The Outlast Trials вышла в раннем доступе в мае 2023 года и отметила (а скорее, закрепила) знаковую тенденцию — один из лучших сюжетных хорроров 2010-х годов превратился в сессионный кооперативный ужастик. Неплохо хоть, это не очередной клон Phasmophobia, которых сегодня полно в Steam. В любом случае встретили The Outlast Trials неоднозначно. Многим геймерам она понравилась, но была и критика. Так, в нашем видеообзоре почти годичной давности игра получила «Проходняк» — преимущественно за монотонность, обилие гринда, отсутствие страха и небольшое количество контента. Спустя 10 месяцев состоялся полноценный релиз. Какие же впечатления игра оставляет в версии 1.0?
Опять эксперименты…
На самом деле, сделавшись кооперативным хоррором, The Outlast Trials не утратила ни сюжета, ни связей с прошлыми играми серии, ни возможности одиночного прохождения. Тут снова появляется знакомая по прошлым играм корпорация «Мёркоф», а игрок по сюжету добровольно становится подопытным кроликом в её, мягко сообщая, сомнительных с моральной точки зрения экспериментах. Оказавшись фактически пленником, запертым в огромном комплексе корпорации, он должен протекать серию испытаний, где нужно выжить и выполнить поставленные задачи.
Испытания делятся на основные «программы» (по сути, это сюжетные миссии) и добавочные задания (так называемые МК-симуляции). На первый взгляд кажется, что все они являются просто изощрённым способом мучить вас и убивать прочих людей, порождением больного воображения — казни стукача, дёрнув рубильник электрического стула; прикончи священника, опять же собственно отрезав пилой его ноги; забей судью молотками; преврати извращенца в секс-куклу, а потом сожги его…
Доктор Истерман, стоящий за этим проектом, любой раз приводит какие-то обоснования, но выглядят они как мешанина из плохо связанных мыслей — то дети хорошие, и их нужно избавить от тирании попов и матерей, то они уже плохие, и их самих нужно отправиться на изощрённую казнь (успокойтесь, убиваем мы тут не детей, а их манекены). Или же это откровенная издёвка в манере «Наша невинная корпорация не должна страдать за явные преступления, поэтому забей судью».
Но на самом деле за всем стоит попытка сломить персонажа, отпустив его от всяких нравственных рамок и связей с привычными для общества постулатами и моделями поведения. «Освободись, избавься от оков, порви с прошедшим!» — этими призывами нам постоянно тычут из экранов мониторов. И всё это должно подготовить человека к принятию новой идеологии, к тому, чтобы сделаться марионеткой и верным агентом на службе «Мёркоф» или тех, кто за ней стоит и ей платит. А кто именно, мы узнаём из секретных документов-улик, которые припрятаны на степенях. Ну, или можно вспомнить, что писала Джуби о тайных операциях «Мёркоф».
Авторы по-прежнему обожают провокации.
Красота мерзости
В The Outlast Trials подлинно есть сюжет — в наличии стартовое и финальное испытания, да и миссии-программы между ними, повторю, вполне напоминают сюжетные. Они проходят в уникальных декорациях, где нам устанавливают новые задачи, а все уровни отлично проработаны и поражают вниманием к деталям. Хотя местами от этого обилия деталей становится тошно. Художники Red Barrels опять пытаются шокировать нас своей больной фантазией. Ну, или её отсутствием — когда в который раз видишь разодранные, развешанные и разбросанные повсюду доли тел, то удивляться уже перестаёшь.
Задания соответствующие. Про отрезание ног и сжигание заживо я уже писал. А ещё тут приходится толкать тележки с куклами детей в пламя; доставать ключи из кишок трупов; добавлять отбеливатели в котёл, чтобы отравить еду для детишек; бросать вырванные сердца в мишени на аттракционах — ну и всё в таком духе.
Да, пунктами это даже мне, поклоннику Мэрилина Мэнсона, кажется перебором, но ты всё равно продолжаешь восхищаться проработкой уровней, тем, как везде, будь то полицейский участок, храм, парк развлечений или фабрика игрушек, всё тематически выдержано, как творчески используются манекены. Например, в детском приюте по коридорам ездят куклы, напоминающие стриптизёрш в манере монашек.
Радуют, в смысле пугают, и враги, среди которых, конечно, солируют сексуально озабоченный коп с дубинкой (впрочем, тут как будто все, вводя авторов, озабоченные) и Матушка Гусберри — бывшая ведущая детской телепередачи, а ныне страшная бабка с жуткой куклой утки, какой в горло вмонтировано сверло. Этим сверлом она убивает и калечит, а с самим «птенцом» своим же голосом разговаривает, напоминая свихнувшегося чревовещателя. И любой раз это восхитительные в своей маразматичной болезненности диалоги, которые к тому же уморительно озвучены. Надо слышать, каким голосом Матушка и утка выговаривают диалоги в духе «Не смейте трогать детей, мы просто пытаемся их разбудить! — Сейчас бы дунуть кокса!».
От мамаши лучше разом прятаться.
Игра в прятки и догонялки
И в декорациях, и в противниках полно отсылок к прошлым играм серии. Да и в самом геймплее, разумеется. Это по прежнему злой, брутальный и хардкорный хоррор про прятки с монстрами преимущественно в тёмных и закрытых помещениях, где едва ли не бо́льшую доля времени мы проводим с фонариком и в шкафах, бочках, ящиках или под кроватями. Но если враг заметил, как вы прячетесь, то он откроет шкаф или сам залезет под койка и вытащит вас.
Чаще всего остаётся бежать, но выносливость, как и во второй части, ограниченна. И в целом авторы на этот раз постарались ещё вяще усложнить жизнь игроку. Здесь повсюду разбросаны мины, а некоторые укрытия уже заняты местными психами, какие выскакивают, как только вы оказываетесь рядом, и валят вас на землю — вырваться можно только с помощью QTE.
Некоторые двери оказываются затворены (приходится тратить время и выносливость на удары, чтобы пробиться) или оснащены ловушкой — при открытии в грудь игрока вонзается и сваливает с ног крест. Осторожно следует открывать и разбросанные повсюду тайники с расходниками (аптечками, батарейками для фонарика и так далее) — там может очутиться ловушка с ядом, который отравляет разум персонажа. После этого ему начинает мерещиться страшный мужик, какой может возникать из ниоткуда и кидаться на нас, а на самом деле пробегать мимо.
Если вовремя не принять антидот («дихлофос» на здешнем жаргоне) и шкала разума совсем опустеет, то вы впадёте в психоз — экран практически превращается в клип группы Prodigy (Breathe или Firestarter — выбираете сами), за вами начинает гоняться здешнее воплощение Кита Флинта (Keith Flint), и нужно или убежать и переждать, или закинуться противоядием.
В общем, лучше не нарываться, передвигаться негромко и на корточках, не поднимая шума, не попадаясь на глаза и не наступая на стекло, которое выдаёт ваше местоположение. Хотя тут это максимально непросто. Противников довольно много, они курсируют по своим маршрутам в самых важных местах и появляются в самый неподходящий момент, как раз тогда, когда вы желаете отсидеться, ищете батарейку для фонарика или пытаетесь решить пазл (например, открыть сейф с уликами в суде или настроить радиоволны в приёмнике). А в финале любого испытания, когда нужно вернуться в транспорт, увозящий нас назад в комплекс «Мёркоф», как раз у выхода обязательно появляется Гусыня, порой и с иными монстрами.
На финальных этапах особенно важно помогать товарищам. Вот тут один уже истекает кровью, а другого казнят. А я трясусь и туплю в углу…
Есть чем ответить
Впрочем, и игрок теперь не выглядит совсем уж беспомощным. Проходя испытания, мы получаем талоны, за которые в комплексе-тюрьме можно приобретать разные усиления, рецепты (дают бонусы вроде регенерации здоровья или возможности скользить в подкате) и инструменты. Заключительные — это, например, рентген, показывающий врагов через стены, ослепляющая мина, лечебный гель или метательное устройство, поражающее электрическим током и оглушающее неприятелей.
Многие из этих вещей можно ещё дополнительно улучшать, чтобы, например, рентген показывал не только врагов, но также расходники и западни, а бросок оглушающего устройства взрывал мины-ловушки или лечил напарников. Чем выше уровень персонажа, тем более крутые улучшения открываются. А эксперимент для прокачки мы зарабатываем за успехи в испытаниях, которые определяются итоговым рейтингом.
Какие-то из апгрейдов более полезны, какие-то немного, кто-то принципиально их не использует — пройти испытания можно и без них. Но это не отменяет того факта, что гринд в The Outlast Trials есть — как на апгрейды/конструкции/усилители, так и на деньги, за которые мы обустраиваем свою комнатушку, а также покупаем новую одежду и прочую «косметику».
Я сделал себе вот такую горницу.
Но особенно гринд нужен для получения «жетонов перерождения» — как только накопим их достаточно, нас допустят к финальному испытанию, игрок свершит своё первое «воскрешение», и ему откроется новая серия испытаний — «Программа Х». Фактически это вариации всё тех же миссий, но с различными усложнениями — больше сильных врагов и ловушек, меньше расходников и всё в таком духе. Когда и в этих испытаниях свершите три возрождения, откроется экстремально сложная «Программа Ультра», приравненная к эндгейму, — там вас ждут опаснейшие враги, враждебное окружение, повышенное время перезарядки предметов, в инвентаре будет меньше места под расходники, а вы не сможете видеть данные и имена игроков.
Повторение — мама мучения
Все описанные механики позволяют играть в The Outlast Trials одному, почти как в первых двух частях серии, и получать образцово те же чувства напряжения и страха, особенно поначалу. Выживать там действительно непросто, и одна миссия вполне может растянуться на час реального поре. Другое дело, что через какое-то время всё начинает повторяться и сводиться к тому, что вы по кругу играете в прятки и догонялки с одним и тем же неприятелем, который курсирует вокруг важных точек, где нужно повернуть вентиль, что-то взять или решить пазл. И это начинает докучать.
В игре по Сети, естественно, с этим легче просто благодаря распределению действий между игроками. Того же неприятеля можно отвлечь одним членом команды, пока другой синхронизирует эти чёртовы радиоволны. Ну и в целом там веселее, бодрее, можно возрождать союзников, помогать им отбиваться от монстров и подсаживать, чтобы запрыгнуть порослее. Поэтому голосовой чат в кооперативе критически важен, хотя все возможности для координации между игроками и вне его тоже предусмотрены.
В кооперативе значительно ставить отметки на врагов.
Но тут встаёт другая проблема — в кооперативе страх и напряжение быстро уступают место смеху и воплям «Лёха, ты чё, пьяный, лестницу не можешь найти?». Многие атмосферные вещи пропускаются, к тому же финальный рейтинг (а значит, и эксперимент) может просесть из-за некоторых товарищей.
Кроме того, в The Outlast Trials всё-таки маловато контента и в цельном есть проблемы с разнообразием. Да, в финальной версии появилась ещё одна яркая миссия. Теперь тут аж пять (а не три!) основных миссий и десяток добавочных симуляций. Последние — это вариации тех же испытаний, но короткие и с несколько другими заданиями. Например, в основной программе мы толкаем тележку с куклами к пункту их уничтожения, а в симуляции ломаем эти куклы и бросаем их головы в машину для измельчания. То есть всё равно часто речь шагает об одном и том же.
А вот здесь мы измельчаем других агентов.
И в принципе мы всю дорогу что-то чем-то заполняем — то отбеливателем, то головами кукол, то мусором. Также частенько толкаем тележки или что-то починяем — либо синхронизируем те самые радиоволны (делать это нужно особенно часто), либо смотрим, куда ведут провода/трубы, и находим вентили, какие нужно покрутить, или устройства, которые надо обесточить.
Понятно, что есть симуляции, но всё равно не покидает ощущение, что мы мастерим примерно одно и то же. И, видимо, неспроста многие игроки, собравшиеся в одной комнате, предпочитают не бежать к терминалу с выбором миссий и подбором группы, а состязаться друг с другом в армрестлинге или в шахматах (да, есть и такое!).
Понятно, что вышеописанные вещи, включая однообразие контента, гринд и нивелирование хоррора в кооперативе, во многом присущи этому жанру. И у The Outlast Trials определённо есть и будет своя аудитория — тем более что планы у авторов вящие, и по мере расширения и дополнения контента всё, надеюсь, будет становиться только лучше. К тому же в финальной версии разработчики не лишь добавили новые миссии и испытания, но и более грамотно скомпоновали все три программы, сделали их более доступными, уменьшив частично влияние гринда. Кроме того, перебалансировали в лучшую сторону многие улучшения и устройства и добавили диалогов с NPC в комплексе «Мёркоф». Плюс игра заслуживает всяческих похвал за аудиовизуальное исполнение.
Придуманная авторами для The Outlast Trials концепция выглядит весьма интересно. Но меня не покидает ощущение, что игре чего-то не хватает, чтобы повторить успех той же Phasmophobia или Dead by Daylight — в заключительном случае не хватает возможности одному игроку охотиться на других. Меня Trials не зацепила надолго ни в “сингле”, ни в кооперативе ничем, кроме, пожалуй, возможности поиграть в шахматы с товарищами. А выговор, напомню, идёт о хорроре…
Плюсы: проработанный сеттинг; отличный дизайн локаций и монстров; кровавая, брутальная и нездоровая атмосфера; увлекательная концепция; множество улучшений; детальная кастомизация; возможность поиграть в шахматы или посоревноваться в армрестлинге.
Минусы: мало контента; немало гринда; однообразные механики; довольно быстро становится не страшно, особенно в кооперативе.