Обыкновенно связь между играми и книгами ограничивается где-то на уровне пасхалок. Взять, к примеру, главных героев серии Devil May Cry — Данте и Вергилия, чьи имена отсылают нас к поэме «Божественная комедия». Стивен Кинг (Stephen King) оказал большенное влияние на авторов Silent Hill, и в этом городке то и дело можно наткнуться на упоминания знаменитого американского беллетриста.
Есть, конечно, и более основательные образцы связи литературы и видеоигр, которые уже можно считать полноценными адаптациями. Это в первую очередность квесты по мотивам книг Агаты Кристи (Agatha Christie) и сэра Артура Конан Дойла (Arthur Conan Doyle). Английский детектив с Бейкер-стрит в принципе самый популярный литературный герой в играх. Не стоит забывать и о трилогии про Геральта из Ривии и дилогии Американа Макги (American McGee) про Алису — неплохо знакомые книжные герои тут переработаны в угоду сюжету игры.
По тому же пути пошли и создатели The Invincible: взяв за основу одноимённый роман, они сделали на его базе свою историю. Автор «Непобедимого» — польский беллетрист и футуролог Станислав Лем (Stanisław Lem) — фигура для своей страны значимая: он предвидел и описал такие современные изобретения как смартфоны, дроны, ненастоящий интеллект и даже Интернет. Лем по праву считается национальной литературной гордостью Польши, и неудивительно, что местные разработчики адресовались к его творчеству. Студия, сделавшая The Invincible, называется Starward Industries и состоит из нескольких десятков людей, которые как-то принимали участие в создании Dying Light, Layers of Fear 2 и The Witcher 3. Казалось бы, есть мощная литературная основа, есть люд, не просто горящие своей идеей, но ещё и с солидным опытом. Соединив всё это, мы, по идее, должны получить идеальную адаптацию культового романа. Ведь должны же?..
Секрет третьей планеты
История The Invincible начинается с того, что главная героиня игры, учёный-биолог Ясна, обнаруживает себя на пустынной планете Регис III. Девица сперва не помнит, как она тут оказалась, но постепенно воспоминания возвращаются, а вместе с ними появляется и цель — найти пропавший экипаж научного корабля «Стрекоза». Исследует Регис III Четка не в одиночестве: по радиосвязи с ней постоянно общается астрогатор Новик — оставшийся в космосе капитан. Он даёт героине ценные рекомендации, поддерживает и искренне беспокоится за девушку, которая вынуждена блуждать по неприветливой незнакомой планете, но, как настоящий учёный, усердствует своих чувств не выдавать.
Диалоги героев и размышления Ясны — одна из лучших частей игры. Астронавты обсуждают не лишь происходящее на Регисе III, но и мир, космос в целом и место человека в нём, причём проходит всё это обсуждение в присущей научной фантастике 60-х годов повадке: слегка наивной и полной надежд, но при этом не лишённой обеспокоенности насчёт поведения людей во Вселенной.
Игру можно было бы пожурить за использование такого истертого приёма, как амнезия, но в рамках здешней истории он работает на удивление хорошо.
Роман «Непобедимый» тоже рассказывает о пришедших на Регис III астронавтах, но в Starward Industries сделали персонажами игры совсем других людей. Разработчики не хотели выносить главного героя книги непосредственно в игровую среду, давать возможность им управлять, чтобы не рушить тот образ, что создал Станислав Лем. При этом истории узко связаны, и те, кто читал книгу, проведут параллели очень быстро. Поэтому я бы рекомендовала не читать роман заранее, а ознакомиться с ним уже после прохождения The Invincible: у меня уложилось впечатление, что игра рассчитана в первую очередь на тех, кто не читал произведение Лема, — они будут удивлены сюжетными поворотами куда мощнее.
История в игре, даже несмотря на неспешный темп, полна событий, и все их можно посмотреть в специальном меню в облике постепенно восстанавливающегося комикса — очень удобно, кстати. Вообще, с подачей истории в The Invincible всё даже слишком удобопонятно: нет никаких недомолвок, героиня всё проговорит и объяснит, и даже двусмысленность названия раскроет чуть ли не в лоб.
Со временем игра становится всё немало и более тревожной. Хоррором её не назвать, но несколько жутких моментов в ней действительно есть. А ещё есть вариативность и целых 11 концовок. Я заметила только три, и, если честно, перепроходить игру ради того, чтобы найти остальные, желанием не горю: виной тому её чересчур неторопливый настрой.
Ясно, понятно
The Invincible — это симулятор ходьбы. Порой очень утомительной ходьбы. И если в начине путешествия Ясны её неспешная походка воспринимается как данность, да и игрок увлечён завязкой истории и красотой внеземных ландшафтов, то часу на пятом вечно переводящая дух героиня начинает немного раздражать. Понятно, что девушка вообще-то в скафандре и ей нелегко преодолевать вящие расстояния на полупустой планете, но есть ощущение, что часть прогулок можно было бы подсократить. И авторы даже попытались это сделать, истина весьма своеобразно — просто добавили в игру вездеход, и симулятор ходьбы превратился в симулятор езды.
Поездки с сомнительным углом обозрения тоже увлекательными не назовёшь. Но куда без них в космических-то масштабах?
Вездеход появится у героини далеко не сразу, и немалые дистанции ей придётся преодолеть на своих двоих. И хоть путь Ясны линеен, местный рельеф способен порой дезориентировать: на одинешенек уступ можно взобраться, на другой (выглядящий точно так же) — нет. Поэтому девушка в поисках заветной активной точки пора от времени будет своим скафандром обтирать скалы. А ещё можно ненароком залезть в такие места, откуда после не спуститься, и игру придётся перезагружать. Многие баги и недоработки Starward Industries обещает поправить к релизу игры; надеюсь, что застревания в текстурах тоже есть в списке.
Героине не раз придётся решать задачки, и стиль не повернётся назвать их головоломками — настолько они простенькие и незамысловатые (например, настроиться на нужную радиоволну или найти место для установки зонда). Помогают Ясне в изысканье планеты несколько атомпанк-устройств — так, с помощью трекера в любой момент можно сканировать территорию, а журнал с картой отчетливо фиксирует местоположение протагонистки.
Один из ретрогаджетов на своём экранчике выделяет металлические объекты.
Я уже говорила, что путь героини линеен, но при этом упоминала вариативность игры и несколько концовок. Зависят они от решений, какие Ясне приходится принимать. В диалогах нужно выбирать реплики, формируя мнение девушки о происходящем. Она может препираться с астрогатором или соглашаться, а ещё порой способна решаться на самоотверженные поступки. Или не решаться. Эта механика позволяет чувствовать себя не сторонним наблюдателем, а участником истории.
Ощущения после прохождения The Invincible разноречивые. Ты будто прочитал (ну, или прослушал) интересную книгу с очень красочными иллюстрациями. Нужен ли этой книге геймплей? Вообще, хотелось бы — зачем-то ведь в неё добавили все эти задачки с гаджетами и езду на вездеходе. Авторы открыто вдохновлялись Firewatch и тамошними рациями как средством общения между героями, и эта часть сделана недурно. Ясна и её командир вышли яркими и располагающими к себе — им сложно не сопереживать.
Несмотря на то что игра периодически кажется вялой и изматывающей, её история подлинно увлекает. И это я говорю не только про оригинальный сюжет книги, но и про то, как разработчикам из Starward Industries удалось адаптировать литературную основу приключения, заполненного размышлениями о месте человека во Вселенной, и преподнести всё это игрокам.
Плюсы: стильный ретрофутуристический сеттинг; харизматичная героиня; вариативность; увлекательный сюжет, бережно возделывающий литературный первоисточник.
Минусы: медленная ходьба по огромным локациям быстро наскучивает; поездки на вездеходе со скверным углом обозрения тоже утомляют; головоломкам не хватает глубины и изобретательности.