Живо для платформы:
Картинка в Sundered выглядит даже лучше, чем в Jotun.
Живо для платформы:
Картинка в Sundered выглядит даже лучше, чем в Jotun.
Нет, Jotun, безусловно, была хороша — атмосферная, насыщенная нордовыми ветрами и скандинавскими мифами, одобренная Тором рисованная экшн-адвенчура, в какой мы, пытаясь впечатлить богов и попасть, наконец, в Вальхаллу, воевали с крупными, ну очень крупными «боссами». Авторы и не скрывали, что вдохновлялись Shadow of the Colossus и Dark Souls. И всё же Jotun в сравнении с играми той же Supergiant Games не хватало какой-то целостности и разнообразности.
У Sundered с этим тоже есть проблемы — но не только с этим. Тут авторы открыто черпали вдохновение из двухмерных «метроидваний» — с экшном, «прокачкой», западнями и элементами платформера. Мы снова берём на себя роль девицы: на этот раз её зовут Эш, и она оказалась под землёй в некоем храме, где с ней на незнакомом языке (в Jotun всё, напомню, озвучено на исландском) заговорил удивительный минерал Тетрагексаэдр. Он обещает помочь выбраться на волю, а для этого упрашивает выполнять его указания, явно скрывая собственные мотивы.
Некто скажет, что сюжет подаётся загадочно и интригующе, кто-то — что прижимисто и ничего толком не понятно. Постепенно ясно становится лишь то, что люди здесь вели раскопки и осквернили святилища, а основная нить закручивается кругом противостояния богов, природы, стихии с одной стороны и технологий с иной.
Авторы Sundered аккуратно следуют многим законам «метроидваний». Эш воюет (в том числе, конечно, с «боссами»), прыгает по платформам, преодолевает западни и с вожделением смотрит на запертые до поры до времени двери. Вначале ей нужно освоить новые умения, чтобы вернуться и получить доступ к ранее затворённым локациям, секретным комнатам, святилищам способностей и прочим ключам наград, — например, пушку, выстрел из которой активирует ключи энергии и что-то открывает; двойной прыжок; возможность разбивать двери и так дальше.
Прыгать и драться достаточно удобно, но всё равно со временем утомительно.
Из поверженных неприятелей вываливаются не только эликсиры здоровья, но и кристаллы, за которые в убежище (туда мы любой раз попадаем после очередной гибели персонажа, но разрешают вернуться в любой момент и по своему жажде) можно улучшить различные параметры — увеличить наносимый или убавить получаемый урон, поднять уровень здоровья, мощность энергетического щита и тому подобное.
Параметров и веток умений немало — здесь есть где разгуляться и куда «прокачаться». Кроме того, периодически Эш находит особые бонусы, амулеты, какие в Sundered играют роль «перков» со своими плюсами и минусами — так, амулет здоровья увеличивает шанс выпадения целительных эликсиров, но уменьшает число остающихся после врагов кристаллов.
Наконец, всю дорогу Эш собирает так именуемые осколки Древних, а собрав, решает, что с ними делать — истребить и получить много кристаллов для «прокачки» или использовать их для модификации (искажения) своих основных способностей, обретя, так, возможность летать какое-то время в образе чёрного крылатого созданья. И с этим связана модная ныне вариация морального выбора — чем пуще Эш использует осколки, тем больше сама становится чудовищем, а уничтожая их, она хранит свою человеческую сущность. Это, понятно, влияет и на концовку всей этой удивительной истории.
Какая же «метроидвания» без поиска сокровищ, пусть и извращённых?
То есть всё вроде в Sundered есть, в том числе и монструозные «боссы», дизайну каких позавидовали бы даже создатели Silent Hill. И всё это обрамляется атмосферной музыкой и подлинно гениально нарисованной картинкой, где, как и в Jotun и в The Banner Saga, многое выстроено на насыщенной цветовой гамме, заботливой прорисовке деталей, а также на контрасте между махонькой фигуркой героини и огромными, величественными фигурами «боссов», каких-то скульптур, фигур и удивительных сооружений.
Однако к Sundered есть много вопросов. Мир порожний, загадок нет, интересных персонажей тоже. Только враги, какие постоянно «спавнятся» волнами прямо из воздуха. Авторы уверяют, что реализовали особую механику — чем длиннее вы задерживаетесь где-то на одном месте, тем быстрее и больше противников нападает, но на самом деле атакуют они утилитарны постоянно.
А после смерти вы всегда возрождаетесь в убежище, откуда после нужно по полчаса бежать обратно, прорываясь сквозь гурьбы монстров. Заявленная процедурная генерация уровней при этом основывает практически идентичные локации (как правило, меняется лишь благосклонность дверей), а боевая система достаточно примитивная — можно колотить вперёд, вверх, вниз, нарезать в прыжке, стрелять из пушки, но при этом вы вечно будете без устали натирать те же самые одну-две кнопки.
Да и в свалках с «боссами» практически всегда нужно по одной схеме разбивать осколки Древних, какие заключены в их телах. В итоге всё это начинает утомлять — даже несмотря на то, что неприятели тут действительно по-разному ведут себя в бою, требуя к себе особого подхода.
Раскидистое дерево умений чем-то напоминает то, что мы видали в Path of Exile.
***
Sundered — игра стильная, красивая, атмосферная и хардкорная. Она способна заинтересовать и завлечь. Особенно поначалу, тем более тех, кто любит высокую сложность, беспрерывную «прокачку» и постоянный же вызов. Но те, кто ждал от «метроидвании» больше разнообразности, загадок и возможностей для заинтересованного исследования мира, скорее итого, будут разочарованны. Как представительница этого жанра Sundered уступает и Ori and the Blind Forest, и Child of Light.
Плюсы: состоятельные возможности для развития персонажа; много разных врагов; спокойное управление; отличный дизайн «боссов»; бесподобное визуальное и звуковое оформление; уникальные манера и атмосфера.
Минусы: невнятный сюжет; простенькая боевая система; утилитарны нет интересных загадок и персонажей; частенько кажется, что врагов чересчур много, а постоянные драки и получасовые пробежки из убежища докучают.