Играем мы за Эллу – актрису, какая в 1976 году вернулась в Англию из Америки и решила навестить старый и, как оказалось, ныне заброшенный театр в махоньком провинциальном городе. Бродя по полуразвалившемуся зданию театра, Элла читает записки о театральной жизни и быте (есть, так, инструкции, как причёсывать актрис), видит сцену, зрительный зал, подсобки с декорациями и афишами, столы, где делались костюмы, – там ещё возлежат ножницы и театральные маски.
Театр находится в очень красивой местности.
Параллельно она слушает интервью главного режиссёра, титульного Роберта Чардиша, какое у того брали, когда он уже болел и кашлял, но не терял присутствия духа. То, какое отношение Элла имела к арене и Роберту, почему уехала, – это и есть один из главных сюжетных якорей The Last Show of Mr. Chardish.
Вторая значительнейшая тема – озвученная мною в начале, про художника и чистое искусство. Этот провинциальный театр ставил в основном сказки, но даже в них режиссёр пытался глядеть выше, поднимать более сложные темы. А потом начал ставить авторские пьесы, которые многие его зрители не соображали. Он стремился сказать что-то значимое, чтобы его услышали, а театр заметили. Насколько далеко Чардиш зашёл в этом стремлении и к чему это повергло?
Все найденные записки складируются в журнале.
…А люди в нём – актёры разных жанров
Помимо записок и аудиозаписей ответы подают вольные реконструкции некоторых постановок и мыслей режиссёра. Мы находим очередную театральную маску, надеваем её и переносимся в иные миры. Одни – словно нарисованы французскими импрессионистами, другие – типичная футуристическая фабрика роботов, третьи – нечто сюрреалистичное, с вырастающими из атмосферы статуями и уходящими ввысь лестницами.
В каждом таком эпизоде действуют свои геймплейные правила. Где-то необходимо прокладывать путь, решая загадки с перемещением объектов, на которые падает свет:
В целом ничего сложного, но есть чета моментов, которые заставят чуть напрячься.
На фабрике роботов мы управляем сразу двумя «железяками», пытаясь одновременно совершать поступки. Бывает, что второй робот движется в том же направлении, в котором движется первый, а бывает, что и в другом:
Это нужно учитывать, пытаясь повергнуть обоих в те или иные точки.
В целом всё тоже достаточно просто, хотя и не совсем уж примитивно.
Вот тут игра сама за нас скачет.
Есть и экшн-сцены, где мы должны избить энное число подвешенных к нитям бутафорских зверушек, чтобы занавес отворился и герой прошёл дальше.
Всё это обставлено как театральное выступление.
Наконец, самый сильный эпизод, заставивший дрожать мой подбородок, – тот, где французский художник в специфической шапочке превращает метлу в кисть и с её помощью раскрашивает бесцветное серое пространство вокруг в яркие краски жития. А там, где кистью не достать, помогают … пушки:
Они тоже стреляют красками.
Выглядит всё это концептуально, стильно, свежо. И единственное, что может воспрепятствовать погружению в атмосферу чистого искусства, – редкие баги:
Например, если тут флейтистка не появится, то дерево не возвысится и прохождение зависнет.
***
The Last Show of Mr. Chardish – это, с одной стороны, игра, наделённая вполне осязаемыми геймплейными элементами. И даже с финальным выбором концовки. Но прежде итого это красивая и грустная инсталляция о любви, искусстве и любви к искусству, призванная проиллюстрировать тот факт, что силой фантазии, стремления к отличному и высокому можно создавать мосты из воздуха, преодолевать расстояния на ковре-самолёте и раскрашивать окружающую серость краской из пороховых пушек.
Плюсы: сюжет, персонажи, сама тематика; необычный визуальный ряд; отличная музыка и озвучка.
Минусы: как игра проект практически не ставит сложных задач; встречаются баги.