Живо для платформы: PC
The Banner Saga 3 пройдена, решение, касающееся судьбины мира, принято, по экрану бегут титры, звучит отличная музыка со скандинавским оттенком. А на душе борются два чувства. С одной сторонки, игра получилась прекрасной, под стать гранд-финалу такой саги. А к её героям (и даже злодеям) за эти четыре года, что миновали с момента выхода первой части, так прикипел душой, что расставаться с ними совершенно не хочется. С другой — не покидает ощущение, что третья часть могла бы выйти ещё лучше. Сейчас объясню почему.
В статье встречаются легковесные (или не очень — зависит от вашего восприятия) спойлеры. Мы предупредили!
Сквозь туман и Тьму
По сравнению с ранней версией релизная утилитарны ничем не отличается. И всё, что я писал в своём недавнем превью, неизменно и в отношении рецензии. Коротко напомню суть. Всю дорогу мы воюем с новым видом противников — искажёнными Тьмой, что надвигается на мир. Неприятели сильны, опасны и атакуют волнами. Выдержав одну, мы решаем, сбежать или колотиться до победного конца, заменив на переправе несколько раненых или выехавших из строя бойцов новыми.
В свою очередь, игрокам сделались доступны легендарные валки и ткачи (сиречь маги), а также одна баба-яга и даже певец камня из числа драгов — наших основных недругов, каковыми те считались на протяжении первых двух долей. Используя с умом их уникальные способности (и даже в одном случае бессмертие), можно избежать вящих проблем во многих ключевых сражениях.
Также с умом необходимо прокачивать персонажей, выбирая для них новые перки — те открываются после того, как необходимая характеристика развита до предела. Кроме того, всем персонажам, достигшим наивысших степеней, теперь доступны так называемые титулы. Это тоже разновидность перков со своими бонусами. Так, титул «Гора» на каждом из пяти уровней даёт надбавку к броне и силе, «Брошенный» увеличивает характеристики в бою, если рядышком с воином нет союзников, а обладатель титула «Дающий надежду», навыворот, дарит бонусы соседним камрадам.
Даже в сражениях тут охота не драться, а любоваться работой художников.
Привычка к лучшему
При этом The Banner Saga 3, как я и строчил, оказалась самой мрачной и тяжёлой из всех трёх игр. Скорости, с какой тут умирают главные и не очень персонажи, мог бы позавидовать и Джордж Мартин (George Martin).
Впрочем, в кое-каких случаях они могут и не умереть — многое здесь по-прежнему зависит от поступков самого игрока. В решающий момент, когда одна группа персонажей содержала оборону в городе, ставшем конечной целью их путешествия, игра даже припомнила, сколько людей, варлов и бойцов мы сохранили в караване — их число пересчитывается в часы и сутки, оставшиеся до падения города. Собственно столько дней останется в запасе у другой группы, плетущейся сквозь Тьму к Белой башне, чтобы успеть избавить и мир, и своих товарищей.
Однако, вопреки ожиданиям, не все наши решения учитываются в развязке этой истории. Да, тень кое-каких из них сквозит в финальном диалоге и даже в статичной картинке в ролике, на какой можно наглядно увидеть, кто из героев выжил, а кто нет. Но глобально, что бы вы ни решали до этого в трёх выпусках саги, всё сводится к одному диалогу и трём вариантам ответа, определяющим судьбину мира, — это напоминает то, что мы видели, например, в Mass Effect 3. К тому же весьма не хватает финального, в духе серии Fallout, рассказа о том, что сделалось с теми или иными героями и городами — от такой игры этого ожидаешь особенно.
А ещё лично мне в финальных сражениях снова, как и во второй доли, не хватило сложности и вызова — они легче, чем самые первые, в каких мы участвуем в начале игры.
Как видите, валки обладают весьма полезными способностями.
***
И всё же The Banner Saga 3 определённо заслуживает рукоплесканий. Это квинтэссенция, воплощение всего лучшего, за что мы полюбили эту трилогию. Непростые, со своей изюминкой, пошаговые сражения, продуманная и необычная ролевая система тут цементируются элементами визуальной новеллы — с пять проработанными персонажами, нетривиальным миром и эмоциональным сюжетом, в каком не все, но многие решения действительно имеют значение. И всё это обрамляется шикарной писанной картинкой и атмосферным музыкальным сопровождением.
Хочется верить, что в ближайшем будущем мы увидим и другие подобные игры — благо образец Ash of Gods: Redemption уже перед глазами. Ну а пока в ответ на бесчисленные слова благодарности, на которые не скупятся авторы в финальных титрах, охота сказать большое спасибо им — это было незабываемое приключение.
Плюсы: шикарный сюжет, в каком наконец расставляют все (ну, почти) точки над i; важность выбора, от какого зависит жизнь и смерть многих персонажей, в том числе и основного героя (или героини); мрачная атмосфера; новые виды противников; великолепный саундтрек.
Минусы: в эпилоге не хватает детального рассказа о судьбах выживших персонажей и о последствиях решений, какие мы принимали на протяжении трёх игр; финальные сражения могли бы быть и посложнее.