановить бесценное здравомыслие. Stygian на раритет изящно изображает вред от лжи: она расшатывает сознание и со временем ведёт в исчезнуть. Может быть, не так уж и реалистично, зато остроумно и создаёт отдельный пласт геймплея.
Кредо связано и с поступками игрока. Гуманист укрепляет разум, помогая тем, кто в беде, верующий — молитвой, скептик — изысканиями, а меркантильный герой свежеет умом от обогащения. То есть набожный герой, обученный природным наукам, — это намеренное усложнение игры.
Мой персонаж — специалист психологии, поэтому ему доступна реплика, на которую я навёл курсор. Но её выбор не означает, что вы самодействующи чего-то добьётесь! Эту даму, например, я довёл до слёз.
И лишь нигилист лишён действий, поправляющих рассудок. Зачем? Сами вправляйте свои мозги, плачевные рабы мёртвой системы ценностей! Разум нигилиста довольно прочен, чтобы обойтись одними репликами.
Возможно, вы отнесётесь к задумке куда немало критически. Но я всё равно рад видеть ролевую игру, которая устанавливает ударение на слове «ролевая» и требует, как свирепый гейм-мастер, не грабить немощных, если назвался альтруистом. Stygian позволяет нарисовать предельно буквальный (для игры) психологический портрет персонажа. И даже намеренно изуродовать его фатальным противоречием. Истина, я не уверен, чего больше принесёт такое хулиганство — веселья и классных историй или потерянных нервов.
По увиденному я могу судить, что игра приспособлена для прохождения в любом амплуа — так часто я натыкался на реплики и события, уникальные для одного архетипа, миропонимания или навыка. И речь не только о крайностях вроде идиота с колом интеллекта, но и о более многогранных героях. А ну, дорогу Николасу Кейджу, престарелому сексуальному маразматику и набожному морфинисту!
Нам тут не рады
Про сражения, какие случаются довольно редко, сказать можно немного. С облику они похожи на пошаговые битвы из третьих «Героев», но с отдельными бойцами-сопартийцами, среди каких нашлось место героям и антигероям прозы Лавкрафта. Чудовищный изгой, обмотавшийся бинтами, кошка из Ултара, неживой пехотинец, поднятый реаниматором Гербертом Уэстом, Соня Грин (чей прообраз — жена самого Лавкрафта) — отменная компания, чтобы поскорее укатить в ПНД. То ли ещё будет! Вдруг в партию попросятся немой музыкант Эрих Цанн, извращённый художник Ричард Пикман, сноходец Рэндольф Картер, перерождающийся волшебник Джозеф Карвен… Хотя последний больше тянет на «босса».
Уместно, о Рэндольфе Картере — вот веское доказательство того, что он и вправду покажется в игре.
Так вот. Бойцы с обеих сторон ходят по очереди, расходуя очки действий — можно израсходовать их на марш-бросок на дистанцию удара щупальцем, на прицельную пальбу из-за спин товарищей и, конечно, на чтение заклятий. Пока что военная часть выглядит аскетично (или даже скупо). Пальба из револьверов и мордобой ничем не выделяются на поле жанра, а жанр, между прочим, бородой оброс. Как и в Fallout, есть шанс критически промазать и прострелить ногу или, навыворот, случайно выбить мозги самому толстому врагу, но где мы этого не видали?
Заклинания — дело другое. Само собой, за их чтение герои платят рассудком — и колотят зачастую по нему же. А что вы хотели? Взгляните-ка пять раз за перестрелку в черноволосую глубину Космоса, чтобы спросить милости у бурлящего в недрах пространства Йог-Сотота. Магия в мифологии Лавкрафта вечно жестоко истязала самого колдуна и не славилась предсказуемостью — так, если маг страдает паранойей, то он может наложить проклятье на своего же самого мощного союзника… потому что этот мерзавец уже давным-давно следит за ним!
Пока не очень понятно, что из этого вырастет. Уверен, будут неприятели с тонной здоровья и слабым рассудком, или бессознательные твари, или твари, исцеляющие себя благоуханием чужого безумия… Точно знаю, что будут разумные грибы Ми-Го. Пока что в демоверсии побоища воображают собой нехитрую процедуру спиливания HP. Хотя есть и нюанс, какой с трудом укладывается в голове, — если успешно сбежать с поля боя, то эксперимента выдадут как за победу. Впрочем, зная, какие существа составляют лавкрафтовский бестиарий, успешный отросток и в самом деле лучше победы.
***
Stygian — праздник для ценителей Лавкрафта. Мир сшит из витиеватых строк покойного беллетриста, тонет в погибели и безнадёге, богат на все сорта мерзости и скотства. Нарисовано всё кое-как, но не потому, что художник лентяй: такой стиль характерен для тех журналов, какие читал и мог читать создатель мифов Ктулху. Музыка — как будто где-то кус реальности отклеивается. От отсылок опять же отбоя нет.
Банк Аркхема приспособили под изолятор для психопатов. Всё равновелико деньги больше не нужны!
А что же ждёт всех прочих игроков, не зашибленных по голове писаниной Лавкрафта? Гибкая ролевая модель, какая даже нежизнеспособному на вид герою даёт выход. Бесценная для нынешних игр возможность совершить дикую глупость — например, продать что-нибудь весьма важное за безумные деньги. Простая, но эффективная таблица миропониманий, принуждающая к отыгрышу под страхом поездки в «дом скорби».
Само собой, Stygian оставляет предлоги для скепсиса. Будут ли сражения достойными того, чтобы в них ввязываться? Малопонятно. Будет ли игровой мир и дальше беречь пачку запасных тропок для всех-всех-всех архетипов? Это ведь весьма тяжело — спланировать и отбалансировать такую паутину событий.
Наверное, больше всего настораживают амбиции авторов. Cultic Games — молодая студия из Турции, созданная необыкновенно ради Stygian, и она готовится присобачить к игре крафт, элементы выживания, большенный мир… А так ли это нужно игре про гибель мироздания?
С другой стороны, я не могу упрекнуть Cultic Games в незрячем потакании трендам. В её планах также создание уникальных квестов и предыстории для любого из архетипов и повышение их геймплейной обособленности: так, аристократ будет странствовать вместе со своим дворецким. Обещают хитрый текстовый квест при создании персонажа, какой определит его конкретные параметры — и позволит самым талантливым похоронить героя ещё до старта игры.
Аркхем — лишь отправная точка странствия. Но получится ли воплотить все знаковые локации этого мира равно качественно?
Сулят не просто условное «безумие», но шизофрению, паранойю, психоз и цельный спектр других удивительных болезней класса V в МКБ-10. Персонаж, теряющий связь с реальностью, начнёт путать реплики — ты выбираешь «Подавай я помогу в твоих поисках», а персонаж хрипит: «Я ВИЖУ В ТВОИХ ГЛАЗАХ Неправда И ПРЕДАТЕЛЬСТВО, Я ЗНАЮ, ЧТО ТЫ ЗАДУМАЛА!!!!1» Он будет бросаться на своих товарищей, у него искривится цветопередача, взгляд потеряет фокус… Притом что уже сейчас персонаж накапливает экзистенциальную уныние. Будто бы её мало.
Надеюсь, амбиции и тяга к гигантизму, пускай и еле уловимая, не похоронят Stygian по пути к релизу в следующем году. Давненько нам не подавали качественно рехнуться в видеоиграх.