Когда выговор идёт о больших, протяжённых во времени и разбитых на несколько арок сериях игр, особенно интересно и волнительно то, как авторы затворят одну долгоиграющую линию и перейдут к совершенно новым событиям и героям. Как же с этой задачей справились разработчики The Legend of Heroes: Trails into Reverie, какая в июле наконец добралась до международного релиза?
Замыкая круг
Очень древняя, стартовавшая ещё в 80-х годах, и очень популярная линейка японских RPG The Legend of Heroes вводит серию Trails, которая рассказывает о политических событиях и войнах на континенте Земурия. Их оказалось так много, что всё происходящее поделили на несколько подсерий и сюжетных арок.
Одна из них повествует о борьбе за независимость города-государства Кроссбелл — это игры Trails from Zero и Trails to Azure, где главная роль отведена полицейскому спецподразделению SSS во главе с Ллойдом Беннингсом. Иная посвящена империи Эребония (она как раз притесняла Кроссбелл и не только), и там солирует Рин Шварцер вместе со своими студентами из военной академии Торс. И всё это весьма плотно пересекается — достаточно сказать, что Ллойд и Рин стали практически друзьями.
Вся компашка в сборе.
Так вот, The Legend of Heroes: Trails into Reverie служит оригинальным эпилогом этих двух арок и прокладывает мостик к следующей, Kuro no Kiseki, которая переносит действие в республику Калвард. И тут невозможно не вспомнить про Trails in the Sky the 3rd, которая тоже была игрой-эпилогом по событиям первой арки серии, посвящённой королевству Либерл.
Игра на троих
Для основы надо отметить главную отличительную черту Trails into Reverie — довольно редкую возможность свободно переключаться между тремя сюжетными чертами. В одной солирует Ллойд Беннингс со товарищи, в другой — Рин Шварцер и его студенты из класса VII, а в третьей мы видим нового героя, исчезающего до поры до времени под маской и псевдонимом C.
Конечно, вожжи сценаристы далеко не убирают. Начинают они принудительно с линии Ллойда, какой вместе с друзьями готовится отпраздновать долгожданное обретение (точнее, возвращение) независимости Кроссбелла. Потом дают поиграть за Рина и его команду, и лишь затем открывается черта загадочной «маски».
И в дальнейшем периодически нам просто не дают продвинуться дальше в какой-то из трёх историй, пока мы не достигнем установленного прогресса в других. То есть полной свободы нет, но её достаточно, чтобы в промежутках, пока мы не доберёмся до этих контрольных точек, блокирующих сюжетный прогресс, по своему усмотрению переключаться между тремя историями.
Даже в самые драматичные моменты виртуальный режиссёр не забывает о фансервисе.
Черты, естественно, плотно связаны, но всё равно это разные герои, локации и задачи. И такая свобода даёт довольно свежие ощущения — словно глядишь навороченный интерактивный сериал (что-то вроде «Игры престолов»), где с помощью кнопки на пульте решаешь, за какой из бесчисленных сюжетных линий прямо сейчас следить.
Ещё одна Джинкс и кукла с человеческим лицом
Какое-то время вяще всего тянет переключиться на историю человека в маске, который вместе со своими юными подельниками действует от имени вроде бы террористической организации Imperial Liberation Front. Частично дело в том, что с Ллойдом, Рином и их многочисленными соратниками мы давно и хорошо знакомы, а всё новое и неизвестное привлекает больше внимания.
Кроме того, в первых двух историях поначалу чересчур уж много сахара и соплей. Особенно это касается линии Ллойда, напоминающей затянутую встречу старых друзей, какие часа два подряд клянутся друг другу в любви и дружбе и предаются тёплым воспоминаниям. А когда случается что-то нехорошее, это сопровождается пафосными выговорами, криками «Мы верим, ты не сдашься, ты справишься, всё будет хорошо!» и томными, снизу вверх, взглядами девушек, которые периодически рыдают у Ллойда (да и у Рина) на груди и постоянно повторяют, какие те классные.
В такие моменты гадаешь, почему это всё-таки RPG, а не хентайный симулятор рандеву, и невольно вспоминаешь, что в основе своей эти игры относятся к жанрам сёнэн и сэйнэн — аниме для больших и не очень мальчишек, где герои всегда находятся в центре женского внимания.
На этом фоне история С, конечно, даёт глоток свежего атмосферы. Здесь нет того героического пафоса, зато много юмора и харизматичных персонажей. Одна из подельниц человека в личине, девушка с косичками Надя, явно списана с Джинкс из League of Legends (и сериала «Аркейн») — она тоже бросается в сражениях взрывоопасными игрушками.
Мишка этот не несложный, а с сюрпризом.
И она тоже немного безумная — может, например, так долго и со смаком описывать, как с помощью нитки и иголки будет пытать пленного, что тот согласится всё рассказать. После этого даже её напарница, девочка Лапис, выдавит: «Господи, да ты нездоровая!» — и потом будет с опаской поглядывать на Надю.
Тут надо пояснить, что Лапис — говорящая кукла с очаровательными разноцветными глазами, обладающая разумом. Она очень не любит, когда её называют ребёнком (или даже намекают на это). И очень любит есть. Однажды попробовав ненужную, казалось бы, для куклы еду, Лапис просто влюбилась в неё. И вот что из этого получилось:
Помогают «маске» и другие нетривиальные персонажи, да и сам он длинное время является ходячей интригой. А когда выясняется, кто такой этот С, вопросов, недоумения и предположений становится ещё вяще.
Впрочем, и другие сюжетные линии содержат множество интересных событий. Рин с товарищами расследует пропажу принца, какой отправился на корабле в свадебное путешествие с новоиспечённой женой и исчез. А если по моему описанию вам показалось, что история Ллойда скучновата, то, повторю, это лишь поначалу. Торжественная церемониал с подписанием акта о независимости Кроссбелла принимает весьма драматичный оборот…
Все три линии, естественно, оказываются тесно связаны. Сценаристы работают грамотно — например, показывают одни и те же события глазами разных героев. Или в одном сражении сначала могут принудить нас сражаться на стороне «маски» против команды Рина, а потом — поменять их местами. В итоге, как и в прошлых выпусках серии, собственно сюжет и персонажи, их взаимоотношения оказываются главным достоинством игры и поводом идти к финалу.
Личное подземелье с мини-играми и пляжем
В игровом процессе, с одной сторонки, всё знакомо. В перерывах между многочисленными разговорами и кат-сценами мы выполняем основные и побочные задания, собираем ресурсы, обнаруживаем сундуки и участвуем в пошаговых сражениях.
В боях всё также основано на приказах (дают пассивные бонусы всей команде), системе Break, вырубающей неприятелей на время, двух типах умений (Arts и Crafts) и совместных атаках, которые улучшают отношения между персонажами и обнаруживают новые приёмы. Особенно мощными и эффектными по-прежнему являются ультимативные Crafts-атаки, каждая из которых сопровождается отдельным роликом.
Показалась также новая механика United Front — когда заряжена шкала Assault Gauge и в отряде все четверо живы, можно активировать обыкновенную совместную атаку или магическую (она также восполняет запас маны) либо разом вылечить всю партию.
Есть суждение, что эта механика ломает баланс и заметно упрощает прохождение. Но на уровне сложности Hard и выше даже она зачастую не спасает. Тут попадаются боссы, способные до минимума снизить здоровье отряда одной атакой. Это очень японская игра, периодически унижающая игрока и склоняющая его к гринду. И в то же пора совсем не японская — после поражения нам зачастую предлагают снизить уровень противника и снова попробовать, и так можно мастерить много раз, доводя оппонента до состояния овоща.
Ну и вот как с этим справиться на «харде»?
Если же вам стыдно пользоваться узаконенными читами, то придётся тщательно снаряжать любого из многочисленных играбельных персонажей (их тут около 50!) новой экипировкой и «кварцами» — заклинаниями, которые мы покупаем или основываем из найденных ресурсов.
Также можно и нужно прокачивать оружие и портативный «орбмент» — устройство, где размещаются все кварцы. Подогнуть грамотное их сочетание для каждого бойца — та ещё задачка. Особенно учитывая, что сценаристы периодически по своему усмотрению тасуют партию или вовсе оставляют нас с двумя персонажами.
В качестве поддержки для прокачки авторы ввели в игру особое магическое измерение под названием True Reverie Corridor. Аналогичное было в упомянутой Trails in the Sky the 3rd, но там нас замыкали в таком подпространстве принудительно и практически на протяжении всей игры, а здесь это необязательная, но тоже очень полезная механика. Фактически это процедурно генерируемое подземелье с крутыми неприятелями и наградами.
Последние бывают нескольких видов. Одни накапливают ресурс, за который мы можем покупать глобальные апгрейды (так, увеличение лимита на приказы), другие открывают новые мини-истории, которые подробнее раскрывают некоторых участников событий (а это значительно в такой игре).
В этом измерении и боссы особенные.
Третьи призы — аналог гачи: они позволяют получать рандомные награды, вводя кварцы, ресурсы и даже персонажей, которых, правда, напрямую можно использовать только в True Reverie Corridor (в реальном вселенной они могут лишь помогать во время использования United Front).
Здесь также можно покупать, создавать и прокачивать всё необходимое. Но едва-едва ли не самое интересное — обилие мини-игр, среди которых есть не только своя ККИ и аналог Puyo Puyo, но и сражения на роботах, а также полноценный, и весьма смешной, рельсовый шутер. В нём известные нам девушки из разных игр серии превращаются в ведьмочек и сражаются с приспешницами тёмного принца Рина. Желая на самом деле они так просто хотят привлечь его драгоценное внимание и заставить вернуться в реальную школу.
Это вполне себе игра в игре.
О сёнэн-корнях игры напоминает и возможность там же, в True Reverie Corridor, отправиться на пляж, чтобы поглазеть на Юну, Мюсс, Эли, Тиа, Клэр и вообще на всех героинь в купальнике. Желая и без этого мы вольны в любой момент менять костюмы персонажей — и при желании можно всем оставить из одежды лишь полотенца. Интересные истории и персонажи — это, конечно, хорошо, но и про фансервис никто не забывает!
Персонажи тут часто общаются в баньке.
Мы получили отличную игру-эпилог. Да, она неровная с точки зрения сюжета, но в цельном это очень увлекательная, большая и разнообразная игра, в которой за различными занятиями можно провести десятки часов. Начинать своё знакомство с серией собственно с The Legend of Heroes: Trails into Reverie нельзя, но для поклонников это настоящий рай и в то же время юдоль печали — они расстаются с полюбившимися героями. Но житье продолжается — и как же приятно знать, что впереди нас ждут новые приключения и новые герои. Так что с нетерпением ждём английскую версию Kuro no Kiseki, в какой мы, возможно, увидим и кого-то из старых знакомых.
Плюсы: сразу три сюжетные линии со своими главными героями, между какими можно почти свободно переключаться; множество играбельных и хорошо прописанных персонажей; непростые пошаговые сражения; немало возможностей для прокачки партии; отдельное магическое измерение со множеством активностей и наград; приятная (хоть и не самая нынешняя) графика; как всегда, отличная музыка и озвучка — на английском и японском.
Минусы: некоторые сюжетные линии поначалу немощнее других; новая механика United Front может сломать баланс.