Живо для платформы: PC

Touhou Project — это мегапопулярная аниме-франшиза, целое явление в нынешней додзин-культуре, выросшее из даммаку-шутеров, которые были созданы одним человеком в рамках «Комикетов».

Так, это было вступление для тех, кто в теме. Все прочие могут выдохнуть — сейчас будет то же самое, но по-русски. В Японии регулярно проводятся «Комикеты» — фестивали самостоятельных, любительских (и очень часто — порнографических) комиксов, игр и музыки. В крышке 90-х студент-программист с ником ZUN (настоящее имя — Дзюнъя Ота [Jun’ya Ota]) начал показывать там свои игры, сделанные в жанре top-down-шутеров с огромным числом пуль на экране. Действие их разворачивалось в оригинальной и весьма необычной вселенной Touhou.

Весьма быстро эти игры стали популярными, и в итоге всё это превратилось в натуральный культурный феномен — с огромной армией «тохофанов», тоннами мемов, шуточками для своих, любительскими мангами, фан-артом, вирусными роликами и музыкой по мотивам. На ныне в рамках Touhou Project создано 26 официальных игр, вводя несколько файтингов, выпущено несколько каноничных книг и комиксов. Причём всё официальное, кроме файтингов, создал сам ZUN в гордом одиночестве.

[embedded content]

Сырно — гений!

Вин популярности Touhou Project несколько. Первое и самое основное, все героини тут — это милые девушки в ажурных нарядах и шляпках, какие сражаются с такими же няшками и феями. При этом вчерашняя вражья няшка в следующей серии вполне может оказаться основной героиней, и наоборот — количество играбельных вайфу в этой вселенной достигает двух десятков.

Все девицы — очень яркие, харизматичные, со своим характером и уникальными способностями вроде управления порой, судьбой или даже Луной. Некоторые из них, например знаменитая Сырно (ледяная феечка, какая вечно делает всё не так, как надо), прочно вошли в современную интернет-культуру.

Во-вторых, тут очень интересный мир с налётом иронии, эротики (но без порнографии!), смешением самых различных тем, мифологий и культур, глуповатыми диалогами, сказочно-мистическим сеттингом и зашкаливающим порой градусом абсурда и идиотизма — но в лучшем смысле этого слова. Поступок всех игр разворачивается в регионе под названием Генсокё, который запечатан от внешнего вселенной специальным барьером. Здесь живут люди и ёкаи — всевозможные мистические, и зачастую весьма опасные, создания, включая тенгу (это такие гоблины в японской мифологии), призраков, вампиров и прочих бестий.

Touhou: Scarlet Curiosity обзор игры

Если со спецэффектами всё нормально, то текстуры пунктами всё-таки выдают в игре устаревшую графику.

Пиво для фанатов

Автор культовой франшизы ведёт затворнический манер жизни, и это только подогревает интерес к его работам. Известно, что он — не лишь программист, дизайнер, сценарист, очень талантливый композитор и чуть немного талантливый художник (его по-детски наивный стиль регулярно становится объектом мемов), но ещё и пивной алкоголик со стажем. Собственно поэтому его героини тоже любят «хряпнуть», а некоторые из персонажей вселенной вообще никогда не случаются трезвыми.

Но самое главное, ZUN никогда ничего не запрещает мастерить фанатам и не требует авторских отчислений. Он до сих пор верен идеалам независимого независимого творчества и участвует в «Комикетах» наравне со всеми. Потому помимо официальной продукции регулярно выходят сотни фанатских игр, комиксов, роликов и песен по вселенной Touhou Project, что и обеспечивает подобный высокий градус любви в народе. Фанаты настолько деятельны, что даже сделали свои версии Team Fortress 2 и Castelvania.

Touhou: Scarlet Curiosity — как раз одна из таких фанатских трудов по мотивам. Но при этом она очень амбициозная — это была первая «тохо»-игра, показанная на Е3. Оригинальная версия под наименованием Touhou Koukishin: Adventures of Scarlet Curiosity вышла в 2014 году, два года назад она добралась до PlayStation 4, а сейчас вот в обновлённом варианте появилась и в Steam.

Touhou: Scarlet Curiosity обзор игры

В сражениях с каждым ударом накапливается комбосчётчик.

Вурдулак и немного скучно

Главная героиня Touhou: Scarlet Curiosity — махонькая няшная вампирша Ремилия Скарлет, которая была основным врагом и финальным «боссом» в Embodiment of Scarlet Devil, шестой по счёту (и первой для Windows) игре серии, какая сделала всю эту франшизу популярной и за пределами Японии.

По сюжету Ремилия совместно со своей преданной горничной Сакуей Идзаёй изнывает от тоски в собственном поместье, когда узнаёт из местных газет, что в округе был примечен некий огромный монстр. Чувствуя, что на этот раз ей удастся славно повеселиться и повстречаться с кем-то, кто сможет оказать хоть какое-то сопротивление, Ремилия пускается на поиски чудовища.

Но в ходе первой вылазки она его так и не встречает, а когда возвращается, узнаёт, что на поместье налетели — естественно, симпатичные феечки. Более того, люди находят виновницей всех бед и тем самым монстром саму Ремилию. Сейчас маленькой (по размерам, а не по возрасту) вампирше с крылышками и её горничной необходимо во всём этом разобраться, для чего придётся не только воевать, но и общаться с журналистами, распространяющими про Ремилию грязные слухи.

Touhou: Scarlet Curiosity обзор игры

В таких фантастических декорациях играть особенно приятно.

«Тохо» в стиле RPG

Touhou: Scarlet Curiosity — едва-едва ли не первая «тохо» с таким серьёзным фокусом на RPG-элементах и с очевидным воздействием серии Ys. Фактически из top-down-шутера тут она превратилась в достаточно типичную японскую ролевую игру. С той лишь разницей, что вместо участия в пошаговых сражениях мы в реальном поре очень эффектно и динамично мутузим врагов обычными и особыми атаками. И периодически используем какое-нибудь «имба»-заклинание, уничтожающее всё кругом.

Из врагов выпадают монетки, опыт и новая экипировка, какую также можно найти в припрятанных по углам сундуках. Мы вырастаем в уровнях, автоматически увеличивая несколько основных характеристик героини, а также разучивая новоиспеченные «спеллы» и особые атаки. Какую из них и какой клавишей использовать, вы решаете сами. Вариантов немало — от круговых ударов крыльями или стремительного броска вперёд до какой-либо «Стрелы Одина», сносящей всё на своём пути. В этой ситуации точечная настройка, какие штурмы и какой клавишей использовать, позволяет достаточно гибко менять военный стиль.

Кроме того, тактика прохождения в некоторой степени разнится в подневольности от того, за кого вы играете — за Ремилию или за её горничную. В бою переключаться между ними невозможно — для каждой предусмотрен свой файл сохранения и своя сюжетная черта. Ничего кардинального в плане контента там не меняется — лишь диалоги и содержание кое-каких сцен. А вот боевые стили у них разные: вампирша особенно мощна в ближнем бою, а Сакуя делает ставку на дальнобойные атаки. Впрочем, вопреки заявлениям авторов, совершенно уж критической разницы нет — горничная также может лихо избивать няшных феечек своими ножками в ближнем бою.

Touhou: Scarlet Curiosity обзор игры

Если персонаж упадёт или погибнет, нас отнимут определённой суммы и вернут к последнему сохранению.

Прыгай, пока молодой

По степени сложности Touhou: Scarlet Curiosity, конечно, не сравнится с оригинальными играми. Если не вводить придуманный специально для Steam-версии режим Bullet Hell, то реальную (и то не вечно) опасность будут представлять только «боссы», которые, как и в оригинальных вертикальных шутерах, застилают экран градом пуль и снарядов — между ними необходимо лавировать, одновременно выгадывая момент для атаки.

Да, «крафта» и улучшения экипировки нет, прокачка шагает, повторю, автоматом, а мы на происходящее фактически влияем выбором экипировки и деятельных атак для каждой клавиши. Но в любом случае примитивной игру наименовать нельзя — особенно когда периодически она включает платформер, предлагая скакать по порталам и трамплинам.

Touhou: Scarlet Curiosity обзор игры

Драки с «боссами» всегда проходят под градом спецэффектов.

***

В итоге выходящее затягивает — даже если вы на дух не переносите аниме. Динамичные сражения, прокачка, розыск сундуков и подбор экипировки, грамотная смена геймплейных механик, многообразные локации (от стен огромной библиотеки до магического леса с огромными грибами), симпатичная картинка, какая в Steam-версии действительно стала лучше и сочнее, атмосферная музыка — что ещё необходимо для того, чтобы увлекательно провести за игрой пару вечеров?

А основное, тут есть необычная вселенная, харизматичные персонажи и тот градус ироничного абсурда, какой так выгодно отличает все «тохо»-игры. Мальчики-жуки, феи-журналистки, а посреди итого этого — дуэт главных героинь, которые смачно избивают симпатичных фей. В всеобщем, вполне возможно, что после знакомства с Touhou: Scarlet Curiosity вы, как и я, заинтересуетесь этим уникальным феноменом под наименованием «тохомания».

Плюсы: тут есть маленькая вампирша с крыльями, какая избивает фей; увлекательный геймплей на стыке экшена, ролевой игры и платформера; сочная, улучшенная для Steam-версии графика; есть весьма красивые локации; шикарный саундтрек.

Минусы: иногда игра представляется слишком лёгкой; примитивная ролевая система.