Живо для платформы:
The Mooseman: обзор
![](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2017/03/mooseman_obzor-1488114154-s.jpg)
Человеколось прямоходящий
The Mooseman, или по-русски «Человеколось», придумана и реализована пермяком Владимиром Белецким, исчезающим за студией с чудным наименованием Morteshka. «Платформенная адвенчура» готовилась почти два года — видимо, без излишней спешки и с дотошным изучением музейных ценностей.
Игра является оригинальным переложением преданий малочисленных народов коми, саамов и манси, а сюжетные вставки даже озвучены на коми. Отправной точкой для автора сделались археологические находки — образки так называемого пермского звериного манера. Так что порог вхождения в данном случае высок, что мигом сужает и без того невеликую аудиторию ценителей Limbo, Typoman и Never Alone.
Сохатый Ен, творец вселенной и людей, согласно фольклорному сюжету имел семь сыновей-шаманов — тех самых человеколосей из наименования. Наделённые божественными силами родителя, они способны перемещаться между реальностью и измерением духов. Сам первобог Ен как-то завалил на охоте скотина, таскавшее на себе солнце. Светило рухнуло в тартарары, и планета очутилась на пороге апокалипсиса. С тех пор отпрыски Ена поодиночке спускаются в преисподнюю, чтобы добыть щепотку пламени. День за днём…
Путь за осколками солнца долог — необходимо прошагать нижний, средний и верхний миры. Наибольшее внимание уделено загробному слою — тут нас встречают исполинский медведь Ош, этакий Цербер, паук Черань о семидесяти семи глазах (старший брат Шелоб, не по-иному!) и красноокие мертвецы, увязшие в реке Сир-Ю, полной прелый плоти. Что и говорить, увиденное впечатляет гораздо больше, чем сухие экспозиции краеведческих музеев.
![](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2017/03/mooseman_obzor-1488114155-s.jpg)
Наш шаман неспешно бредёт слева направо на поле сказочных 2D-задников — несмотря на скромную гамму, художнику удались пронимающие пейзажи. Из-за того, что черепаший шаг человеколося можно сделать самодействующим и отстраниться от клавиатуры, спокойно попивая чай, The Mooseman ещё на стадии «демки» сделалась объектом насмешек. «Симулятор ходьбы», однако, не лишён интерактива — со порой герой получает возможность зажигать посох, отгоняя злобных духов, и на короткий отрезок обзаводится луком. Зимняя тайга, где разрешено бить по волкам, — одна из самых красивых локаций, милая сердцу сибиряка, собственно увязавшего в лесных сугробах и видевшего живьём белоснежных косая.
Ядро же геймплея The Mooseman — это разгадывание задачек. Перейдя в иллюзорный мир, шаман заставляет двигаться валуны (вернее, то, что мы считаем валунами), городя себе укрытие или перевоз через пропасть. Коми-язычники, рыболовы и оленеводы, поклонялись стихиям, звериным и деревьям, так что в игре одухотворено чуть ли не всё окружение. Пазлы сложны гладко настолько, чтобы просидеть над ними минутку-другую. В качестве «боссов» выступают лешие да водяные, но сражения не спрашивают аркадной сноровки — достаточно схватить, в чём загадка, и неторопливо и обстоятельно разрешить её, пока очередной шестиногий лось старчески медленно щёлкает челюстью.
Одним словом, «боссы» не нарушают величавой устройся расслабляющего геймплея. Шествуя мимо столбов-идолов, вы будете обнаруживать странички интерактивной энциклопедии — что-то вроде зарисовок из Never Alone. Вызов для вторичного прохождения — сбор музейных фигурок (гребни, подвески и прочее), рассованных по укромным углам. Кому-то приключение покажется непереносимо скучным — ещё бы, глаза работают, пальцы отдыхают. Мне же было увлекательно узнать, чем жили и во что верили Предуралье и Урал до прихода Ермака и промышленников Строгановых. Повествование трогает образцово как в Journey — в отличие от Owlboy с её детской историей.
![](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2017/03/mooseman_obzor-1488114156-s.jpg)
Рене Зеллвегер (Renee Zellweger) осталась бы довольна детищем пермяков! «Оскаровская» лауреатка, напомню, ведёт род как раз от саамов. А если всерьез, у Morteshka получилась на удивление душевная аркада на незаезженную тему. Молокосос из Limbo, правда, может спать спокойно — в своём сегменте он по-прежнему вне конкуренции. Даже рогатый шаман ему не помеха.
Плюсы: симпатичная самобытная графика; показательная информативность (занятная выжимка сказаний и преданий коми, саамов и манси); гибрид удачных механик Limbo и Never Alone.
Минусы: анимации не хватает плавности; куцая продолжительность (полтора — два часа, в зависимости от любви к чтению).