Прежде, чем перебежать к делу, вам следует понять пару вещей.

Во-первых, фанатам серии SaGa, уже владеющим ремастером 2022 года, тут делать нечего. Разница между Romancing SaGa: Minstrel Song Remastered 2022 года и Romancing SaGa: Minstrel Song Remastered International 2025 года заключена сугубо в этой самой приписке International. Сиречь в переводах на ещё четыре стиля. Русского среди которых нет и в помине.

Во-вторых, если вы ищете в jRPG-играх в первую очередь сюжетное повествование, то эта игра не для вас. Формально у восьми доступных на выбор героев есть свои истории. По факту они варьируются от «ты сын великодушных кровей, иди выполняй благородный долг в серии благородных квестов» до «ты странствующая танцовщица. The end». И нет, последнее даже не утрирование. Избрав танцовщицу Барбару, игрок банально остаётся на попечении самого себя. Иди куда хочешь, делай что хочешь, сам разберёшься, а пока катайся на своей колымаге между городами под клёвую песенку. Вот лишь и другие персонажи особо активно тебя за руку не ведут. Дальше начальных квестов ты должен сам выискивать себе задачи, болтая с любым встречным болванчиком в поисках новых событий и доступа к новым локациям на карте.

Так что квесты пропустить здесь легче несложного. Более того, упускаемость контента – это чуть ли не главная особенность игры, на которую работает система Event Rank. Любая победа в битве поднимает очки ER, и по достижении определённого лимита состояние игрового мира меняется: открываются новоиспеченные квесты, пропадают старые, какие-то личности больше не дают добавить их в отряд, и так далее. В идеале такой подход основывает уникальное приключение для каждого игрока, мотивируя к перепрохождениям в поисках пропущенных квестов. В реальности же это просто лишний ключ стресса, который заставляет задуматься: а не лучше ли оббежать всех монстров на локации, чтобы не пропустить чего после? И чуть позже быть торжественно растерзанным на кусочки уже в каком-нибудь обязательном бою. Спасибо хоть ремастер добавил такую новомодную фичу, как автосохранения, так что последствия промахов ощущаются не так больно.

Собственно, улучшений в сравнении с оригинальной PS2-версией хватает. Тут вам и ускорение геймплея, и новые персонажи, каких можно добавить в отряд, и усиленные боссы (будто они раньше были такими простыми), и новые классы. Особо показательно, что в игру, должную проходиться по задумке авторов вяще одного раза, только в ремастере добавили нормальный NG+ с возможностью выбора, что переносить в следующий забег.

Самое основное же улучшение: HD-текстуры. И тут возникает самая субъективная претензия к Minstrel Song: персонажи выглядят стрёмно.

Собственно, их сложно обрисовать формулировками, где не соседствуют слова «криповые» и «карлики». Томоми Кобаяси, ответственная за арт-дизайн серии SaGa – легендарный иллюстратор степени известного по обложкам к Final Fantasy Ёситаки Амано, но это не значит, что её стиль хорошо ложится на местные пропорции тел, проходящие по весьма тонкой грани между чибиками и попытками в реализм. Зато всякие леса и поля вышли на ура: за счёт прекрасных задников у игры очень хорошо получается делать вид, что окружающий мир гораздо больше, чем есть на самом деле.

Romancing SaGa: Minstrel Song Remastered (International или нет – не суть) – игра не для всех. Немало того, это игра для очень узких прослоек людей. Либо для поклонников самой серии SaGa, либо для фанатов всяких Choose Your Own Adventure.

Но охота воспользоваться релизом International-варианта, чтобы в очередной раз с досадой сказать, что игра заслуживает не очередного ремастера, а ещё одного ремейка-переосмысления. И недавняя Romancing SaGa 2: Revenge of the Seven вполне себе обосновывает, что такой подход куда как лучше подходит для привлечения новых игроков.