The Stone of Madness — стелс-тактика в духе Commandos и Desperados от испанской студии The Game Kitchen, авторов дилогии Blasphemous. В привычную для жанра формулу они добавили не попросту нотки, а целые ветра и полотна безумия. Почему же, проходя The Stone of Madness, игроки вслед за персонажами и сами могут словить нервозный срыв?

Безумству храбрых поём мы песни

На самом деле, разработчики, говоря об источниках вдохновения, вспоминают не Commandos и Desperados, а испанское приключение 1987 года La Abadía del Crimen (The Abbey of Crime). Это одна из самых значительных и культовых игр, созданных в Испании, которая стала первой в истории видеоигровой адаптацией знаменитого романа Умберто Эко (Umberto Eco) «Имя розы». После ещё было немало вариаций, включая  Pentiment от Obsidian Entertainment и квест  Murder in the Abbey, изданный DreamCatcher Interactive в 2008 году. Но The Stone of Madness, как сообщают авторы, отсылает именно к The Abbey of Crime — например, тут тоже всё отрисовано в изометрии, а в геймплее есть разделение на дневную и ночную фазы.

Впрочем, сюжет в игре собственный. Понятно, что действие происходит в монастыре, только XVIII века, а не XIV, как у Эко. В игре две кампании — в одной мы ищем доказательства правонарушений местного инквизитора, в другой же, более длинной, копаемся в прошлом монастыря и выясняем, почему он превратился в место, где днём по коридорам ходят и скачут умалишённые, а по ночам снуют призраки.

Монастырь является лечебницей для душевнобольных, а по сути — тюрьмой, куда помимо психически нездоровых людей ссылали и неугодных. Так, один из главных героев, бывший священник Альфредо, попал сюда после того, как вскрыл коррупцию в высшей духовной власти. А семилетнюю Амелию, которая ему помогает, заперли просто потому, что она беспризорница и сирота.

Среди других персонажей есть старушка баба-яга Агнес, которая и правда владеет магией, молчаливый гигант Эдуардо и роковая женщина в красном Леонора, какая не чурается оглушать и даже убивать охранников. Все вместе они сначала планировали сбежать из монастыря, но, столкнувшись с несчастным случаем, связанным с «камнем безумия», разрешили покопаться в тайнах обители.

The Stone of Madness: Обзор «безумной» стелс-тактики от авторов Blasphemous

В итоге получилась пусть и не такая многослойная, как «Имя розы», но тоже увлекательная детективная история, какая говорит не только и не столько о проблемах церкви и религии, сколько о людях. Именно люди и их истории — главное в The Stone of Madness. Удобопонятно, что тут есть забавные безумцы — чего стоит только бабулька, представляющая себя курицей, или местный торговец с буханкой хлеба на башке, который всегда готов распахнуть одежду, демонстрируя товары. Но это не весёлый паноптикум психов, а довольно грустная повесть о несчастливых, но смелых людях.

The Stone of Madness: Обзор «безумной» стелс-тактики от авторов Blasphemous

Пятеро смелых

Грустно потому, что все пятеро наших героев ментально нестабильны и могут приобретать новоиспеченные неврозы и психологические травмы. Но об этом — позже, а сначала — об их смелости и индивидуальности. По законам жанра каждый обладает комплектом уникальных умений, которые мы должны грамотно использовать в предложенных обстоятельствах.

Альфредо, как священник, может облачиться в рясу и сравнительно спокойно ходить даже в запретных зонах или, например, надавить на сюжетного персонажа, заставив его покаяться в грехах. А по ночам, когда кругом начинают шастать привидения, он их задерживает или изгоняет с помощью креста. Эдуардо передвигает тяжёлые предметы, разрушает преграды и с помощью досок делает импровизированный мост. Леонора, как я уже сказал, может оглушать и убивать, а кроме того, умеет употреблять отмычками для взлома замков.

Переносить тела и прятать их в ящики или шкафы тоже могут не все. Агнес в силу возраста ещё и по верёвкам лазать неспособна.

Переносить тела и прятать их в ящики или шкафы тоже могут не все. Агнес в силу года ещё и по верёвкам лазать неспособна.

Агнес накладывает проклятия, способные задержать преследователей, а также собирает травки для лечения персонажей. А махонькая Амелия умеет обчищать карманы и проникать в узкие проходы в стенах, чтобы тайком перемещаться между локациями. Кроме того, она устанавливает ловушки и может сначала подразнить охрану, а потом ловко убежать, заманив врага на ловушку или в тихое пункт, где с ним уже справится Леонора.

У персонажей есть своя база, где они собираются после отбоя, лечатся, крафтят предметы из ресурсов, какие мы всю дорогу собираем на локациях, и торгуют. Каждый делает что-то своё. Эдуардо отвечает за крафт, Леонора связывается с черноволосым рынком и может давать взятки охранникам, чтобы те не так пристально следили за героем (фактически снижает уровень подозрительности). Агнес врачует союзников и заряжает заклинания, Альфредо же читает книги и зарабатывает очки знаний, которые идут на изучение новоиспеченных умений для каждого персонажа.

Сделать всё и сразу не получится — количество действий, доступных ночью на базе, ограниченно, так что приходится грамотно подходить к выбору того, что именно сейчас наиболее полезно.

Сделать всё и сразу не получится — количество действий, доступных ночью на базе, ограниченно, так что доводится грамотно подходить к выбору того, что именно сейчас наиболее полезно.

Пятеро нервных

Всё это в целом классика жанра — с исправлениями, конечно, на специфику места действия. Например, нужно учитывать, дневную и ночную фазы. После отбоя можно разом вернуться на базу, а можно продолжить миссию — есть шанс быстрее выполнить задачу и найти ресурсы/сундуки, но по ночам доступ в отдельный области закрывается и есть вероятность натолкнуться на привидения, которые регулярно нападают.

А вот то, что действительно отличает The Stone of Madness от большинства коллег по жанру, так это то, что у любого персонажа, как я уже сказал, есть своя фобия. Так, Альфредо не любит вида крови и трупов, Амелию пугают каменные горгульи на стенах, Леонора как пламени боится… огня, магия Агнес слабеет рядом с зеркалами, а здоровенный Эдуардо, как ребёнок, начинает трястись в тьме.

Леонора вскрывает замок рядом с огнём — верный способ довести её до истерики.

Леонора вскрывает замок рядом с огнём — верный способ довести её до истерики.

У каждого персонажа есть показатель рассудка, и он снижается не лишь когда героя ловят охранники или призраки, но и когда он оказывается рядом с источником своей фобии. Оставьте Агнес рядышком с зеркалом, а Эдуардо в темноте, и через какое-то время их рассудок упадёт до нуля, доведя персонажа до обморока. А любой раз, когда персонаж теряет сознание, у него появляется новая фобия или психологическая травма. Например, Леонору, какая и без того испытывает муки совести после каждого нападения на людей, начинает трясти при виде монашек. Альфредо начинает страшиться громких звуков и стесняется переодеваться в рясу на людях, Эдуардо приобретает клаустрофобию и так далее.

Вот Эдуардо ненадолго оказался в тени — и всё, здоровый мужик уже в панике.

Вот Эдуардо ненадолго очутился в тени — и всё, здоровый мужик уже в панике.

Тактика стресса

В итоге приходится учитывать тысячу и одну мелочь. Усердствовать держать Альфредо подальше от трупов, Леонору — от огня, Амелию — от горгулий, иначе она начнёт видеть их тени даже на гобеленах. Проблема в том, что авторы не ведают меры — довольно быстро мы оказываемся в ситуации, когда практически всё в пределах видимости нервирует каждого из трёх избранных на миссию персонажей.

Взять Альфредо. Понятно, что не нужно оставлять его рядом с телом вырубленного Леонорой охранника. Но как быть, если в ключевом по сюжету пункте трупы навалены самой игрой, а подойти туда, чтобы с помощью лампады осветить следы и улики, может лишь наш чувствительный падре? Как быть, если его же с лампадкой нужно подвести к другому важному месту, но Альфредо боится оглушительных звуков, которые издают беснующиеся на ветру ставни — а те мы закрыли, чтобы ветер из окна не затушил лампаду.

Между тем без Альфредо по ночам лучше не гулять.

Между тем без Альфредо по ночам лучше не прогуливаться.

То есть авторы специально ставят нас в ситуации замкнутого круга. Поэтому вы легко можете запороть если не прохождение, то кое-каких персонажей точно — кто-то из них почти неизбежно превратится в бесполезную размазню, на которую постоянно материшься.

С одной сторонки, это придаёт происходящему колорит и заставляет играть аккуратнее. С другой — авторы явно перемудрили со сложностью. Даже на посредственном уровне The Stone of Madness
зачастую становится неиграбельной или близкой к этому. Да, с помощью некоторых умений и доступных на базе оружий можно снижать уровень опасности, восстанавливать рассудок и лечить фобии, но это не сильно выручает и всегда обременено сложностями — так, после «психологической поддержки» персонажи некоторое время недоступны.

С ИИ тоже есть проблемы. Вот в этой сцене мы уже устранили одного из охранников, но его напарник продолжает увлечённо играть в карты сам с собой.

С ИИ тоже есть проблемы. Вот в этой сцене мы уже устранили одного из охранников, но его напарник продолжает увлечённо резаться в карты сам с собой.

Кроме того, есть проблемы с логикой в некоторых заданиях — зачастую непонятно, чего от нас желают авторы. Добавьте сюда частые вылеты, сломанные скрипты, провалы в текстуры, неудобное управление (особенно при выборе персонажей и деятельных точек), а также отсутствие нормальных сохранений — и вы ещё лучше поймёте, почему я говорил про неиграбельность.

Выход тут один — снижать сложность и скорость падения рассудка сквозь настройки в меню. Хорошо, что это функция есть, но плохо, что авторы не смогли грамотно сбалансировать сложность обычными, а не читерскими по сути способами.

Далеко не все персонажи сразу доступны в кампании, хотя на уровнях полно мест для приложения их умений.

Вдали не все персонажи сразу доступны в кампании, хотя на уровнях полно мест для приложения их умений.

Всё это тем более обидно, что The Stone of Madness шикарно выглядит и звучит — авторы сообщают, что вдохновлялись творчеством Франсиско де Гойи (Francisco de Goya), и это заметно. Она также рассказывает интересную историю, а сама идея совмещения механик Darkest Dungeon и Commandos выглядит весьма интересно. Однако разработчики явно перемудрили со сложностью и выпустили игру в откровенно слабом техническом исполнении, потому она больше нервирует и вызывает стресс, чем увлекает.

Плюсы: интересный сеттинг и сюжет; яркие персонажи; совмещение классических для стелс-тактики механик с концепцией Darkest Dungeon, когда персонажи исподволь приобретают психические травмы; отличное аудиовизуальное исполнение.

Минусы: есть проблемы с ИИ; дисбаланс сложности, неудобное управление и немощное техническое исполнение делают  The Stone of Madness практически неиграбельной.

Оценка игры