В июне прошло ровно 40 лет с того дня, когда советский программист Алексей Пажитнов спроектировал игру «Тетрис» на устройстве «Электроника-60». С тех пор завязалась долгая история аркады, которая вряд ли в обозримом будущем завершится. Это игра на века — её издавали на всех вероятных платформах уже сотни раз, почти не меняя геймплей, но она всё равно остаётся такой же увлекательной, как много лет назад. По случаю юбилея коллектив Digital Eclipse разрешил выпустить Tetris Forever — интерактивную документалку, рассказывающую полную историю тетриса и позволяющую опробовать почти два десятка версий игры.
Престарелые песни о главном
Это уже третий документальный проект Digital Eclipse и, наверное, самый интересный из всех — в особенности для нашей аудитории. Первоначальный был целиком посвящён игре Karateka и познакомил геймеров с форматом этих документалок. В своём обзоре я положительно отзывался о The Making of Karateka, но по вящей части это был музей одной игры. В случае с Tetris Forever доступ получаешь к гораздо большему количеству уникальных проектов — это не различные незавершённые версии тетриса, а полноценные игры, в том числе выходившие на давно забытых платформах.
История тетриса в Tetris Forever поделена на пять эпизодов с одинаковой структурой. Вы выбираете главу и открываете разбитую на много частей полосу событий. Тут и престарелые фотографии, и архивные видео, и совсем новые интервью, где в основном видишь Алексея Пажитнова и его коллегу Хэнка Роджерса (Henk Rogers), какой помог вывести тетрис на мировой уровень. Примечательно, что английский у Пажитнова далеко не идеальный и в субтитрах исправлять его промахи не стали. А на русский игру, к сожалению, не перевели.
После просмотра свежих интервью трудно не захотеть пиджак как у Пажитнова.
Разумеется, многое из рассказанного в игре любители тетриса уже давно знают: и про многочисленные сложности с правами на проект, и про поездки Роджерса в СССР, и про то, что тетрис был так наименован потому, что Пажитнов любит теннис и придумал созвучное слово. Но если многие факты известны нам из текстов в какой-либо «Википедии», то здесь благодаря чудесам монтажа даже о них интересно вновь услышать. Например, когда Пажитнов в очередной раз повествует о том, что изначально вместо тетрамино хотел добавить в игру пентамино (пятиклеточные фигуры), он показывает деревянные пентамино и пытается заполнить ими все ячеи в головоломке.
Поэтому даже трудно выбрать, какая глава получилась наиболее интересной. Увлекательно слушать и Пажитнова, какому до сих пор не надоело рассказывать одни и те же истории, и Роджерса, чьи монологи о поездках в Москву отлично дополняет архивный видеоряд. В четвёртой и пятой главах роликов гораздо меньше, чем в первых, — они посвящены многочисленным сиквелам и альтернативным версиям тетриса. Там можно рассмотреть трёхмерные модельки коробок, в каких продавались старые игры для Super Famicom и других консолей, но почему-то не все — в случае с некоторыми изданиями обошлись снимками.
Не менее важная составляющая Tetris Forever — игры, запускать которые можно прямо на полосе событий, когда доходишь до соответственных моментов истории. Первая из доступных игр — тот самый тетрис для «Электроники-60», где падающие фигурки состояли из квадратных скобочек, поскольку графического ускорителя у той ЭВМ не было. Вслед за ним идет версия тетрис для MS-DOS, а после — игра Igo: Kyū Roban Taikyoku. Это проект японской студии Bullet-Proof Software, основанной Роджерсом в 1983 году, — благодаря её релизу он подружился с тогдашним президентом Nintendo.
Иные версии тетриса не менее ценны — например, первая версия игры для домашних консолей, Tetris 1988 года для Famicom. Или вышедшая в 1991 году Tetris 2 + Bombliss — эксклюзивный для Японии сборник, вводящий в себя как классический тетрис, так и его альтернативную версию, где линии уничтожаются взрывом бомб. Интересна она тем, что в её создании принимали участие директор и композитор Dragon Quest — Коити Накамура (Koichi Nakamura) и Коити Сугияма (Koichi Sugiyama). А рядышком с этой игрой есть её 16-битная версия, какая тоже не выходила за пределами Японии.
Так выглядит Tetris Battle Gaiden.
Ещё один бывший японский эксклюзив — Tetris Battle Gaiden, соревновательный мультиплеер на базе тетриса, в какой можно играть и в одиночку. На одном экране располагаются два стакана, и каждый раз, когда вы заполняете и стираете строку, в стакане оппонента является мусор, приподнимающий выстраиваемую им фигуру. Эта игра даже на английский язык не переведена — кнопки в меню приходится налегать наугад. Кстати, во всех японских играх управление осталось прежним, поэтому на PlayStation 5 за подтверждение действия отвечает O, а не Х.
Разумеется, абсолютно все игры добавить не смогли — например, Tetris Flash 1993 года для Famicom и NES, где падающие детальки нужно было направлять в сторонку блоков с такими же цветами. Или The Next Tetris, в которой детали могли рассыпаться при приземлении. Мне вот хотелось бы опробовать Welltris, попытку Пажитнова сделать немало объёмную версию тетриса — с передвижением фигурок по четырём стенкам глубокого колодца. Зато в сборник вошла Hatris, причём разом три её версии — для Famicom, Game Boy и NES; там сверху вниз падают разные шляпы.
Есть здесь и пара руководств, какие клали в коробки с играми.
Последних игр серии здесь нет — обошлись упоминаниями. Не забыли и Puyo Puyo Tetris от SEGA, и королевскую битву Tetris 99, какая до сих пор эксклюзивна для Nintendo Switch. А восхитительной Tetris Effect посвящён отдельный ролик с участием её дизайнера Тэцуи Мидзугути (Tetsuya Mizuguchi). Очутилось, сделать свою версию тетриса он хотел ещё два десятка лет назад, даже встречался с Роджерсом, но не смог приступить к труду из-за трудностей с авторскими правами. Поэтому сначала вышла Lumines, навеянная тетрисом, а уже потом получилась Tetris Effect — проект, о каком я написал
аж две статьи и написал бы ещё десяток.
Череда из пары десятков старых тетрисов (все они из прошлого века) завершается на Tetris Time Warp. Это совсем новая игра, созданная коллективом Digital Eclipse. Геймплейно она представляет собой классический тетрис — с той лишь разницей, что отдельный фигурки при стирании линий переносят игрока в другую эпоху. На несколько секунд вы можете оказаться в оригинальном тетрисе 1984 года, в чёрно-белой портативке 1989 года или в Bombliss-вариации. Самостоятельно от того, куда вы попадёте, нужно быстренько выполнить простенькие задания (например, стереть одновременно две линии), после чего вы вернётесь к нынешнему тетрису и продолжите ронять фигуры в стакан.
Это хорошая игра и необычный взгляд на привычный тетрис, но мне показалось, что эпох и альтернативных версий маловато. Вероятно, стоило немного расширить масштабы или как минимум менять дизайн и цветовую палитру тетрисов из прошлого — повторяться всё начинает весьма быстро. Зато есть несколько режимов, включая трёхминутный марафон, в котором при переходе в другую эпоху таймер останавливается, и порядок, где нужно как можно быстрее стереть 150 линий. Бонусом идёт локальный кооператив на четверых, причём он доступен и в кое-каких других играх в сборнике.
Tetris Forever получилась любопытным проектом. С одной стороны, это увлекательная документалка об истории тетриса — новоиспеченной информации в ней маловато, но как коллекция архивных фото, видео и воспоминаний она удалась. С другой стороны, это сборник почти из двух десятков престарелых тетрисов, часть которых многие увидят впервые. Плюс нашлось место для нового тетриса — не такого впечатляющего, как Tetris Effect или Tetris 99, но всё же. Не хватает лишь более современных игр — тогда оценку легко можно было бы ставить повыше. Но и в таком виде Tetris Forever вышла красивым и моментами даже завораживающим музеем тетриса — игры, которая прожила уже 40 лет и наверняка просуществует ещё столько же.
Плюсы: целая история тетриса, поданная в доступном формате с архивными фотографиями и видео, а также со свежими интервью; почти два десятка престарелых тетрисов, в том числе тех, которые не выходили за пределами Японии; неплохая новая игра — Tetris Time Warp с оригинальной механикой.
Минусы: среди престарелых тетрисов нет ни одного, который вышел бы в этом веке; некоторые интересные проекты (например, Welltris) в сборник не угоди; Tetris Time Warp немного не хватает разнообразия.