Живо для платформы:
Styx: Shards of Darkness: обзор
Now it is personal
Styx: Shards of Darkness, как и оригинал, не сделается игрой-локомотивом жанра стелс. В ней нет ни размаха, ни обилия возможностей. Желая бюджет проекта заметно вырос и графика теперь куда симпатичнее, всё равновелико Shards of Darkness далека от ААА-класса. Анимации скуповаты, механики элементарны, и вообще веет от геймплея каким-то несовременным гейм-дизайном. Недаром любители блокбастеров первую часть не зачислили. Однако для многих она стала неплохим развлечением на пару вечерком. То же, скорее всего, ждёт и продолжение — всё же здесь есть недурные стелс, дизайн уровней и обаятельный монстр в главной роли.
Стикс — уникальный гоблин-говорун, выделяющийся умом и сообразительностью. А также отличным чувством юмора. Да, собственно на харизме главного героя держится львиная часть колорита. Скверный нрав ехидного клона экс-орка никуда не делся — он постоянно подтрунивает над опоясывающими, а если таковых рядом не оказывается, делится с нами своими думами.
Язвительные комментарии Стикса, разрушающие «четвёртую стену», сопровождают любую его гибель, что поначалу даже делает смерть героя желаемой. Гоблин то предлагает поменяться с игроком местами, чтобы тот получил возможность изведать себя в его роли, то сетует на недостаток мастерства пользователя и предлагает ему понизить степень сложности (он никому не расскажет об этом!). Правда, резерв острот невелик и быстро иссякает.
Новые приключения Стикса начинаются сквозь много лет после событий Master of Shadows и почти не связаны с оригинальной историей. На этот раз разработчики не сделались чудить с композицией, как в первой части, где половина сюжета подавалась в нетривиальной повадке от лица допрашиваемого гоблина. Здесь же сценарий линеен, и невозможно сказать, что это пошло игре на руку, ведь Master of Shadows основывала интригу ещё на уровне формы повествования.
Не осталось во второй доли и намёка на проблематику самоидентификации, которой была посвящена оригинальная Styx. На этот раз всё намного прозаичнее: раз гоблин заключает договор с дамой в доспехах Эледрин. Он обязуется украсть у летающего на воздушном корабле посла некий посох, а взамен получит десять бутылочек янтаря, здешнего наркотического лакомства. Но в планы Стикса вмешивается таинственный эльф, обладающий способностью перевоплощения. Гордость героя задета, эльф становится для него летальным врагом, и теперь, чтобы отомстить, гоблин готов удариться во все тяжкие и бросить вызов длинноухой расе.
Удар в спину — это благородно
По части геймплея Styx целиком повторяет свою предшественницу. Это чистокровный классический стелс в духе Thief. Неловко висящие факелы нужно обходить стороной или тушить, а перемещаться желательно необыкновенно на корточках, дабы не издать лишнего звука. Про парадные входы стоит позабыть, а лучше пользоваться окошками и неприметными лазами. Противники реагируют на неожиданно возникшие у них под носом тела товарищей, поэтому от последних следует избавляться, пряча их или растворяя кислотой.
Возможностей для стелса будет много. Сюжетную линию можно пройти, не вырубив ни одного стража и не потушив ни одного факела. Как и ранее, Стикс может стать на некоторое время невидимым или призвать на поддержка клона, чтобы отвлечь внимание противников. Умения задействуют янтарь, коего в нашем распоряжении не так немало, поэтому панацеей, как в Dishonored, они не становятся.
Для «казуальных» игроков, свыкшихся, что любую ошибку можно загладить клинком, Styx может очутиться довольно непростым развлечением. Боевой механики как таковой тут нет. Гоблин может убивать врагов из-за спины, запускать в них стрелы, отравлять еду и скидывать на несчастных люстры. В открытом бою даже с одним врагом поначалу управиться почти невозможно. Стикс должен вовремя уклониться от удара, и лишь тогда он получит возможность казнить негодяя. Однако поре на парирование настолько мало, что попасть без «прокачки» специального навыка весьма сложно.
Так разработчики на корню избавились от главного проклятия нынешнего стелс-жанра — возможности кровопролитного прохождения, которое зачастую оказывается немало простым и предпочтительным для игрока. Впрочем, цена обнаружения не чересчур высока: убежать от разозлившихся стражей ничего не стоит — довольно влезть в какую-нибудь щель или повиснуть на оконной раме и обождать минуту. Когда народный гнев утихнет, можно вторично отправляться в путь.
Постепенно сложность нарастает. Появляются бойцы в тяжких доспехах, которых нельзя убить кинжалом; пещерные монстры, избегать внимания каких нужно передвигаясь по мху. Со временем и Стикс получит новый тип ресурсов для «прокачки» умений. В цельном эти дизайнерские находки нельзя назвать оригинальными — всё это мы когда-либо уже видали.
В общем, разработчики по большей части проделали лишь косметическую труд, а зарекомендовавшую себя механику оставили почти нетронутой. В каком-то резоне это и правильно: графические обновки помогут привлечь к проекту вящую аудиторию.
To be skilled, or not be skilled?
А вот дизайн локаций, какой был сильной стороной первой части, в Shards of Darkness сделался ещё более замечательным. Уровни большие, разветвлённые, с упором на вертикальный геймплей. К одной и той же мишени зачастую можно пробраться несколькими маршрутами.
С визуальной точки зрения всё также похорошело. Вместо монотонных тёмных коридоров мы имеем городские улицы, эльфийские твердыни, пещеры, летающие суда. Каждая локация выполнена в уникальном фэнтезийном манере, а многие ракурсы просто завораживают.
Локации велики, и на степенях останется очень много мест, куда не ступит нога Стикса, если вы преследуете лишь сюжетные цели. Немного мотивирует изучать территорию новоиспеченная система «крафта», требующая отдельных ресурсов, достать какие можно, кропотливо обследуя все уголки уровней. Но, честно сообщая, предметы, добываемые с её помощью, не несут особой ценности, и в прохождении вполне можно стать без них.
Немного важнее система развития персонажа, дополнительные очки на какую добываются выполнением заданий вроде «пройти уровень без смертоубийств» или «уложиться в такое-то время». Древо умений не подарит новоиспеченных способностей, но обогатит старые — например, Стикс научится основывать клона на расстоянии от себя, бросая вдаль специальные яйца.
Styx: Shards of Darkness, как и оригинал, — достойная игра. Тут есть хорошая стелс-механика, приятный визуальный стиль, крепкий юмор. Всё это выполнено без серьёзных недостатков. Однако ни одну из реализованных идей невозможно назвать новаторской. Вся игра выкроена из уже знакомых механик, а потому ни разу в прохождении вы не отыщете повода для изумления.
Плюсы: хорошо реализованная классическая стелс-механика; похорошевшая графика; обаятельный основной герой.
Минусы: отсутствие оригинальных идей; простой сюжет.