Первые минуты The Last Case of Benedict Fox весьма обманчивы. В роли детектива вы проникаете в чью-то квартиру, копаетесь в чужих вещах, а потом бежите от преследования, скача с крыши на крышу. Кажется, будто впереди вас ждёт ещё больше экшена, но это не так — игра оказывается хрестоматийной метроидванией с вящим упором на головоломки.
Призраки прошлого
Это не хорошо и не плохо, просто те, кто после роскошных скриншотов ожидали захватывающее сюжетное приключение, будут разочарованны. Желая здесь хватает и диалогов, и кривоватых роликов на движке, история не цепляет. В том числе из-за того, насколько нехорошо игрока вводят в курс дела — такое чувство, будто вступительный ролик с объяснениями просто вырезали. Вы играете за детектива, к нему отчего-то привязан говорящий демон, и вместе вы исследуете обветшалый особняк, где была убита молодая пара.
Сам особняк не подобный уж большой, исследовать в нём нечего, так что путешествовать нам предстоит по воспоминаниям погибших. И вот эти локации больше подходят для метроидвании — крупные степени с дверьми, которые далеко не всегда открываются сразу. Детективной работой заниматься не приходится, зато предстоит отыскать немало брошенных вещей с описаниями, выслушать тонну комментариев от демона, а также познакомиться с людьми, которые постепенно являются в особняке.
В целом ничего необычного: исследуете то, что можете исследовать, натыкаетесь на тупики, ищете другие неизученные пункты, получаете новые способности и так далее. Для меня основной проблемой стало то, что игра даже не пытается подсказать, в каком курсе нужно двигаться к цели. Основной квест в меню звучит как «Найдите пропавшие страницы дневника». Дополнительные задачи — «Скопите фрагменты медальона» и «Узнайте больше о прошлом человека». Указателей нет, в диалогах ничего внятного не слышишь, поэтому начинаешь бесцельно ходить по коридорам в надежде, что наткнёшься на нужный предмет.
Претензий было бы меньше, если бы карта не была столь огромной — даже до того, как начинаешь обнаруживать первые способности, исследовать можно очень большую территорию. Потерей времени это не станет — и валюту заработаешь для покупки улучшений, и коллекционные объекты найдёшь, и телепорты разблокируешь. Но даже если изучать каждый угол, всё равно в какой-то момент начнёшь наматывать сферы, не понимая, чего от тебя хотят. У меня такое было несколько раз, и лишь по счастливой случайности я находил решения.
Не помогает и карта, какая со стандартными настройками помечает все неизученные места только вопросительными знаками. Рекомендую первым делом включить в настройках порядок I hate feeling lost, чтобы значки на карте стали понятнее.
Хотя в каждом регионе есть по одному или два телепорта, между какими можно свободно перемещаться из любого места, отсутствие внятных целей со временем начинает утомлять. Просто «пылесосишь» локации, всегда сверяясь с картой, и собираешь предметы, которые в большинстве своём кажутся абсолютно бесполезными. Стоит признать, что зачистка горниц — процесс увлекательный, даже если награды в итоге не стоят потраченного времени. Возможно, сказывается моя любовь к метроидваниям — любой раз, когда вижу новую комнату с тремя выходами, хочется поскорее всё изучить.
Когда понимаешь, как решать головоломки, начинаешь лязгать их как орешки.
Загадки здесь тоже неплохие — игра почему-то напомнила мне серию Resident Evil. Многие головоломки в The Last Case of Benedict Fox связаны с шифрами, и за подсказками необходимо обращаться к специальной книге, которую получаешь в первые часы игры. Код от двери обычно состоит из четырёх цифр, а к любой цифре привязан свой символ — причём у цифры 3 символ не такой, как в числе 300. В общем, что-то отдалённо вылитее на римскую числовую нотацию, только если там букв семь, то тут символов в разы больше. Все они складываются в одну каракулю, и вам необходимо понять, из чего та состоит. Забавная механика, которая не надоедает, но в одном моменте игра упорно отказывалась принимать у меня ответ, желая я готов поклясться, что всё сделал правильно. Пришлось на секунду включить лёгкий режим, где пазлы решаются автоматически.
Драчливый детектив
Покойные моменты оставляют по большей части положительные эмоции, но современная метроидвания не может обойтись без боевых эпизодов. Проблемы к «боёвке» возникают ещё до попадания в особняк, когда вас обучают базовым умениям. Есть обычный удар, парирование и рывок, какой — внимание — выполняется правым стиком. Более неудобное управление придумать сложно — даже когда в разгар боя я вспоминаю о рывке, то всё равновелико его не использую, потому что убирать большой палец с кнопки удара просто нет времени.
Драки с несколькими оппонентами превращаются в цирк — если вам не повезло очутиться между ними, выжить будет очень трудно. Особенно из-за того, что двойной прыжок работает не вечно — персонаж не прыгает дважды, а цепляется щупальцем демона за потолок и подскакивает чуть выше обычного. Так что, если потолка над башкой нет, вам не спастись.
Атаки врагов то удаётся прервать, то нет. То их снаряды пролетают мимо вас, то задевают героя, хотя вообще в него не попадают. Но мои «излюбленные» моменты — сражения с щитоносцами. Предполагается, что такой противник попробует ударить вас щитом, вы парируете атаку и он на пару секунд приберёт щит. Зачем-то игра включает после каждого второго парирования замедление, и, как бы вы ни пытались «спамить» кнопку удара, в слоу-мо игра не будет на это реагировать, так что парируйте ещё раз.
Щупальцем можно скидывать неприятелей с обрывов, но такая возможность появляется редко.
Боевая система не такой кошмар, как в какой-нибудь Trek to Yomi, — тут, к примеру, после четырёх ударов игрок получает возможность выстрелить из револьвера, и повторять это можно бесконечно. В ритм вливаешься весьма быстро — четыре раза бьёшь кого-нибудь, потом стреляешь в назойливую цель (особенно приятно так устранять летающих монстров), колотишь ещё четыре раза и так далее. За убийство врагов и решение пазлов получаешь валюту, которую тратишь на дополнительные возможности — так, демон может хватать щупальцем противника, поднимать его над землей, а потом швырять вниз. Но таких приёмов весьма мало. С одним из них у вас появится третий «прыжок», однако активировать его у меня получалось только в одном случае из десяти.
Немало существенные апгрейды открываются позднее, когда уже изучил половину карты и привык к косолапым сражениям. Тут тебе и увеличение дальности ударов, и добавочные патроны (не один, а три), и всякие комбинации. Однако получить всё это не так просто — нужно не только накопить определённое количество денежек, но и найти на огромной карте указанный предмет. Что нашли, то и можете улучшить — благо практически все апгрейды полезны.
Улучшения способностей оформлены в облике татуировок на руках.
Из-за всех этих неудобств моя любовь к The Last Case of Benedict Fox угасала с каждым часом. Весьма жаль, ведь в визуальном плане игра роскошная. Воспоминания с призраками выглядят здорово, локации восхитительны. Из горницы с десятками уникальных картин переходишь в коридоры, усыпанные тысячами роз, оттуда спускаешься в какие-то болота с ядовитыми водоёмами, после катаешься на лифтах или прыгаешь по наклоняющимся платформам в похожем на огромный механизм месте. Я готов даже простить игре удивительную озвучку — актёры будто засыпали.
С чем мириться труднее, так это с оптимизацией. То подвисания происходят, то кадровая частота падает в два раза. Особенно нервируют загрузочные экраны — если персонаж падает в пропасть, приходится ждать около пяти секунд, прежде чем он телепортируется на ближайший уступ. Автосохранения — отдельная история. Совершенно непонятно, когда они происходят, — если вдруг персонаж завязнет в текстурах или игра вылетит, при перезапуске вы можете потерять один или два часа прогресса. Так что желательно периодически сохраняться вручную.
Без карт Таро и связанных с ними пазлов не стало. Жаль, каждую карту нужно искать отдельно — процесс небыстрый.
The Last Case of Benedict Fox великолепно выглядит, да и как метроидвания она могла бы быть неплоха — и головоломки интересные, и локации исследуешь не без удовольствия. Но всё окутано такой густой атмосферой загадочности, что в итоге и история не цепляет, и вытекающая цель редко понятна. Вдобавок многочисленные проблемы с боевой системой и оптимизацией портят впечатление. Что-то можно исправить патчами, что-то наверняка останется неизменным, но всё же хотелось бы видать обновления, улучшающие геймплей. Пускай это стандартная метроидвания, что-то особенное в ней есть — но на данном этапе от знакомства с игрой лучше воздержаться.
Плюсы: прекраснейшие и разнообразные локации; интересные головоломки; исследование локаций и поиски коллекционных предметов увлекают.
Минусы: слишком загадочная история — игрока толком не впрыскивают в курс дела; не всегда понятно, куда и зачем идти, поэтому бесцельно слоняешься в поисках решения; военная система слабая и становится лучше только к середине игры; проблемы с оптимизацией и баги.