Живо для платформы: PC
Да-да, мы всё и сами знаем. Игру, после прохождения какой некоторые люди признаются, что не знают, как дальше жить и во что резаться; которая имеет один из самых высоких рейтингов на Metacritic в истории; какая, притом что сделана одним человеком и выглядит как насмешка над порой и современными технологиями, продавалась миллионными тиражами и выдвигалась крупнейшими западными сайтами на звание лучшей в 2015-м (а не в каком-либо 1985-м!) году, — вот эту игру под названием Undertale мы в своё пора пропустили. Хотя многие в редакции, конечно, видели, проходили и, присыпая голову пеплом, собирались написать обзор. Но всё как-то не срасталось. Сейчас вот срослось.
Синдром отрицания
Естественно, я тоже прочувствовал популярный уже в медицине синдром, который испытывают, наверное, почти все, кто начинает резаться в Undertale. В моём случае его можно описать примерно вытекающими словами: «Какого… я тут делаю? У меня еще Vampyr не пройдена, 2B вон с пролетария стола укоризненно покачивает юбочкой, а я играю в ЭТО???»
Действительно, нынешнему избалованному геймеру первые минуты проходить творение американского инди-разработчика и композитора Тоби Фокса (Toby Fox) почти физиологически больно. На маленьком экране маленькая то ли девочка, то ли мальчик по имени Фриск воюет с лягушками и какими-то плачущими комариками, общается с прямоходящей то ли козой, то ли ланкой по имени Ториэль и решает загадки уровня «найди за колонной травяную кнопку» или «передвинь камень на платформу». А ещё периодически проваливается сквозь дыры в полу и возвращается, чтобы нащупать верный линия, — и так повторить раз десять. Очень увлекательно…
Комариков и квакушек можно щадить и не убивать, с Ториэль разрешают поболтать по телефону, а на входе вас встречает сообщающий цветочек, словно сбежавший со съёмок фильма ужасов. Всё это дополняется шуточками в духе «Отчего скелету так грустно? Потому что он чувствует одиноКОСТЬ» и следующей сюжетной завязкой. Когда то люд и монстры жили в мире, но потом поссорились, и всех лохматых, когтистых и прочих зверушек и странных существ изгнали под землю. В это подземелье упала Фриск, и сейчас ей нужно как-то выбраться обратно.
Монстры тоже желают отдыхать.
Предупреждение на входе
Местами всё это, конечно, можно наименовать забавным (особенно цветочек), но не более того. А в целом — детсад какой-то, ей-богу. Так что извините, благодарю, но мне надо идти, мы там с доктором Ридом куда более положительные вопросы решаем… Сказал я, подошёл напоследок к какому-то камню, какой надо передвинуть на платформу, а тот вдруг как рявкнет: «Эй, полегче! Желаешь меня подвинуть? А спросить сначала было слабо?» Ошарашенный, я подвинул и собирался уже минуть через ловушку, но камень слез с платформы, а в ответ на мой изумленный взгляд не менее удивлённо спросил: «А чё, слезать нельзя было?»
В всеобщем, как вы уже поняли, я остался. Мне, как любителю абстрактного-сюрреалистичного юмора Бориса Виана (у него в «Пене дней» дверная ручка оживала!), сделалось намного интереснее. Вам, возможно, станет интереснее по каким-то иным причинам. Но в любом случае вы тоже не бегите сразу с воплями «Помогите, пиксели глаза убивают!», а дайте Undertale шанс. И она раскроется так, что после будет не оторваться…
Шутки для своих
Формально, да и фактически, Undertale — это пародийная JRPG в духе культовой EarthBound (ею в том числе Тоби Фокс и вдохновлялся) и South Park: The Stick of Truth, какая высмеивает клише этих самых японских (да и не только) ролевых игр.
Все стандарты ролевого ГОСТа на пункте. Периодически на персонажа наваливаются враги, за победы в пошаговых битвах (чем-то отдалённо напоминают Wizardry) он получает очки эксперимента и монетки, за которые можно что-нибудь прикупить у торговцев. На пункте и автоматическая прокачка характеристик с ростом уровней, и драки с «боссами», и сундуки, и отели, где позволяют отдохнуть.
Опасностей в этом мире масса, но не всё стоит принимать за незапятнанную монету.
Вот только с «боссом» можно и подружиться, а потом записать его нехитрый номер в телефон. А когда в первой же лавке вы нажмёте кнопку «Реализовать», усатая и мохнатая торговка спросит: «Я те ломбард, что ли?» Рядом с лавкой есть отель, сын владелицы которой говорит вам: «Мама уверяет, что сон может восстановить здоровье до максимального ОЗ. А что такое ОЗ?» А в качестве целительных зелий тут может выступать кус снеговика. И чем больше вы от него откусываете, тем меньше он становится и тем жальче его…
Пришлось и головоломкам. Забавный скелет Папирус, любитель ребусов, шарад и королевской стражи, тут может минуту сбивчиво объяснять, по каким клеточкам необходимо пройти, что произойдёт, если встать на клетку синего, лилового или зелёного цвета, а вы, еле сдерживая улыбку, уже понимаете, что всё это туфта. И подлинно, пройти можно по любым.
Бить или не бить?
Но главное — сражения. Вот эта фирменная, системообразующая для игры возможность не убивать неприятелей, а болтать с ними, флиртовать, покачивая бёдрами (какое-то лохматое желе будет радостно покачиваться в ответ), шутить, угрожать, раздавать комплименты их шляпкам, льстить их шуточкам, снимать навешанные на неимущего оленя подарки и чего ещё только не делать, чтобы снизить градус агрессивности противника и закончить бой без обоюдного кровопролития, — это поначалу выглядит исключительно как пародия на типовые пошаговые драки.
Если решили всё же бить, то и тут вас ждёт ироничный сюрприз: и ваши, и вражьи атаки оформлены в виде мини-игр. И чтобы избежать тяжких телесных, пуще всего нужно, прямо как в даммаку-шутерах, лавировать сердечком среди всякой летящей на вас бяки вроде слёз призрака Напстаблук. Но случаются и весёлые исключения — иногда нужно избегать огромных топоров, уворачиваться от скачка лягушки или собаки и даже самому сигать сердечком сквозь препятствия.
Тоби Фокс любит собак, поэтому тут их особенно много.
Весёлые сюрпризы поджидают и врагов. Когда тот же Папирус во пора драки с ним подготовит свою супермощную особую атаку, то её выплеснет какой-то перепуганный кот (или кто это был?), а потом с ней же под возмущенные крики костяка и убежит за пределы экрана.
Смех до костей
Но это не сугубо производственная комедия, иронизирующая над жанровыми клише. Это в принципе отличная и неглупая комедия абсурда, которая едва ли уступает творчеству того же Бориса Виана, Хармса или, не ведаю, «Монти Пайтона». Собаки тут играют в кабаках в покер сами с собой (и, представляется, проигрывают) или зачарованно смотрят на снег, «ожидая, когда он обратится в искусство», а один скелет рассуждает о том, что люди произошли от костяков.
Ты начинаешь восхищаться текстом Тоби Фокса, его юмором и тем, как пять он прописывает персонажей. Тот же Папирус, который мечтает прокатиться по долгому шоссе, чтобы ветер развевал его волосы, а солнце пригревало его кожу, и которому в социальной сети осталось ровно 10 до двухзначного числа подписчиков, — это ведь что-то на степени Морте из Planescape: Torment и героев Grim Fandango.
Такие персонажи, как, так, лупоглазая девочка Чара или уже упомянутый кровожадный цветочек Флауи, навек остаются в памяти. Да чего уж там, почти все ключевые герои и злодеи Undertale остаются в памяти…
Подружиться с «боссом», какой недавно хотел тебя убить, и сходить к нему в гости? Такое в Undertale вероятно.
От души или без души
Самое главное, что героем или злодеем может быть и сам игрок. Потому что Undertale — это не лишь комедия. А может, и не столько. Банальный вроде бы сюжет исподволь перерастает в нечто большее — в историю о душе и бездушности, о ненависти и прощении, добросердечии и безжалостности. Показательна тут фраза, увиденная в здешней библиотеке: «Любовь, надежда, сострадание — говорят, из этого заключаются души монстров. В конце концов, люди показали, что они могут быть и без души».
Поэтому мир вокруг перестаёт казаться лишь забавным паноптикумом, заселенным чудными фриками. Монстры тут живут почти как люди — наряжают ёлку, мастерят подарки, ходят в библиотеки и бары, у них есть свои короли, политические распри и лукавые интриганы. И вот по этому миру вы можете пройтись калёным железом или с усмешкой и протянутой для рукопожатия рукой, точнее, ладошкой ребёнка. При жажде практически с каждым «боссом» вы вольны разойтись миром, не добив его решительно, а потом ещё и стать его другом, пройдя забавную мини-игру.
Мир, труд, die?
Это может быть и трагедия, и мелодрама, и трагедия, финал которой вы определяете сами. Тут мы подходим к самому основному. Давайте вы сделаете вид, что не знаете об этом, а я с важным видом заявлю, что минуть игру разрешают тремя способами — геноцидом, убивая всех неприятелей и ключевых персонажей, пацифистом, не убивая вообще (и не получая эксперимента, только деньги!), или нейтралом, кого-то убивая, а кого-то нет. И та самая возможность щадить противников в бою — это не попросту шутка над пошаговыми сражениями, а ключевая механика, которая воздействует на всё прохождение.
Каждый из трёх вариантов открывает не только различные концовки, но и какие-то сюжетные ответвления, влияет на то, какие NPC вам встречаются, а какие нет, что они сообщают и так далее. Соответственно, в идеале, конечно, нужно пройти Undertale три раза. Вот лишь лучше сначала уж «на геноцид», а потом «на пацифиста», а не наоборот. Потому что я не соображаю, как можно убивать тех, кто уже стал тебе другом…
Понять, избить и пощадить.
***
Если неизменен тезис, что видеоигры призваны создавать новые дивные вселенные, в которые хочется верить, то Undertale — более чем наглядная его иллюстрация. Это тот самый магический шкаф с порталом в иную реальность, где можно встретить самых необычных на свете товарищей, где возможно всё и откуда очень не хочется возвращаться. Тоби Фокс придумал весьма яркую и живую вселенную, да ещё и сопроводил всё это гениальной музыкой. Потому игру хочется разбирать не только на цитаты и на любимых персонажей, но и на треки для своего плейлиста.
Некто, конечно, скажет, что всё это рассчитано на «задротов-аутистов», которые предпочитают дружить с пикселями, видая в скоплении цифр и программных алгоритмов новый мир и новых товарищей, возводя их в культ, а потом ещё и придумывая про них комиксы. Можно произнести и так, но лучше не говорить, а попробовать самому. Тем более что при желании и из идейных соображений вы вольны истребить всю эту сказку нафиг. Если, конечно, сможете наполниться решимостью.
Плюсы: шикарные сюжет, юмор, персонажи и диалоги; возможность миновать игру, не убив вообще никого; разные концовки; гениальная музыка.
Минусы: игра всё-таки спозаранку или поздно заканчивается; не лучший на свете визуальный стиль.